Небесные жители

Ародис
Каждое облако похоже на что-нибудь. Или на кого-нибудь. К тому же, оно всегда готово превратиться во что-то новенькое. Поэтому на облака интересно смотреть.

Когда люди любуются облаками, то иногда говорят: "Как живые!" Взрослые говорят это в переносном смысле, то есть понарошку, а маленькие дети - всерьез. Но это только совсем маленькие дети, которые еще не знают, что облака - просто водяной пар. Конечно же, он неживой! Мы-то знаем, мы уже в третьем классе учимся.

Но далеко не все взрослые знают, что облака не случайно становятся похожими на крокодилов, лебедей и на бабушкин фартук с завязками. Точнее, из всего множества взрослых на нашей планете об этом знают только трое ученых. Знают, но ни за что никому не расскажут. Придется рассказать нам!

Дело в том, что в небе живут удивительные разумные существа, которые любят лепить из облаков дома, слонов, кошачьи мордочки, морские волны, полотенца и вообще все, что придет в голову. Вы лепите из пластилина, а они - из облаков. Одно такое существо зовут Юлькайс, а другое - Кузьмайс. Они похожи друг на друга своими мечтами и характером, а больше ничем, и от этого их дружба еще крепче: все, чего не умеет делать Кузьмайс, по плечу Юлькайсу, и наоборот. Если какая-то мысль не пришла в голову Юлькайсу, значит, она уже в голове у Кузьмайса, а если Кузьмайс до чего-то не додумался, значит, Юлькайс его опередил.

Сама я никогда не видела этих небесных жителей, потому что для нас, людей, они невидимы. Мы видим лишь их игры в небе. Только перед теми тремя учеными они иногда появляются. А еще их видел мой друг Тема Кузьмин, ученик третьего класса. Он, правда, видел их во сне, зато во всех подробностях. Проснувшись, Тема поскорее нарисовал Юлькайса и Кузьмайса цветными карандашами, чтобы ни одна деталь истины не пропала для науки.

Судя по теминому рисунку, Юлькайс - это полуптица-полукошка. Он белый и пушистый, а уши у него высокие и длинные, с усами на концах. Да-да, у всех кошек усы на мордочке, а у Юлькайса - на ушах. Ими Юлькайс улавливает не только звуки, но еще и чужие сны и мысли. У него есть крылья, но не пернатые, а лохматые. И хвост, которому любая кошка позавидует.

Кузьмайс похож на полуптицу-полурыбу. Потому что у него есть крылья, покрытые чешуей. На животе карман, как у кенгуру. Шея, как у цапли, а ног нету. Вообще. Зато есть рога, и какие! Во-первых, они необычайной красоты: огромными спиральными завитками они украшают голову Кузьмайса, которая без них была бы, честно говоря, слегка похожа на тыкву. Во-вторых, этими рогами Кузьмайс может делать все, что угодно. Они приобретают любые свойства по его желанию. Могут, скажем, превратиться в два тюбика с клеем, а могут - в электродрель. Или в два фонарика.

Да, эти рога еще и электрические! Благодаря им мы любуемся грозой. Молния - это электрический разряд между широко раскинутыми рогами Кузьмайса. Как это у него получается, вы будете проходить по физике, когда подрастете. Вы, конечно, удивляетесь: какого же размера этот Кузьмайс, если рогами может охватить полнеба? Тема объяснил мне, что практически любого: захочет - сожмется до миллиметра, надоест быть маленьким - вырастет на пару километров в длину. Очень даже просто.

Непросто другое: играть в прятки с таким другом. Как понять, где спрятался Кузьмайс, если не знаешь, какого он сейчас размера? То ли он под комариным крылышком, то ли за ближайшей к Солнцу планетой (вспомни, как она называется). Поэтому Юлькайс чуточку жульничает: он включает свои усы-антенны и улавливает мысли Кузьмайса. Ведь тот, сидя в убежище, непрерывно думает: "Не поймаешь, не поймаешь!" По этим-то мыслям Юлькайс его и находит.

