Спаси и помилуй...

Валерий Розенберг
.....Мои представления о религии формировались в традициях активно атеистической страны: бога нет,.. опиум для народа,.. посещения церкви не рекомендованы. Словом, всем всё известно. Но один эпизод был настолько для моего сознания действенным, что запал в душу больше всех антирелигиозных давлений, вместе взятых.
.....Я рыбачил на берегу Днепра, увлёкся и не заметил, как безоблачное небо заволокло такими тучами! Едва успел смотать спиннинг, добежать под навес речного вокзала - хлынул как из ведра ливень, не виданный мною от роду. Сюда же заскочил ещё один прохожий. Кроме нас двоих - никого. И этот мужик в певучей украинской манере вдруг рассказал мне о таком же точно ливне, в этих самых местах, много лет назад. Я лишь перескажу содержание, даже не пытаясь сохранить лексику рассказчика. Это часто звучит фальшиво - попытка передать национальный колорит речи.
.....-Я тоже страстный рыбак. Не мудрено, вырос на Днепре, места тут были рыбные, до строительства плотины,- стал рассказывать он, после знакомства накоротке - откуда я приехал, да почему именно сюда, да как звать.
.....-В те годы всяких лесок у меня не было. Поводки делал из конского волоса. Но как-то батя привёз подарок из Киева - метров десять настоящей лески. Строго наказал брать её только на поводки. Чтобы в случае зацепов или отрывов большой рыбиной у меня оставался запас этой драгоценности. Но я, конечно, сразу весь кусок лески снарядил для рыбалки, веря в крепость этого капрона-нейлона. При первом же закиде новая снасть оправдала себя - поклёвка было резкой и неожиданной. Пока я сообразил подсечь да потянуть, рыбина успела метнуться в глубокий омут и замотать снасть на корягу. Тянуть? Оборвёшь. Нужно нырять. Леска под водой была невидима, поэтому я стал пропускать её между пальцев, уходя в омут на глубину. Но замотано было так прочно и так много, что распутать снасть долго не получалось. Её даже на берегу, если перепутается, не так легко разобать. А если в воде, наощупь!...
.....И тут я вспомнил наставления моей бабушки: в случае крайней нужды, когда надежд на спасение нет, найти на небе тучку-хмарку (там обязательно есть боженька!) и хорошенько помолить Бога о помощи - он поможет. Небо было чистым, только вдалеке проплывало малюсенькое облачко. К нему я обратил свои слёзные просьбы о помощи. Молюсь и ныряю, молюсь и ныряю. До ломоты в голове ныряю в омут - проку нет! А облачко наплывает на этот берег, где мы вот сейчас стоим, превращается в чёрную тучу и взрывается таким же точно ливнем. Последний раз нырнул я уже в бушующую волнами реку, меня швырнуло от берега, а леска намоталась на ладонь и... оборвалась. От самого удилища порвалась леска, а пока я выплывал к берегу, вся выскользнула из моей ладони. Представляете моё горе!
.....Вылез на глинистый берег, лежал лицом к туче и ливню . И вдруг из меня через потоки холодной воды вырвался рёв туда, к тучам, где "обязательно сидит боженька". Всё моё нутро выревело один вопль: -Нету тебя, Господи! И никогда не было!- Я понимаю глупость детского выкрика, но с того дня и по сию пору не верую. Первым в нашей семье отступился от веры - ничего не могу с душой поделать!-
Таким остался в памяти моей рассказ мужика, с которым до конца отпуска я больше не встречался.
Но в разговорах о вере я невольно вспоминаю рассказ человека, от роду воспитанного в религиозном духе, но разуверившегося.
.....Каким же лицемером мог бы предстать я, воспитанный в атеистических традициях, заяви вдруг о своём приходе к вере. А потому вопрос моих восприятий Бога, или отвержений Бога остаётся моей личной проблемой, которую я ни с кем обсуждать не намерен.