Дефолт, или Негритянка Лиза

Маша Лукашкина
Это теперь родители, вспоминая то лето, говорят, что оно трудное было, и такое слово неприятное произносят: ДЕФОЛТ. А ещё говорят, что доллар во время этого дефолта стал вдруг расти и расти… И от этого все ужасно забеспокоились. Это же как температура во время гриппа. Это ж очень страшно, когда она растёт и растёт.
И продавцы испугались и подняли цены… На всё, даже на детские игрушки.

Но это я сейчас знаю, а тогда мне мама этого ещё не объяснила, потому мне всего пять лет было, я даже в школе ещё не училась.

Во время дефолта к нам в дом и переехала тётя Тамара.

Мы с папой шли гулять и увидели, как она выносит из соседней квартиры пустые коробки и полиэтиленовые пакеты, набитые бумагой.

- Так вы, значит,- сказала тётя Тамара, - наши соседи? Давайте познакомимся: Тамара. Мы вчера въехали, сегодня вещи распаковали. А помочь нам некому.

Наш папа, конечно, сразу стал ей помогать, лифт вызвал и сказал мне держать его, жать и жать на самую нижнюю кнопочку, пока они его с тётей Тамарой коробками не набьют.

А вечером тётя Тамара пришла познакомиться с мамой. Мама нашу таксу Дуню в большой комнате закрыла, потому что тётя Тамара, как её увидела, сразу руки к груди прижала и спросила:
- Не кусается? Я собак боюсь. - А Дуня зарычала.

Потом они с мамой посидели на кухне, потом по квартире походили. Тётя Тамара заглянула к бабушке и спросила:
- А мебель в этой комнате вы обновлять собираетесь?

 -Не собираемся, ответила мама. - Вы уж извините, мне некогда. Мне обед готовить надо, скоро муж с работы придёт.

- А моей Людочке завтра четыре годика будет, - сказала тётя Тамара. - Как неудачно получается, мы в Москве никого пока не знаем. И беспорядок у нас. И в магазинах какие цены, в общем, вы понимаете… В три раза всё подорожало, до чего дошло! Но вы к нам завтра всё равно приходите. В пять часов. Пусть наши девочки подружатся, раз уж они рядом живут.

Мне не хотелось туда идти, честное слово! Раньше в соседней квартире жила Анна Алексеевна. У неё была очень красивая собака лайка. Вся чёрная, с белой грудкой и наполовину белым хвостом. А на лапах у неё как будто белые носочки были.

- А почему собственно ты не хочешь? - сказала мне мама. - Это же праздник, день рожденья. Кусок пирога съешь, с девочкой поиграешь…

Тут мама задумалась, а потом спросила:
- Вот только какой бы подарок нам этой Людочке купить?

В общем, пошли мы в Универмаг, а там в детском отделе из того, что не подорожало, лежат только железный конструктор для мальчиков, розовая пластмассовая дудочка и кукла. Чёрная, в красной юбочке и с кудрявой-кудрявой головой.

- Что покупать будем? - спрашивает мама. - Дудочку? Слишком простой подарок.

- Давай куклу подарим, - говорю я маме. - Хорошая кукла.

- Покажите нам, пожалуйста, эту негритяночку, - просит мама продавщицу, берёт куклу на руки, смотрит на этикетку и вдруг говорит: - А знаешь, как её зовут? Лиза.

И мне сразу захотелось такую же куклу.

- Нет. Две я покупать не буду, - говорит мама. - Нам денег не хватит.

- Не переживайте, - говорит продавщица, - у нас такая Лиза только одна. Второй такой нет.

И мы купили Лизу.

Назавтра мы разделили букет, который бабушка с дачи привезла. Мама взяла половину букета, а мне дала Лизу. И мы позвонили в соседнюю квартиру.

- Проходите, проходите, - сказала тётя Тамара. И мы мимо коробок и мебели, которая прямо посреди комнаты стояла, прошли в окну и увидели стол, на котором была большая ваза с красными яблоками, и розовый торт со свечками, и соки разные в пакетах. А за столом сидела маленькая Людочка в таком платье, как у принцессы, и с бантом на голове.

- А у кого тут день рожденья? - спрашивает мама. - Мы тому подарок принесли. - А сама мне глазами на Людочку показывает.

Я подошла к Люде и говорю: - Это Лиза. Она раньше в Африке жила, поэтому она такая чёрная стала. Это от солнца. - И даю ей Лизу прямо в руки. Людочка взяла её, а тётя Тамара вдруг выскочила из-за стола и к Людочке подбежала. Взяла Лизу двумя пальцами за юбочку и унесла куда-то. А Людочка ничего своей маме не сказала. И даже не заплакала, что удивительно.

- Мы потом в вашу куклу поиграем, - сказала тётя Тамара. И вытерла Людочке салфеткой руки. А потом говорит:

- Давайте свечки на торте зажигать.

Потом Людочка свечки на торте задувала, а тётя Тамара ей помогала, потом мы торт ели. Потом водили хоровод и пели песню о том, что день рожденья только раз в году.

А когда мы уходили, мама вдруг спрашивает:
- Так мы возьмём Лизу?

А тётя Тамара отвечает:
- Да-да, берите, если вам чёрные нравятся.

И мы взяли Лизу себе.