Сад расходящихся Марусь. Выпуск 1

Футурсобрание
САД РАСХОДЯЩИХСЯ МАРУСЬ

Сборник современного русского дадаизма. Выпуск 1

Содержание:

~@ Команданте Игуана ………………………………………… Песенка для Рады

~@ Анастасия Вредная ………………………………………… Маруся и Дада

~@ Екатерина Шарлай ………………………………………… Домашний зверь Дада

~@ Артём Ангелопуло ………………………………………… Сказочка про холодильник

~@ Анатолий Михайлов ……………………………………… Без названия

~@ Интакто……………………………………………………… Опус № 7;

~@ Павел Полянин …………………………………………….. Запад и Восток

~@ Команданте Игуана ……………………………………….. Песенка для Тристана

~@ Лиенас Айджский …………………………………………. Бессознательное


КОМАНДАНТЕ ИГУАНА

ПЕСЕНКА ДЛЯ РАДЫ

Заросло окно травой
Запищал лист сапогом
Захрипел под каблуком
И чирикнул воробьём

Облетели строки дневника
Зажужжали в небе облака
Проворчала верхняя губа
Что пора вернуться к снам

Проползла улитка по ноге
Испарились мысли в голове
Закричала рука в рукаве
На подушке уснул муравей

Мои новые шестнадцать строк
Нацарапаны почти во срок
Я швырну их в водосток
Я лучше выдумать не смог


АНАСТАСИЯ ВРЕДНАЯ

МАРУСЯ И ДАДА

Лихая Маруська сидела в кустах,
даду потеряла она впопыхах,
Плачет Маруся, страдает,
за дадой она очень скучает,
мечтает, что всё же отыщет даду,
Видно с мозгами она не в ладу,
Петька пришёл, узнал: нет дады,
сказал что Маруся получит ...,
Маруся кричит: Не виновата!
Сама потерялась эта граната,
Мораль здесь прозрачна словно вода:
Знай где лежит боевая дада!

Будем мы в даду играть,
Из ПЗРКа стрелять.
Поиграем мы в даду,
вспомним братцы про войну,
выйдет батька на крыльцо,
заглянёт, тебе в лицо,
Скажет он вот это да!
это братцы же, дада!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем по дадЕ давать,
по даде дадой дадим,
дадаизм непобедим!

ЕКАТЕРИНА ШАРЛАЙ

ДОМАШНИЙ ЗВЕРЬ ДАДА

дада ходит головой,
шлет орлов на водопой,
дада в розовом беда -
утонула врозь вода.
дада льет железом бес,
курит белкой сроки в лес,
корнем дробно тянет лист -
стены разыграли вист.
в море солнца крабы жгут
америций, Бога ждут.
в дада нет клешней и таз
краской в уголь съел алмаз
и запив моим хвостом,
дада улыбает дом...

АРТЁМ АНГЕЛОПУЛО

СКАЗОЧКА ПРО ХОЛОДИЛЬНИК

У меня
в холодильнике
голова живая;
руки кусает,
слова бросает –
часть за частью
just do it
just do it
just do it
хор поёт –
молчать не даёт,
а я не вдаюсь –
крутят – кручусь,
остановят – и пусть:
весёлая грусть
из глаз в глаза,
дави тормоза! –

А бабка гадает –
съедает заживо,
рот на замок –
хворост в огонь!
Тому и збудится:
жить поживать,
Да
Рты
Зашивать!!!

…эхо ёрзает –
столкновенья ищет:
мяч катается –
воздух кончается:
воздух сжат –
не вдохнуть назад…

Слово не воробей –
отпусти иль убей,
а всё ж
в глаза и смеётся

с чужими руками
по полю ползать,
вслепую
ягоду примечать на завтра,
по швам умирать
за глоток из лужи,
за все отражения
и ошибки

АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВ

БЕЗ НАЗВАНИЯ

голова моя восток
а потом пошла за сто
выпал запад из халвы
апельсинов и молвы
овцы я из тех пород
стерегу степной народ
сторожу и ворожу
и овцу и волчью жуть
волчью жуть и волчью сыть
и те дальние кусты
конь стоит на дне морском
ковыряет дно носком
и в глазах его тоска
а вокруг вода морска
это танцы анималь
а Петрович занимал
выхадил Милицанер
принимала срочный мер
по поднятью горизонт
доридоридоризо
а потом пришла коза
у неё в тоске глаза
замычала и завыл
чтото про иду на Вы
опадала лепестком
как кровавый лепрекон

ИНТАКТО

ОПУС № 7
Да, это дада
Да-да-да, не рага,
Та-та-та: трещят пулемёты,
Высоты, широты,
Швы
По вам,
По швам.
Руки по швам!
Последний Боб Марли девятой роты,
Иду по забитым снам,
На забытый курган
Забираясь,
Курю, истину вам говорю,
Не каясь,
Показав маме-Кайе и папе-Джа язык.
Даже месяц -
Улыбка
Неба
Кровью налился, старик.

