Глава 10

Пайлиш
Долго дожидаться Павлика с Фредериком не пришлось – вдруг зашуршали ветки, и на полянку выскочила тройка резвых жуков на длинных лапах. Спинки жуков отливали медью, а на крыльях белели пятнышки. Жуки смешно подпрыгивали вверх и, немного пролетев, снова опускались на землю. За собой они тащили легкую карету. Карета была похожа на сплетенную из веточек утку; салон прикрывал большой цветок красной розы, опущенный лепестками вниз.
Жуки подпрыгнули, взлетели и опустились прямо перед изумленной Риной. Между лепестками розы показалось улыбающееся лицо Павлика.
– Рина, – закричал Павлик, – мы с Фредериком городок нашли – Розмарин называется. Там сейчас праздник цветения розмарина. Нас пригласили в гости. Фредерик в городе остался, а я за вами приехал. Там так весело.
– Павлик, Тим пропал. Я без него никуда не поеду, – грустно сказала Рина. – Он вернется, а нас нет. Надо его подождать.
– Надо не ждать, а искать, – сказал Павлик, вылезая из кареты. – Сейчас, только скакунов привяжу.
– Ой, как смешно! Скакуны! – улыбнулась Рина. – Это же простые жуки.
– Не простые. Эти жуки так и называются – скакуны, – серьезно объяснил Павлик. – Видела, как они бегают быстро? А где вы последний раз Тима видели?
Рина отвела Павлика к кустам, где исчез кот. Они снова осмотрели все вокруг, но поиски оказались безрезультатными.
– Ой, и Сникерс куда–то исчез, – сказала Рина, оглядываясь по сторонам. – Наташа, где Сникерс?
– Улетел куда–то, – задумчиво ответила Наташа, перебирая ожерелье на своей шее.
– Я уже прилетел, – попугай опустился к Павлику на плечо. – Привет, Павлик.
– Привет, Сникерс, где ты был?
– Полетал тут по окрестностям. С местными поговорил. Одна сойка видела кота – он бежал в сторону города. Так мчался, будто убегал от кого-то или наоборот, догнать хотел.
– Ну вот, – сказал Павлик, – надо ехать в Розмарин. Там Тиму и найдем. Рина, Наташа, забирайтесь в карету.
Павлик отвязал жуков, помог Рине и Наташе устроиться на сидении под китайской розой, а сам уселся на переднее сидение, лицом к Рине и Наташе. Жуки без понукания подпрыгнули и понеслись вперед.
Рина с удовольствием вдохнула нежный аромат китайской розы.
– Как приятно пахнет! – сказала она. – А что это за город такой, Розмарин? Кто там живет?
– Розмарин – совсем маленький городок, – ответил Павлик, – всего три улицы. А живет там розмариновый народец. Забавный такой народец. Все кругленькие, как капельки, с короткими ручками и ножками и разноцветными волосами. У одних волосы розовые, у других – голубые, а у некоторых белые-белые, будто снег. Мы к окраине подошли, смотрим, народу полно. Оказывается, народ на праздник съехался. Мэр с речью выступил. И другие говорили. Вот мы и узнали кое-что о городе.
– Расскажи, – попросила Рина.
– Ага, расскажу, – сказал Павлик. – Когда-то розмариновый народец жил в море вместе с феей Афродитой. Потом фея вышла из моря и осталась жить на земле. Народец тоже пошел за ней. Сначала они только хотели посмотреть, как выглядит земля. Но им так понравилось небо, солнце, цветущие луга, что они решили не возвращаться обратно в море. Они основали город, который назвали Розмарин – Морская роса. В память о море они стали выращивать волшебные цветы; эти цветы начинают распускаться в тот самый день, когда они вышли из моря. Этот день – самый главный праздник розмаринового народца.
Павлик посмотрел через плечо:
– А вот и сам город!

Карета остановилась на вершине холма. Внизу лежал небольшой городок, очертаниями напоминающий бутон цветка. От холма к нему тянулась дорога, похожая на длинный извилистый стебель. Стебель плавно расширялся, превращаясь в зеленую чашечку цветка, которая на самом деле была Ратушной площадью. От площади отходили три улицы, будто разноцветные лепестки – белый, голубой и розовый.
Жуки снова взмыли в воздух. Через мгновение карета-утка вместе со своими пассажирами уже въезжала в город через арку из живых растений. По дороге встречались и другие кареты – все сплетенные из зеленых веточек, но разной формы: карета-рыба, с зонтиком из цветка гербера, карета-божья-коровка с пятнышками-окошками... Рина не знала, куда и смотреть – одна карета удивительнее другой.
Дома тоже были удивительные. Стены, сплетенные из толстых зеленых веточек, а вместо черепицы на крышах – маленькие морские ракушки.
Мостовая на Ратушной площади тоже была выложена ракушками, только покрупнее. Посредине площади был устроен фонтан: в больших раковинах прятались морские коньки; из носиков морских коньков били разноцветные струи воды: розовые, белые, голубые. На площади стояли здания, похожие на морские звезды, кораллы и морских ежей; они были расположены в беспорядке, словно камни на морском дне.
