Встреча с поэзией. И. Нерцева

Татьяна Кувшиновская
 Нынче большая редкость – прикосновение к поэзии родниковой чистоты. Но чудо произошло на днях в Доме Культуры «Гавань» в угловой комнате на третьем этаже, где каждую среду собираются неравнодушные к поэтическому слову студийцы Рубцовского Центра и ЛИТО «Балтийский парус», руководителем которых является Сергей Анатольевич Сорокин-Вакомин.
 Для меня это первая встреча с поэзией тридцать лет назад ушедшего
в мир иной поэта Игоря Нерцева. Он оставил нам в утешение скромный по объёму, но наполненный внутренней экспрессией сборник стихов под
заглавием «Дневной свет». На сорок втором году, в самый что ни на есть день человеческой жизни, его не стало, и приходится только гадать, что бы и как смог сказать он нам, доживи до своего «вечернего света»…
Игорь Нерцев – это псевдоним. На ленинградской киностудии его знали как оператора Шадрова Евгения Михайловича, профессионально работавшего с камерой, и мало кто подозревал о его серьёзном увлечении работой со словом.
Родные, друзья и ревностные почитатели наследия Игоря Нерцева
собрали 24 декабря 2003 года любителей поэтического слова почтить память поэта, о котором можно сказать, что он вложил в копилку русской культуры свой не девальвируемый вклад.
Сестра поэта Валерия Михайловна Шадрова прочитала дневниковые заметки Игоря Нерцева, достойные особой публикации наряду с неопубликованными его стихами. Школьный друг Евгений Михайлович Берёзкин рассказал о знакомстве и дружбе со своим тёзкой – весёлом и добром человеке. Прочитал стихи поэта, ставшие для него напутствием, завещанием друга. Поэтесса Раиса Вдовина, хорошо знавшая, дружившая с Игорем Нерцевым, вспоминала о нём и как о чутком товарище, и как о творческой личности, деликатно помогавшем и в быту и в стихосложении всем, кто общался с ним; прочитала стихи поэта и свои, те, которые слушал когда-то сам Геня, так по привычке Раиса Дмитриевна называла друга. Литературный редактор альманаха «Остров» поэт Жанна Бурковская, стараниями и неистощимой энергией которой был организован поэтический вечер, поведала слушателям о своих встречах с поэтом в ЛИТО Сергея Давыдова, о своём обретении поэзии Нерцева и о душевном проникновении в его поэтический мир. Она прочитала стихотворение, посвящённое поэзии Игоря Нерцева. Ещё добавила, что на питерском радио этим летом подготовлена передача о творчестве поэта, и в скором времени «Встречи на Итальянской» пригласят петербуржцев послушать эту передачу.
В завершении теплого и ностальгически светлого вечера поэт Илья Фоняков после нескольких слов о своём видении творчества поэта с нескрываемым удовольствием прочитал стихотворение Игоря Нерцева, каждая строчка которого в его исполнении прозвучала мерным набатом большого колокола, зовущего беречь и прославлять наш русский язык, нашу Россию. Стихотворение написано редким для стихотворцев силлабо-тоническим размером – пеоном первым (один ударный и три безударных слога), да ещё и сплошной мужской рифмой, что и производит такое магическое впечатление призыва, требования, утверждения. 29.12.2003
Вот эти стихи:
ИГОРЬ НЕРЦЕВ
 * * *
Купол родных слав.
Храм: Феофан Грек.
Русский язык трав,
Русский язык рек.

Пламя гнедых грив,
Белых полей наст.
Русский язык жив,
Русский язык в нас.
 
 2
С неба косой дождь,
В дымную даль путь.
Русский язык – вождь,
Русский язык – суть.

В пеплах стоит печь,
Гарью обвит сук.
Русских могил речь,
Русский язык мук.

 3
Тысячи – лиц нет,
Вместо имен – мы!
Русский язык бед,
Свет из времён тьмы.

Но возвещал сон,
Но озарял час –
Русскую синь солнц.
Русскую песнь глаз!