Да, это дада,
Мама, не нада,
Не нада, мама!
Мы сами с усами,
И с нами дада, снами,
Знаем сами
Что нада,
А что - не нада,

Крепки сами
Голосами
Звонкими,
Радугой рассвета революций,
Разлетевшейся размахом резолюций,
Буквотонкими

Крыльями ЦелуяЛозуБумажными
По мИру,
Песню кумиру
Поём Дон Кихотами
Безнадёжно-отважными
У чумного пИру.
Косяк на мельницу!
Это косяк:
Всё в мире не так,
Никак не перемелится,
Железной мукой военного тиру,
И всё смеётся, скалится,
Кривой спроса валится
На вечность, пахнущую нефтью,
Ржавую лиру.

Да, это дада,
Привет вам из ада,
Вечнозелёного СИнегала,
Почему-то называемого святой Русью.
Полыхает Гана, на теле Африки рана,
А
Африки
Акр -
Алфавит
А-А-А-А-А!!!!
Держусь, держусь я.

На Западном фронте без перемен,
На любовном - без неё,
Цой мчится в космос, Янка пОд воду,
Башлачёв летает, прям как жар-птица,

Над небом Испаньи - вендетта измен,
Зелёное небо моё,
Война личная и без поводу,
И глупые буквы: стих-шельма резвится...

Да, это дада, мама-война,
Теперь ты довольна?

ПАВЕЛ ПОЛЯНИН

ЗАПАД И ВОСТОК

Плачет руками Запад
Рвёт на слога Вос-Ток
Тихо губами падать
Каменно чтоб цвело

Будут мерцать зарницы
Будут поля звенеть
Чтобы за синей птицей
В облако мозгом лечь.

Чтобы медведю панде
В клетку влетел Додо,
Чтобы утечь носами,
Каменно чтоб цвело.

КОМАНДАНТЕ ИГУАНА

ПЕСЕНКА ДЛЯ ТРИСТАНА

Это песенка дада
В голове трещит нога
Из глаз катится слеза
Это песенка дада

Это песенка дада
В волосах молчит коза
Сидит в ухе стрекоза
Это песенка дада

Это песенка дада
Пляшут в воздухе слова
И кивает борода
Это песенка дада

Это песенка дада
Не кричит теперь листва
И плюётся голытьба
Это песенка дада

Вылез из печи Балда
Не стреляйте в дурака
Не болела б голова
Тоже был бы он дада.

ЛИЕНАС АЙДЖСКИЙ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Да-да-да-да-да-да,
нет слова нет потому что да-да
идет по планете, звеня огурцами
анархии, батько, поверь,
Я всей правой лапой, говорят:
"Да-да, есть тут один недодадаист",
обидно, пожалейте, я вечен и скоро помру,
декаданс похож на дадаизм. Но нет!
Вперим глазищи в бессознательное!
Лихими пронесемся над миром!
Дадим дебилам думать!
Вперед! Вперед! Да-да-да, говорит пулеметчик!
тр-р-р-р-да, тр-р-р-р-да,
это мое самоуничтожение петушеется,
ВОН ОТСЮДА! ДА!
много раз сказавши это слово, молчу, да.

Авторские страницы участников сборника

1. Команданте Игуана http://www.stihi.ru/autor.html?jakudza

2. Анастасия Вредная http://www.stihi.ru/autor.html?nastechka26

3. Екатерина Шарлай http://www.stihi.ru/autor.html?leennat

4. Артём Ангелопуло http://www.stihi.ru/autor.html?vokno

5. Анатолий Михайлов http://www.stihi.ru/autor.html?mihailov1991

6. Интакто http://www.stihi.ru/autor.html?oscuro

7. Павел Полянин http://www.stihi.ru/autor.html?fliegen

8. Лиенас Айджский http://www.stihi.ru/autor.html?lienas



Post scriptum



Команданте, получилось что надо! :)
Это не сборник, это домкрат для настроения!
По порядку.
Начало весьма экзистенциальное и вздыхающее, да-да, это про тебя Игуана :)

У Анастасии вышло очень весело, чуть ли не гимн почтиСоветской Армии! Маруся, приходи к нам, мы тебя от Петьки прикроем... Вот бы и вправду из ПЗРКа стреляли только дадой...

А мне ты название просто шикарное выдумал!:) Спасибо!

У Артема получился ужастик в стиле Тима Бартона, от которого начинаешь нервно хихикать. Непростая вещь.

Анатолий Михайлов затем еще повысил градус, особенно козой с глазами и тоской :) Концовка насторожила.

