1 Крымские горы. Змеиный грот

Тамара Барышева
ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ

Змеиный грот - так не слабо начать
В тринадцать лет служение пещере!
Узнать, понять, принять её печать,
Повиноваться с преданностью дщери...

Так, не слабо! ...Расщелина скалы,
В лиловой дымке горизонты Крыма...
Нас ободряет возглас похвалы:
“Вы сможете! Вершина победима!”

Ни пальцы, ни коленки не щадя,
Карабкаемся, ищем вход по склону
И не оглядываемся, входя,
Безоговорочно вверяясь лону...

В тринадцать лет дух жаждою горит
Открытия, свершенья вожделений.
В тринадцать лет забавою аид -
Мрак, поглотивший цепи поколений.

Свет отступил. Глаз может отдыхать.
Невидимое дышит хищной пастью.
Щекочет нервы темнота, как тать,
Но мы готовы справиться с напастью!

Неловкое движенье - из-под ног
Сорвался камень в глубину колодца,
А слух от напряженья изнемог:
Так долго звук паденья раздаётся!

Молчим. Застыли. Наяву возник
Тот ужас, что знаком по сказкам на ночь.
На наше счастье рядом проводник –
Пусть не Вергилий , а студент Ван Ваныч.

Студент-географ начал речь о том,
Что нехотя пещера внутрь пускает -
Хоть и не крепость, но не храм, не дом -
Ещё трудней пещера выпускает.

Не всем коснуться тайн её дано.
В пещеру - не прогулка - погруженье.
Здесь губит глупая поспешность, но
Выводит к цели точное движенье.

В пещере жизнь сопровождает смерть.
В ней смелому не грех остерегаться,
А трусу надо страх преодолеть,
Ни телом, ни душой не содрогаться.

В пещере жизнь на грани двух миров:
Живого - мёртвого, земли и неба.
Пещеры нрав и скрытен, и суров.
Кто не был в ней, тот сам собою не был.

В пещеру погружаются, как в суть.
Грань обостряет истинные знанья,
Что противоположности несут.
На грани - полнота существованья.

Сейчас - во тьме - сильней всего ваш дух.
Дух - монолит в отличие от тела,
В котором всё - пещеры: ловит слух
Пещера-ухо, рты-пещеры немы...

Студент-географ раздаёт припас:
Всем по свече и некоторым спички.
Внимание! Пускаем в дело глаз
По доброй человеческой привычке.

Что там внутри? Что глубина таит?
Круты подъёмы и тесны проходы.
Пыль. Камень. Глина. Влага. Сталактит.
Песок шуршит, зато безмолвны воды.

Вот капля проступает, как слеза,
И, как слеза, след мокрый оставляет.
Стыдятся слёз прикрытые глаза.
Земля слезинки-капельки глотает...

Прохлада. Тишина. Похож на храм
Зал входа - освещён неверным светом
Огней, колеблющихся тут и там.
Вопросы ждут. Глаз удивлён ответом.

Мир искажает плавающий свет.
Здесь камень дышит, оживают кости.
Здесь мог бы не трудиться Магомет -
Гора сама вышагивает в гости.

За нею мрак крадётся, словно вор,
И поглощает пляшущие в танце
Огни. Зал замыкает коридор,
Сверкающий кристалликами кварца.

Здесь неодушевлённое встаёт
Наперекор законам логик, физик.
А мы всё продвигаемся вперёд
И знать не знаем остроты коллизий.

Нам кажется, что здесь и вправду нет
Живому места. Вдруг под пальцем в нише -
Живое! Встрепенулся силуэт
Беззвучный. В нише - дом летучей мыши.

А может, и букашки-мелюзга,
Панически собравшись табунами,
Бегут от нас, от света, от врага?
Им нет резона на контакты с нами?

Пещера, безусловно, мир теней,
Но мир живой - и это несомненно.
Свет плюс преграда тень рождают в ней.
И силуэты движутся по стенам.

О, эти тени! - Страшно? - Что за вздор!
Они смешны и различимы ясно:
Вот Сося, Стюша, эта - Люся Здор,
А вот Бурдычка - украшенье класса,

Вот близнецы не схожие ни в чём -
Петкович Игорь и Петкович Лена,
В свод Сава упирается плечом,
Ворона Надя встала на колено...

Шишара, Самохвальчик, Рогачёв,
Саитгалиева, Ротань, Милкоша...
Тринадцать лет... Мне больно, горячо
Сегодня от соприкасанья с прошлым.


