Футуролёт. Отсек А. Мансурова

Футурсобрание
Картинка:
А. Ситников / Шаровая молния (1995)

Отсек строится.
Я буду его постепенно пополнять.
Нравятся произведения 20-х годов.
Пока поместил то, что нашёл.

Даниил Хармс

В этом ящике железном
есть и булка есть и хлеб
было б делом неполезным
их оставить на столе б.

ибо крысы ибо мыши
ибо разные скоты
по законам данным свыше
съели б всё без красоты

и в укусах кумачовых
все изъедены в клопах
всё семейство Ювачёвых
бы осталось на бобах

Но не это важно. Мне ведь
надо рифмой заманя
так устроить чтобы в девять
разбудили вы меня.

------------------------------

Бенедикт Лившиц / Бык

Отбежали... Вышел чинно.
 Жмешь мне руку, не любя:
 Сколько розовых снежинок
 На ладони у тебя!
 
 Те четыре—словно крысы.
 Вот и красный. Ждет с копьем,
 Есть еще! Ну что же, высыпь...
 Дальний запах раны пьем.
 
 Это в шутку, иль опасно?
 Замирают веера...
 Он за красным! Он за красным!
 Браво, браво, браво, бра...
 
 А!..

1913

--------------------
Виктор Хлебников

Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни.

1913

--------------------

 ...Человек, лишенный матраца, большей частью пишет стихи:

Под мягкий звон часов Буре
Снежинки вьются на дворе,
и, как мечты, летают галки.

Пишет он эти стихи за высокой конторкой телеграфа, задерживая деловых матрацевладельцев, пришедших
отправлять телеграммы.
...
Матрац все помнит и все делает по-своему.
Даже поэт не может избежать общей участи. Вот он везет с Сухаревского рынка матрац, с ужасом прижимаясь к его мягкому брюху.
- Я сломлю твое упорство, поэт! - говорит матрац. - Тебе уже не надо будет бегать на телеграф писать стихи. Да и вообще, стоит ли их писать? Служи! И сальдо будет всегда в твою пользу. Подумай о жене и детях.
- У меня нет жены, - кричит поэт, отшатываясь от
пружинного учителя.
- Она будет. И я не поручусь, что это будет самая красивая девушка на земле. Я не знаю даже, будет ли она добра. Приготовься ко всему. У тебя родятся дети.
- Я не люблю детей!
- Ты полюбишь их!
- Вы пугаете меня, гражданин матрац!
- Молчи, дурак! Ты не знаешь всего! Ты еще возьмешь в
Мосдреве кредит на мебель
- Я убью тебя, матрац!
- Щенок. Если ты осмелишься это сделать, соседи донесут на тебя в домоуправление.
       Так каждое воскресенье, под радостный звон матрацев, циркулируют по
Москве счастливцы.

И. Ильф и Е. Петров "12 стульев" 1928

ВОТ ОНО ЯПОНСКОЕ!

Такахаси Синкити (1901-1987), японский дадаист

-----
Воробей

Воробей разделил день на две половины.
На той белой стене
Отпечатались дрожащие тени многих дней-
и полдень дня вчерашнего, и полдень для послезавтрашнего,
наслаиваясь, откладываются на стене.
Полдни будущего года и года минувшего
впитались в нее неизгладимым изображением.

Даже если белая стена рухнет, разрушится до основанья,
полдни не покинут своего привычного места.
Они вечно будут дымится в нынешнем обличье.

То был бесцветный мир, лишенный красок,
где любой цвет неожиданно мог проявиться...

Все меняется.
Лебедь обращается в ворона.
Не осталось плохого -
всюду только хорошее.

Например, нарисованная белка - на лаковом подносе,
дикий бык - в африканский джунглях.

Слизняк ползет по стене,
оставляя серебристый след за собою.
Воробей клюет зернышки граната.
Все можно увидеть сквозь линзу, а можно - сквозь белку.

Поскольку целое есть часть
(а ведь любое целое есть часть),
в настоящем проявляются дела
давностью в несколько сот миллионов лет,
а то, что мы лицезреем сейчас -
явления давностью в несколько сот миллионов лет.

Поутру воробей танцевал в водовороте звездных туманностей,
удаленных от земли на миллионы световых лет.
До полудня у него свободное время,
и может происходить все что угодно.
Ведь и утра ближайших сотен миллионов лет
Будут так же ничем не заполнены, как и это утро.

Космос понемногу движется
и роль воробья сводится к тому,
что он понемногу двигает космос...

-----
А вот и футуризм:

Стихотворение – это не только музыка, которую я слышу в себе самом, но и дребезжание поезда, что примешивается к шуму городских улиц. Это услышанный мною треск ротатора, скрип пера по бумаге, жужжание мошки. Познайте же! Громогласное звучание наших стихов! Их нервозность! Их кубистическую многослойность! Великий грохот движения вперед. Антиискусство (которое и есть настоящее искусство)! Человека!

Хагивара Кёдзиро (1899-1938)
Отрывок манифеста