Интакто сотворил растаманскую и весьма масштабную вещь, в которой одно удовольствие копаться... Особенно понравилось про Цоя, Янку и Башлачева - точно!

У Павла Полянина получилось очень лирично, хотя и с несколькими занозами ;). Особенно понравилась строка "каменно чтоб цвело". Бажов вспомнился...

Команданте, "Песенка..." - блюзовая вещь. Так и слышу, как хриплый баритон поет: "Пляшу-у-ут в воздухе слова-а-уа..."

У Лиенаса получился гуманистическо-альтруистический манифест, по крайней мере, начало. Умилила строка: "Дадим дебилам думать" :) Возьмут ли?

Всем участникам кланяюсь в пояс. Особое спасибо зачинателю! :)

Екатерина Шарлай 08.01.2008 12:28 •

Название сборника – «Сад Расходящихся Марусь» – отсылает нас прежде всего в Испанию (к Борхесу) и Китай. И лишь после этого долго путешествия возвращает в Россию (к Марусе). Подзаголовок – «Сборник современного дадаизма» – снова посылает нас в Цюрих и Париж, где зародилось и процветало веселое движение дада.
Однако, несмотря на все эти посылы, тексты сборника ярко выражают именно русский дух, который невозможно спутать с духом испанским, китайским, швейцарским и уж тем более парижским.
В обоснование этого утверждения, достаточно сравнить лексику оригинальной Chanson dada Тристана с лексикой сборника.
Мы все, разумеется, помним наизусть перевод тцаровской «Песенки дада», сделанный Ал.Париным. Для большей точности обратимся все же к французскому оригиналу и выпишем основные слова текста (в переводе на русский):

Сердце лифт двигатель король Папа римский шоколад мозг вода
любить велосипедистка Ватикан чемодан тела солдат змея перчатка
птичье молоко телятина.

Для сборника же характерным будет такой перечень:

Лист трава кусты ягода огурцы лес хворост корень поля облака воробей улитка муравей стрекоза орлы белка овца коза волк медведь панда батька бабка крыльцо печь.

Мы сразу понимаем: здесь русский дух! здесь Русью пахнет!

Из общего контекста выпадает лишь Опус №7 Интакто, в котором звучит тема Революции и Первой мировой – тех самых событий, которые и породили дада.

Поэтому в подзаголовок следовало бы добавить (перед словом «дадаизм») слово «русский», и это бы выглядело очень неплохо и вполне адекватно.

ПС.
Оригинал песенки дада можно найти здесь:

перевод Парина:
http://dadako.narod.ru/nachdichten.htm

подробнее про дада можно узнать на сайте:
http://dadako.narod.ru/

Евгений Дюринг 08.01.2008 15:31 •

Живо!
Искренне не понимаю фишки дадаизма, каких-то особенных черт, но нравится-таки!

Александр Мансуров 08.01.2008 22:40 •

Андрей МИРОШКИН
Альманах дада
М.: Гилея, 2000

Издательство «Гилея», названное в честь знаменитой футуристической группы, не ограничивает свою деятельность русским авангардом. Последняя «гилейская» книга посвящена дадаистам – известнейшему (увы, не в России) литературно-художественному направлению, преемникам футуристов и абстракционистов в европейском искусстве. Впервые во весь голос движение дада заявило о себе в разгар Первой мировой войны, в 1916 году.
“Дада” – слово международное, означает бессмыслицу, детский лепет: что-то наподобие русского “бо-бо”. Интернациональным был и состав этой необычной группы поэтов, художников и музыкантов. Пока армии европейских держав дрались в лесах Галиции и на полях Фландрии, авангардисты этих стран сошлись в мирном цюрихском “Кабаре Вольтер”. “Дада нельзя изучить, его нужно почувствовать… Он претендует на радикальность, грохочет, вопит, издевается и брыкается, он кристаллизуется в одной точке и распространяется по бесконечной плоскости” – гласил их манифест. Так, невоюющая Швейцария стала родиной самой воинственной из художественных группировок рубежа 1910–1920-х годов. Возмущению обывателей, как водится, не было предела, критики же искали истоки нового движения в суровой невнятице жизни: “Сегодня сумбур – знак времени, сегодня эпоха дадаистского бормотания”. Скандально прогремев на всю Европу, дадаисты осенью 1920 года выпустили в Берлине “Dada almanach” – книгу, которой суждено было стать культовой для всех арт-бунтарей мира. (Кстати, о «русском следе» дада: одним из отцов-основателей движения был Василий Кандинский, а прямыми наследниками дадаистов ныне признаны Даниил Хармс и Борис Поплавский.)
“Альманах дада” – книга пестрая: здесь и манифесты, и теоретические статьи, и стихи, и проза, и фрагменты газетных откликов. Восемь десятилетий ничуть не ослабили энергетику этих изощренных, наглых, безумных текстов. «С дадаизмом вступает в свои права новая реальность. Жизнь оказывается одновременно звучащим вихрем шорохов, оттенков и духовных ритмов, который переносится в дадаистское искусство во всей своей реальности… Дадаизм эстетически не противостоит жизни, раздирая на составные части все общие места этики, культуры и духовности, которые служат лишь облачением слабым мускулам». Одним словом, все, что органично, что естественно, что жизнеспособно, то и есть дадаизм, «все прочее – литература». Здесь, в этом «детском лепете», в этих откровенных провокациях, мистификациях и пародиях, – истоки культуры (контркультуры) второй половины ХХ века, здесь Дали и Магритт, здесь Бунюэль и Тарантино, здесь Сорокин и Пригов. На русскую раскатистую “Пощечину общественному вкусу” послевоенная Европа ответила увесистым “Альманахом дада”. Жаль, что в русском издании не удалось адекватно воспроизвести все виртуозные типографские “шалости” оригинала. Уровень “шума”, издаваемого текстами, пришлось, по словам дизайнера-консультанта, “снизить на порядок”, дабы точнее передать словесную сущность уникального альманаха.