ПРИВАЛЬЧИК

Друзья мои, вы где? Вы кто теперь?!
Ответь, Дерябин! Вспомни, Чапа Женя!
Я жду. Пещера помнит тот апрель.
Неужто вы забыли погруженья?!

Жизнь пролетела, словно ураган,
В мгновенье ока разметав беспечность.
Зажили ссадины, и шрамы вместо ран
Носить не больно... Безответна вечность...

Растёт в пещере слёзный сталактит...
Вниз головой повисли в спячке мыши...
Пещера ваши голоса хранит...
В больших глубинах... Эхо тише... Тише...



ДАЛЬШЕ

Вдруг - Николаши пухленький живот.
Вдруг - Бяшкины весёлые кудряшки.
Тень каждая по-своему живёт -
Мой класс, мои родные морды-ряшки!

Здесь каждое движенье - знак побед.
Прошёл, пролез, проник - не оступился!
И лбом, и темечком изведав бед,
Ты достиженью цели научился!

Слух обострился. Зорче стал твой глаз.
Шаг осторожнее и пальцы цепче.
Опасности объединили нас
И дружбу сцементировали крепче,

Чем все уроки, игры, вечера,
Чем КВНы и олимпиады.
Совсем другими были мы вчера.
Мы нынче свет нашли, победе рады!

Мы сами свет назвали голубым,
А не с чужих подач, не понаслышке!
Земля и небо выглядит иным,
Когда взрослеют девочки-мальчишки.

На горы поднимаясь много раз,
Впервые ощутив земное лоно,
Мы поняли, что существует связь
Земли и неба без посредства склона.

Пещера сутью - антипод горы.
Гора в награду за преодоленье
Слагает под ноги взошедшему дары
Земли - путей возвратных разветвленье.

Гора на время радости даёт.
Гора - поверхность, выпуклая форма.
Её стремленье к небу – не полёт.
Подошву держит намертво платформа.

Пещера существом - антигора.
В пещере связи неба с подземельем:
Тем ярче небо, чем темней дыра -
Связь между ними полным откровеньем,

Как истины момент в игре ума,
Как озаренье, смысла постиженье.
Поверхность что поверхностность - сама
Склоняется пред высшим в пораженье.

Пещера дарит сразу и сполна.
Пещера суть душа земного тела:
Глуха, темна в глубинах мрачных дна, -
Вдруг засияла светом и взлетела!

Глубины, как высоты, велики.
Чем не пещера космос бесконечный?
И мы, земные соученики,
Дерзаем, погружаемся в путь Млечный...


КОНЕЦ МАРШРУТА

Так ненавязчиво в тринадцать лет
Узнала я о триединстве мира:
Есть свет земной и есть духовный свет,
Есть связь меж ними - песенная лира.

Есть песнопевец, уходящий в скит,
В пещеру от поверхностных сюжетов,
В ту глубину, что истину хранит
Вопросов трудных и простых ответов.

Там до поры душа во тьме живёт,
Одолевая первобытный хаос.
Лишь песнопевец верит: запоёт
Та лира, что расстроенной казалась.

Бывало, инстинктивное: подвох -
Со всеми маршем в строевой колонне
Вышагивать?! Спасенье, словно вдох,
Ищу в пещерном одиноком лоне.

Бывало, от избыточности чувств,
От ликованья, радости, восторга
В пещеру погружаюсь и учусь
Определять цену людского торга.

Как складывалось это бытиё?
Любительнице воздуха и света
К аскезе обращённое житьё
Простор дарило в рамках триолета,

Учило мысль нащупывать во тьме,
Вынашивать стремление к свободе,
Как на станке, оттачивать в уме
Слова созвучные живой природе.

Пещера помогла мне уберечь
От наносных, фальшивых наслоений
Природу чувств. Мартен-пещера-печь
Заботится о чистоте волнений...

Пещера-память поднесла сейчас
Мои тринадцать лет, апрель цветущий...
Я безутешна: вымирает класс,
И темнота становится всё гуще,

Всё тише эхо... Жизнь теряет смысл...
Осталась горечь от словесной вязи...
Аид, как море, слизывает мыс
Остатка жизни, обрывает связи...

Всё сделано. Всё в прошлом. Как шагнуть
В пещеру-вечность, чтоб не возвращаться?
Пора решиться и “творцу вернуть
Билет” ? Окончен путь. Пора прощаться!

Где та пещера, что по глубине
Равна отчаянью, заполнившему душу?
Всё алогично, путано во мне...
Узнать оракул? Выслушать кликушу?