Карета подъехала к одному из зданий, похожему на морскую звезду.
– Выходим, – сказал Павлик. – Здесь, в кафе, нас ждет Фредерик.
Павлик помог Наташе выйти из экипажа, а Рина спрыгнула со ступенек сама и первой подбежала к дверям кафе.
В кафе было прохладно и тихо, хотя все столики были заняты, и даже за стойкой бара не было свободных мест. У Рины зарябило в глазах от ярких разноцветных красок. Но у посетителей были печальные хмурые лица, некоторые всхлипывали и вытирали платочками глаза.
Фредерик сидел за столиком с толстеньким круглым коротышкой в голубом балахоне и с голубыми волосами.
– Что случилось, Фредерик? – спросил Павлик, подходя к столику. – Когда я уезжал, тут такое веселье было – песни, танцы. Клоуны всех смешили. А сейчас – будто траур какой–то.
– Правильно ты сказал мальчик, траур, – всхлипнул коротышка. – Нас обокрали! Весь город обокрали. Лишили нас волшебного розмаринового аромата! А без этого аромата мы не можем быть счастливыми. Теперь в городе начнутся болезни. Жители впадут в уныние. Многие не доживут до следующего года, когда мы сможем вырастить новый розмарин.
– Кто же украл аромат? – удивленно спросила Рина. – И как можно украсть запах?
Коротышка махнул рукой и заплакал.
– Никто не знает, кто украл, – сказал Фредерик. – А украли просто. Поднялся сильный ветер, покружил по улицам, и запах исчез. Помнишь, Павлик, как приятно пахло в городе?
– Да, – сказал Павлик. – Пахло, будто сосновыми иголками с медом. А сейчас ничем не пахнет совсем.
– Мы можем жить на земле, только благодаря розмарину, – справившись со слезами, сказал коротышка. – Ведь этот цветок мы принесли с собой из глубин моря. Голубые цветки – это морская вода, белые – пена, розовые – это луч света на закате или на рассвете. Цветы и листики розмарина – наша еда, стебли и веточки мы используем для строительства. Посмотрите вокруг – у нас все сделано из розмарина: дома, мосты, экипажи. Но самое главное – это запах. Аромат розмарина нужен нам как воздух. Он лечит нас. Делает веселыми и счастливыми. Нам никогда не снятся кошмары. Наши дети не дерутся и не безобразничают. А что будет теперь?
Со всех сторон слышались всхлипывания и тихий плач.
– Без толку плакать, – сказал Фредерик, допивая вино из большого бокала. – Надо искать того, кто украл ваш запах. Я заставлю его все вернуть.
– Если вы поможете нам вернуть аромат, мы насыплем вам жемчуга, сколько вы сможете унести, мы дадим вам любые сокровища, которые у нас есть. Я, как мэр, обещаю вам все, что вы пожелаете. Только помогите нам, – умоляюще сказал коротышка.
– Эх, и вкусное у вас вино, – вытирая усы и вставая, сказал Фредерик. – Оно тоже розмариновое?
– Конечно, – ответил мэр. – Это вино мы варили к празднику. Специальное медово–розмариновое. И орешки к нему тоже розмариновые.
– Не будем терять времени. У меня появился план, – сказал Фредерик. – Друзья, за мной.
Фредерик четким военным шагом пошел к выходу. Следом за ним, тоже печатая шаг, шел Павлик, сзади семенили Наташа и Рина со Сникерсом на плече.

Когда все вышли на улицу, Фредерик сказал: «Надо помочь розмариновому народцу. Может быть, они потом найдут способ помочь нам. А где Тим?»
– Тим пропал, – вздохнула Рина. – Сойка видела, как он бежал к городу, и мы надеялись найти его здесь.
– Он бы нам сейчас очень пригодился – как переводчик. Розмариновый народец редко покидает город, и другие языки они знают плохо.
– А какой у вас план, Фредерик? – спросил Павлик.
– План, вот какой. Я подумал, что аромат в простой коробке хранить не будешь. Его должны были закачать в какие–нибудь сосуды. Надо поспрашивать, может быть, кто-то что-то видел. Давайте разделимся. Рина и Натали пусть идут по центральной улице Белых Розмаринов, я пойду по Голубой, а Павлик – по Розовой. Все улицы сходятся на площади Афродиты. Вот там мы и встретимся. А по дороге надо везде внимательно смотреть и разговаривать с прохожими.
– Хорошо, – сказала Рина. – Тиму тоже будем искать.
Так и поступили. Рина с Наташей пошли по улице, заросшей высокими растениями с узкими листиками и белыми цветами. Улица была пустынной. Лишь иногда торопливо проезжали экипажи. Двери кафе были закрыты, в окнах магазинчиков опущены жалюзи, а во дворах домов не было видно даже детей.
Иногда попадались кошки с поджатыми хвостами и грустными глазами. Тимы среди них не было. Впереди уже виднелась площадь с позолоченной статуей Афродиты, а Рина и Наташа еще ничего не узнали.
