Введение в культурологию ii

Ирина Липинская
Оставим навязнувший в зубах рай и перенесемся в другие сказания, которые повествуют о сотворении человека. Заметим, человека, а не обезьяны, - ну, это к слову.

В достопамятные времена, когда младшие боги самолюбиво взгромоздились на Олимп (отсюда и их название "олимпийские"), узурпатор Зевс, не понятно зачем, решил создать людей совершенно нелогичным способом. Если библейский бог сотворил человека по своему образу и подобию, то Зевс просто слепил человека из красной глины, без всяких там сложных нано-технологий выращивания из ребра.
У Зевса все было незатейливей: сделал человека на верстаке и поставил его греться на солнышке болван-болваном - ни читать, ни писать. Умыл после глины руки и успокоился довольный: Мол, все, дело сделано, гуляю смело.
Этим бы дело и закончилось, и нас бы с вами не было, и не было бы нашей грозной цивилизации, но... У Зевса был дядя, который был старшим богом, титаном. Его звали Прометей. Не знаю уж почему, но Прометей явно строил козни против существующего режима. Так сказать, бог -диссидент.
Когда Зевс пошел гулять, Прометей решил испортить то, что сотворил своими собственными, божественными руками Зевс. Мало того, что он решил "улучшить" творение! Он еще на всех углах кричал, что это он сделал человека, а Зевс только повторил его уникальный эксперимент. Так что, мы до сих пор не знаем, кому мы обязаны своим происхождением. Точно знаем, что происхождение наше божественное. Потом, именно народ называет своих героев. А Прометей, не дурак, живо смекнул, как остаться в памяти народной, которая его может возвеличить. От богов же не дождешься благодарности.

Кажется, Прометей больше любил людей, чем богов. Он проводил с людьми все свое свободное время: играл, забавлялся, учил ремеслам. Но и этого ему показалось недостаточным. Он решил одарить людей божественным огнем, который он стащил с Олимпа, буквально умыкнул из-под носа. Я думаю, что сделал он это из вредности, чтоб насолить Зевсу, который не очень внимательно следил за своим хозяйством.

Что это был за огонь - не понятно. Только глиняный человечек, обожженный этим огнем, стал крепче, закалился. И когда Зевс решил уничтожить человека водой, человек не исчез, не растворился. Даже больше. Наученный неповиновению мятежным Прометеем, человек перестал подчиняться Зевсу и занялся выживанием с применением искусства. А искусство - это вам не веревки вязать. Начали строить парфеноны всякие, афродит ваять и сочинять про небожителей всякие нелепицы, чтобы все знали и другим передавали. В общем, создавали общественное мнение на века. Вот какую они развили культурную деятельность после потопа!

Зевсу так обидно стало за себя и свою команду: что нет в ней единства, никакой корпоративности, что свои же пакостят и препоны строят. Плюнул он с самой высокой точки горы Олимп на людей и стал искать крайнего, на ком отыграться. А Прометей, вместо того, чтобы сидеть тихо и молчать в тряпочку, ходил выпятив грудь и всем рассказывал, что Он и народ - едины. Эти преждевременные лозунги довели Зевса до белого каления в кузнице Гефеста. Метая молнии, приказал он Гефесту выковать большие и крепкие цепи. Гефест печалился, печалился - он не любил конфликтов. Но делать нечего: сковал для двоюродного дедушки великие цепи с антиржавчиной, чтобы долго прослужили.

В те далекие времена о Сибири еще не знали, поэтому Прометея отправили на край земли, на Кавказ. Приковали к скале Прометея цепями, чтоб ненароком не свалился в кавказское ущелье, родственник все-таки. Иногда к нему в гости на Кавказ прилетал орел и выклевывал печень. Печень потом заживала. Периодически операция на печень повторялась.
Все-таки гуманные были боги! Прометей в ссылке наверняка исходил желчью, вспоминая своих родственничков. А они ему печенку постоянно восстанавливали. Потом, он же вынужденно постился, жирного и жареного не употреблял - а это здоровое питание.
Зевс, он тоже психом был. Наверняка и у него печень тоже пошаливала, учитывая его разгульный образ жизни и нервотрепку по управлению делами, да и семейные дрязги... Но ведь никто не побеспокоился о его печени! А о Прометее беспокоились. В конце концов, на Кавказ пришел Геракл и освободил Прометея.
"Пойдем, дедушка, со мной гулять, я домой не вернусь. Ну их, скучно. Того нельзя, сего нельзя". И пошел Прометей с Гераклом к людям жить навсегда. А у людей, греков, уже была высокая классика, Афины, Перикл и много чего интересного. Не то, что на ветхом Олимпе с его развалинами - ни от ветра, ни от дождя не укрыться.

И мы бы с удовольствием пожили бы какое-то время в античности. Правда, с Гераклом за одним столом оказаться не хотелось бы - псих он был ненормальный, как и его папаша Зевс.

Так что, Прометей оказался хитрее всех. Он пожал то, что посеял. Посеял культуру, пожал комфорт на старости лет. А богов с Олимпа как ветром сдуло, кто же будет жить в таких нечеловеческих условиях!?

Человек опять оказался испорченным, как и в случае с расшалившимся Адамом. Человека боги
недоглядели, распустили, пустили на самотек, отнеслись несерьезно. Упустили процесс, одним словом.
Можно ли сказать, что культура -это испорченная природа?
Обернувшись на отвернувшихся богов, мы скажем: Новая природа.