Еще одну удивительную вещь сообщил мне Тема: два небесных друга - одновременно и дети, и взрослые. Дети - потому, что больше всего любят играть. А взрослые - потому, что у них есть... собственные дети! Однако Тема напрочь отверг мое предположение, что они муж и жена. "Вот еще, - сказал Тема, - муж и жена должны друг на друга смотреть и целоваться. Разве будут Юлькайс с Кузьмайсом на такую скуку время тратить? К тому же, они оба среднего рода. Поэтому и ребенок у каждого свой, и тоже среднего рода. У Юлькайса - Юльчонок, а у Кузьмайса - Кузя!" Я спросила, откуда у них взялись дети, и Тема рассказал мне об этом подробно.

Темин рассказ

"Если от растения оторвать листочек и поставить в стакан с водой, он скоро пустит корешки. Тогда надо посадить его в землю, и вырастет еще одна бегония. Или кактус. Ну, теперь-то понятно?

Один раз Юлькайс и Кузмайс играли в... крылобол. Есть такая игра космическая, там вместо мяча - астероид. Юлькайс как даст по воротам, а Кузьмайс - раз! - и отбил. Так сильно ударил, что у него с крыла чешуйка упала. Он расстроился, хотел чешуйку на место приделать, а она вдруг как запищит жалобно! Кузьмайс смотрит, а у чешуйки рожки выросли, крылышки малюсенькие... Кузьмайс сразу счастливый стал, сказал "Ути-пути!", назвал ребеночка Кузей и посадил в карман на своем животе, чтобы Кузя подрастал там в безопасности. "Наконец-то я понял, зачем мне этот карман нужен", - сказал Кузьмайс с большой гордостью. А на крыле у него новая чешуйка выросла.

Три дня прошло. Кузьмайс нянчит Кузю, учит его, все ему объясняет, а Юлькайс смотрит и завидует. Завидовал-завидовал, а потом взял свой пушистый хвост в лапы, глаза зажмурил, до трех сосчитал и - вырвал пушистый клочок шерсти! Взял его в лапки, и комочек вдруг пискнул... Юлькайс сказал: "Утютюсеньки! Мой маленький Юльчонок!" и посадил себе на спину... Вот так у них дети появились."


Юльчонок и Кузя росли и играли вместе. Зато у их родителей появилось столько забот, что он даже немного повзрослели. Как будто им пришлось отдать малышам половину своего детства.

Самое важное - научить детей играть правильно, пока они еще маленькие. А то станут взрослыми - поздно переучивать! Поэтому Юлькайсу и Кузьмайсу пришлось разделить все игры на вредные, опасные, возмутительные, веселые, полезные для физического и умственного развития, познавательные, действующие родителям на нервы и так далее. И все надо было объяснять. Например, что ловить за хвост комету глупо, а спускаться на землю - очень-очень опасно...

Но ведь каждый ребенок уверен в том, что по ловкости и везучести он равен по меньшей мере Джеки Чану. Вот и наши детишки в том не сомневались: "Он на меня, а я от него - раз! А потом ему по голове - два!" Так они носились друг за другом в облаках, пока не решили, что никто им не страшен. И однажды стали тайком спускаться на землю.

Юльчонок был не такой смелый, как Кузя. Он помнил, что на землю спускаться ни за что нельзя. Но Кузя его успокоил: "А мы и не пойдем на землю! Мы залезем вон в то окно на верхнем этаже." А про окна родители ничего не говорили. Забыли, наверное.

Ух, как там было интересно! Люди - удивительные выдумщики! Комната оказалась полна восхитительных игрушек. Например, там был аквариум. Кузьмайс высосал оттуда половину воды, а потом испарил в воздух при помощи рогов. Получилось облако. А Юльчонок залез в телевизор. Пощелкал там чем-то, что-то немножко взорвал... Правда, экран от этого нечаянно разбился, зато вместо экрана появилась довольная мордочка Юльчонка. Потом Кузя надел на себя пальто из шкафа и стал в нем летать, а Юльчонок принялся жонглировать носками. Друзья так увлеклись, что и не заметили прихода хозяев. Зато хозяева заметили сразу много чего и дружно упали в обморок. К счастью, из облака закапал дождик, хозяева пришли в себя и отправились в прихожую звонить по телефону.

Потом стало еще веселее, потому что милиция, скорая помощь и пожарные приехали одновременно. В это время Юльчонок и Кузя танцевали в телевизоре. Врач "Скорой помощи" немножко посмотрела телевизор, потом сделала сама себе укол и уехала. Юльчонок и Кузя вылетели из телевизора, и милиционеры поиграли с ними, махая дубинками в воздухе, но быстро устали и тоже уехали. А пожарные на всякий случай полили в телевизор водой, но оттуда поднялось большое облако, из него пошел дождь, и пожарные решили, что и без них все хорошо.