Вдруг Рине показалось, что она услышала знакомый голос. Она остановила Наташу и прислушалась. Во дворе дома ссорились двое. И одним из них был Тим!
– Нет, ты скажи, почему убегал? – спрашивал голос Тима.
– Какое твое дело, паршивый кот! Отстань от меня, – огрызался тонкий дребезжащий голосок.
Потом послышалась возня, и торжествующий Тимин голос воскликнул:
– Ага, я так и знал! Ты не тот, за кого себя выдаешь!
– Сникерс, – шепнула Рина. – Лети за Фредериком. Кажется, Тима нашелся. А мы посмотрим, что тут такое.
Попугай улетел. Рина толкнула калитку, и они с Наташей вошли во двор. Во дворе Тима драл когтями какого–то лысого человечка. Из человечка вываливались клочки ваты. На земле валялся парик с голубыми волосами.
– Рина, Наташа, – закричал Тим, увидев их, – вот он! Это он веревку воздушного шара обрезал! Вылез из-под камня. Увидел меня, прыгнул на самокат, спрятанный в кустах, и укатил. Но я его выследил и нашел.
– Отстань! Не обрезал я никакой веревки, – жалобно вопил человечек и на глазах худел. Из него, как из подушки, продолжали сыпаться пух и перья, летели клочки ваты.
– А запах розмариновый ты, случайно, не брал? – спросила Наташа.
Человечек вырвался из лап Тимы и бросился к калитке. Но выскочить на улицу он не успел – попал прямо в руки к Фредерику.
– Что здесь происходит? – строго спросил Фредерик. – Ты кто такой?
– Я бедный торговец. Гулял по окрестностям. А этот бешеный кот напал на меня, – жалобно сказал человечек.
– А зачем ты парик нацепил и подушки подложил, чтобы толще казаться? – спросила Наташа.
– Я просто не хотел от других отличаться, чтобы у меня товар лучше брали, – хныкал торговец.
– А чем ты торгуешь?
– Продаю пылесосы. Современные волшебные пылесосы.
– Пылесосы?! – закричала Рина. – Так ты, наверное, своим пылесосом и запах весь собрал!
Фредерик хорошенько тряхнул человечка.
– А ну, рассказывай всю правду! Иначе я отрублю тебе голову и заброшу ее на луну. Останешься на всю жизнь безголовым.
– Расскажу, расскажу, – заторопился торговец. – Да, я запах розмариновый специальным пылесосом собрал. Хотел потом жителям продавать и разбогатеть. Обидно же – такой ценный продукт, а все им бесплатно пользуются.
– А где пылесос? – спросил Фредерик, не отпуская торговца.
– Он здесь, в доме. А запах – в подвале. Я его туда закачал.
– А что ты делал на полянке, у камня?
– Я там в пещере пакетики готовил, хотел в них запах продавать. Магазинчик хотел открыть подальше от города. Но не успел, – зашмыгал носом торговец.
– Пошли в дом, – приказал Фредерик, – выпустишь весь аромат, а потом я тебя мэру передам.
Когда торговец открыл крышку подвала, Рина почувствовала легкий сосновый запах. Запах становился сильнее, он наполнил всю комнату. Наташа открыла все двери и окна. Запах начал растекаться по двору, потом пополз по улице, начал заполнять все дворы и дома. Захлопали двери и ставни, послышались голоса. Город оживал. Где-то зазвучал смех, послышалась танцевальная музыка. И вдруг оркестр на площади грянул марш. По ракушечной мостовой застучали каблучки. Розмариновый народец спешил продолжить прерванный праздник.

Павлик и Фридерик доставили воришку в мэрию. Суд над ним назначили на следующий день, а пока незадачливого торговца ароматом посадили в розмариновую тюрьму.
После пышного банкета и бала в ратуше мэр предложил спасителям города взять в городской сокровищнице все, что они пожелают. Но Наташа и Рина отказались от сундука с драгоценностями. Они взяли себе только украшения: Наташа – заколку для волос, серьги и кольцо из белого жемчуга, а Рина – маленькое ожерелье из розовых жемчужин. Павлик выбрал говорящую морскую звезду, которая умела предсказывать погоду и решать задачи. Фредерик не хотел брать никаких подарков, но от фляжки, в которой никогда не заканчивалось розмариновое вино, отказаться не смог. Сникерсу насыпали мешочек розмариновых орешков. А самому главному спасителю, Тиме, подарили розмариновый ошейник с двенадцатью черными жемчужинами. Ошейник предохранял от блох, согревал в холодную погоду, привлекал симпатичных кошек и отпугивал злых котов. А самое главное – если потереть ошейник лапой, то появлялись двенадцать кошачьих духов, которые выполняли любые желания хозяина ошейника.
Мэр добавил к этим подаркам также карету и трех жуков-скакунов. Путешественники тепло попрощались с жителями Розмарина, забрались в экипаж и отправились дальше – искать дорогу к Замку-на-облаке.