Введение в культурологию I

Ирина Липинская
В начале был рай. Точнее сказать, вначале была скука. Все есть в изобилии, бояться некого, желать нечего. Растения растут никому не нужные, животные бродят лениво, человек их не пугает. Да и человеков всего ничего: Адам и Ева. Да и те бродят среди всей этой красоты бесцельно, сами по себе, ни для кого, ни для чего. Какая-то совершенная замкнутая в себе ситуация. Никакого конфликта для развития.

Ева, как любая нормальная женщина, скучала в раю. Она бесцельно бродила по природе и от этого безумно уставала. Раз устав, она прилегла под тенистым деревом. Она рассматривала чистое небо со свеже народившимися звездами, которым несть числа. Считать их Ева не умела, поэтому они быстро ей надоедали своим мельтешением. Взгляд ее соскользнул под крону дерева, под развесистые ветви, на серебристую гладь ствола. Вдруг она заметила чудные полоски, которые украшали ствол. Украшения Ева любила. "Адам - сказала Ева - Посмотри, что это такое? Иди, спроси у Бога - нашей бесконечной мудрости." Адам был не любопытен, но уперт: сказано - сделано. И пошел Адам к богу. "Это вехи моего творения, чтоб не перепутать последовательность, какой день за каким идет. Знаешь, работаешь, работаешь, потом себя не помнишь от усталости. Вот я и сделал зарубки на память.
Не обращай внимания. Меньше знаешь, лучше спишь" - ответил уставший бог сгоряча. Потом он об этом конечно пожалел, но слово не воробей…

Адам был не дурак, он ведь был создан по образу и подобию. Он тоже решил оставлять зарубки на стволе, чтобы считать дни - все ж веселее, чем жить в безвременьи. Чиркал он, чиркал палочки, много начиркал и удивился: так много дней прошло, а ничего не изменилось. Все по-прежнему бесцельно бродят, и ничего поступательного не происходит, только один Адам добавляет палочки на стволе. Тогда Адам решил обозначить совершенно пустые дни кружочком. Получилось красивее. Ева заметно повеселела и похорошела: она тоже решила нарисовать палочки и кружочки. Но, по обычной женской недальновидности, она рисовала их на том , что близко лежит, на себе. Теперь было не так скучно: мелкие животные в испуге шарахались при ее появлении. Это было забавно. Потом человеки стали соревноваться: кто лучше и быстрее нарисует. Дальше - больше: кто страшнее, кто смешнее, и так далее. Животные в раю совсем обезумели от страха и стали бегать стаями и табунами, пугая уже себе подобных. В общем, началось настоящее веселье. На этом изменяющимся фоне Адам и Ева стали партнерами. Они уже договаривались, что кому рисовать и по какому поводу. Конечно, они не совсем доверяли друг другу и иногда мухлевали. "Ты этого не сделал, а нарисовал". Или. "Адамчик, ты забыл нарисовать". Неожиданно они обнаружили, что у них есть память. Память была нарисована на дереве. И долгими вечерами они сидели под деревом и вспоминали: А помнишь?.. Это был ты. Посмотри, вот твоя зарубка. В этих непрекращающихся забавах они совсем позабыли о боге, который дремал на границе познания. Им казалось, что они прекрасно обходятся и без него. Во всяком случае, без него веселее.

Бог неожиданно вынырнул из-за куста. Глаза его метали молнии, а из груди вырывался рык, подобный грому. Адам и Ева потеряли дар речи и ничего не могли возразить на божеские претензии.
- Что за веселье без меня тут устроили? Развели тут, понимаишь, содом и гоморру. Всех животных переполошили и перепутали. Беспорядок, одним словом.
- Ты зачем испортил мое дерево? Где мои семь дней? Все перепутали, переписали, закрасили!
- Иди отсюда - сказал бог Адаму. Еву он в упор не замечал.
Растерянный Адам, спотыкаясь, поплелся вон из рая. Еве стало так жалко его, что она, похватав все свои юбки, бросилась вслед за ним. Лучше с ним, чем жить в бесконечном раю с кисельными берегами, - с ним веселей.
"Ах вы, неблагодарные дети! - погрозил им вдогонку бог - Иш ты, обиделись, ушли. Даже не
обернулись. Бросили меня одного". С этими словами он вознесся к облакам. Засел там, украдкой наблюдая за людьми и лица своего им не показывая: пусть знают, что за все надо платить. "Еще вернетесь, в ножки поклонитесь".
Перепуганные Адам и Ева пошли по необработанной богом каменистой земле голодные и холодные. И заплакали они горькими слезами и стали звать бога: Бог, для чего ты нас оставил?! Но бог им не отвечал и лица своего не показывал, из вредности. Так люди постепенно забыли лик божий и как его зовут.

А кому работать? Кому нас кормить? Тогда, не долго думая, Адам и Ева решили завести детей: Авеля и Каина. Один занялся животноводством, а другой растениеводством. Жизнь людей на земле стала налаживаться.

*
Слово, которое было в начале мира, легло в начала культуры. Ведь культура есть человеческая необходимость в осмысленном преобразовании природы. Бог дал, конечно, промашку, рассказав человеку что да как. Но обратно слово в рот не засунешь. Поэтому неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Если наша культура кривовата, то мы знаем к кому предъявлять претензии.
*
Дерево, которое посадил бог, и под которым Адам и Ева весело проводили время , называлось орех. Но, когда бог увидел, что все оно изрезано и изрисовано, то поперхнувшись, вымолвил: "грех". Отсюда и повелось называть испорченное и неправильное грехом.
*
А прелюбодеяние? - спросите вы. Так, прелюбодеяние - это грех стада, а не человека. Это
животному нужно блюсти чистоту породы, чтоб обезьяна не стала лошадью. А человек -он же
человек, хоть беленький, хоть желтенький, хоть черненький.