http://ps.1september.ru/2001/03/8-4.htm

Дюринг Евгений 11.01.2008 09:53 •

Сборник действительно замечательный.
Когда такие стихи собраны вместе, то, что выглядит по отдельности, как чудачество, превращается в настоящее Искусство, и даже приобретает какую-то монументальность... насколько это возможно для дадаизма =)))
Название сборника - просто нет слов =) десять баллов =)))

По своему стиху хочу отметить два момента:

1) Мне понравилось название, которое придумал КоманДанте =) стих вообще-то называется Дада-война, но пусть в сборнике будет Седьмой Опус =) т.к. в стихе звучат как раз 2 темы: военная и музыкальная, и название Опус№7 хорошо отражает как раз-таки музыкальную;

2) По поводу замечания Евгения, что мой стих выпадает: отчасти согласен, но я писал, ориентируясь на установку КоманДанте на странице, где собирались стихи, а установка как раз была а-ля "поднимем чёрные флаги, возьмёмся за пулемёты и да здравствует батька Махно! Разрешаются нападки в сторону России и Китая" =))) не дословно, но примерно так. Поэтому просто следовал теме. Ещё ненароком вдохновил Настю Вредную и Лиенаса =) так что хорошо, что так получилось =)))

И последнее: абсолютно согласен с Евгением, что можно было бы приписать слово "русский" к дадаизму: сборник столь высокого качества и такой стилистики очень даже заслуживает столь высокого звания. Но это уже на усмотрение КоманДанте =)

Интакто 14.01.2008 08:06 •

Ох, ничего-то я в дадаизме не понимаю... Даже и с пояснениями Дюринга.
Который раз читаю - и никак не проникнусь.
Наверное - хорошо, раз нравится всему народу, который нравится мне.
Но не чувствую ничего.
Вроде бунт должен быть какой-то... Звуковой?
Наверное, у меня со слухом проблемы /а у меня действительно музыкального слуха нет/.

И тем не менее - объективно - сборник цельный и хорошо выстроен.
Так что молодцы в любом случае.

Батистута 14.01.2008 20:23 •

знаешь, дада оно как лекарство для серьёзной неугомонной головы,
явусмертьприсягаюотчизне - и - хочу уйти с головою в дада и никогда не возвращаться, оттуда буду присылать дада-письма и привет! спасибо!
развиваем эту тему, как парус навстречу ветру, если футуризм - пощёчина общественному вкусу, то дада - невинный и застенчивый атомный взрыв из пластмассовых лошадок, плющевых медведей и зеленоватых беременных зайцев, вырезанных из сапог, крокодиловой кожей хвалившихся.

до новых встреч!
дада - меч!

Артем Ангелопуло 08.01.2008 12:40 •

Все хорошо, но "Песенка для Тристана" - вне конкуренции, и, думаю, надолго.

Антонио Ховер 11.01.2008 09:53 •

Ой спасибо вам и за Марусю, и за Сборник, и за предложенную защиту от Петьки!

Так и нада, нада, да!
У меня в душе да-да,
Всем спасибо, да-да-да!
Настя Вредная, да-да!

Анастасия Вредная 14.01.2008 23:02 •

*marusi*prikololi:)okazalosj 4to u menja v golove 4astenjko 4toto podobnoje krutitsja ;)
ne dumaju 4to u podobnoj poezii budet mnogo po4itatelej v rossii a za rube*om tak i vovsje ne pojmut no svoi 4itateli nesomnenno najdutsja *elaju vam najti sponsora i vypustitj sbornik

Елена Латыпова, Рязань. SMS.