А вот потом вышла неприятность. В комнату вошли трое дядей в очках. Двое держали какие-то приборы, а третий - стеклянную банку. Юльчонок и Кузя, которые теперь бросались друг в друга вывернутыми из люстры лампочками, почуяли недоброе и на всякий случай стали невидимыми. Но дяди посветили из приборов - один красным, а другой синим светом - и сказали: "Ага!" А третий вдруг накрыл малышей банкой и сразу навинтил на банку крышку.

Так Юльчонок и Кузя попали в научную лабораторию. Вот страх-то! Дяди в очках оказались учеными. Они совсем ничего не понимали. Вместо того, чтобы поскорей вернуть плачущих детей родителям, эти дяди играли в такие игры, которые были глупыми, опасными и действующими на нервы одновременно. Они трясли банку, бросали туда дохлых мух и записывали на магнитофон отчаянный писк Юльчонка и Кузи. Этим ученым приходили в головы все новые и новые идеи, открытия и гипотезы. Но совсем не приходило в голову, что перед ними маленькие дети, которым очень страшно.

Так прошло два дня. Юлькайс и Кузьмайс облазили все щелочки, заглянули во все дырочки, слетали на самые дальные планеты в поисках детишек. Напрасно Юлькайс вытягивал во все стороны свои усы-антенны: электромагнитные поля от приборов в лаборатории заглушали все призывы Юльчонка и Кузи.

На третий день Кузьмайс вышел из себя. От горя он устроил такую грозу, что ближайшая к лаборатории электростанция вышла из строя. В лаборатории стало темно и тихо. Только очки ученых раcтерянно поблескивали.

Не прошло и пяти минут, как окно лаборатории распахнулось, и на подоконнике возник разъяренный Кузьмайс. Он был размером примерно с тигра и отлично виден, а между рогами погромыхивали электрические разряды. Рядом выгнул спину дугой грозно оскалившийся Юлькайс... Ой! Бедные ученые!...

...И ничего не бедные! После того, как небесные жители обняли своих малышей, состоялся необычайно важный разговор, причем никто не кричал и не дрался. Когда он закончился, ученые сняли свои очки и стали протирать их носовыми платками. Затем они торжественно пообещали выкинуть все свои записи и позабыть неправильные открытия, потому что теперь истина предстала им в новом свете. Они решили, что будут изучать небесных жителей как следует, внимательно и с большим уважением, а пока все-все про них не узнают, никому не будут рассказывать. Прощаясь, ученые снова надели очки, чтобы лучше видеть, как улетают в небеса их удивительные гости, и помахали им носовыми платками.

После этого небесные друзья зажили по-прежнему, только стали иногда навещать ученых. А вот жизнь ученых немножко изменилась. Ученый Василий Петрович повез своего сына Петю на рыбалку, как обещал совсем недавно. Только почему-то оказалось, что Петя, пока дожидался рыбалки, вырос на десять сантиметров. Такой вот странный научный факт. Ученого Петра Васильича, наоборот, дочка Таня повела в зоопарк. Там и правда оказалось интересно, и мороженое было очень вкусное, - все, как Таня обещала. Петру Васильичу так понравилось, что он купил мороженое и себе, и Тане, и обезьянке Кате. Правда, потом он по рассеянности стал дергать Катю за лапу и говорить: "Пойдем домой, у мамы обед готов!" А Таня дергала его за пиджак совсем с другой стороны.

Но удивительней всего получилось с заведующим лабораторией Егором Иванычем. Его дети уже выросли, и их не надо было водить в зоопарк и на рыбалку. Егор Иваныч ждал внуков. А пока их еще не было, он завел привычку смотреть в небо, улыбаться и говорить шепотом: "Ути-пути!" Не раз предупреждала его жена Клавдия Николаевна: "Смотри под ноги, а то в люк упадешь." А Егор Иваныч ее не слушался и, конечно, упал.

 Приехали спасатели, а он из люка смотрит в небо и еще больше улыбается. Падать-то больше некуда! Спасатели его спрашивают: "Что это вы такое в небе увидели?" А Егор Иваныч им в ответ: "Не скажу!"