Сентиментальная история

Юрий Берг
ИЛИ «Я ВАМ НЕ СКАЖУ ЗА ВСЮ ОДЕССУ»


Одноактная опера (либретто)

Действующие лица и исполнители:

Биндюжник – молодой человек, приятный во всех отношениях.
Дама – просто дама, приятная во всех отношениях.
Кобыла Маня – тягловая сила женского пола.

Звучит увертюра. В музыкальной канве переплетаются темы биндюжника, дамы и кобылы Мани.

Картина первая.

Будуар Дамы, приятной во всех отношениях: альков под балдахином сиреневого цвета. Рюшечки, подушечки, оборочки, скатёрочки, слоники, кошечки и фотографии бывших мужей в траурных лентах. Состояние алькова свидетельствует о только что отшумевших бурных страстях: подушечки, оборочки, скатерочки, слоники, кошечки разбросаны по всей комнате. Бывшие мужья скорбно и с осуждением взирают со стен. Молодой человек курит папироску и пытается попасть ногами в брючины штанов. Дама в пеньюаре пудрит носик перед зеркалом трюмо. Наконец, молодой человек заканчивает туалет и поворачивается к даме.

Звучит Первая песня Биндюжника

На вас, мадам, гляжу я с интересом,
Волнение мое вам не понять.
Вот вы, мадам, с шикарным политесом,
А я – простой биндюжник, вашу мать!
Мой папа был далек от академий
И писем маме не писал из зон,
А дедушка по имени Еремий
Был в Гомеле первейший фармазон.
Я слышал: вы талантливый писатель,
За вами бродят толпы мужиков,
И гнусно домогается читатель
Новинок вашей прозы и стихов.
Еще слыхал, что любите военных –
Мундиры, эполеты, ордена...
Я не из них, скажу вам откровенно,
И к строевой не годен ни хрена!
Вы – «ресторан», мадам. А я – «харчевня».
У вас – поэзия, а я – зеваю всласть.
Мы разные, как город и деревня,
И карты у меня всегда не в масть.
К тому же по ночам храплю безбожно,
А по утру мой друг –стакан вина.
Так что, влюбились вы, мадам, неосторожно
Не в принца, а в простого мужлана.
Какая, к черту, mon amie, измена?
И не кричите, словно здесь пожар.
Пойду-ка я, задам лошадке сена,
Покедова, мадам! Au revoir!
 
Молодой человек направляется к дверям.

Звучит Первая песня Дамы, приятной во всех отношениях

Ах Жоржик, вы такой плебей!
Сбежать от дамы?!
Вы искуситель и злодей,
Виновник драмы.
Я так поверила всему,
Я, поэтесса!
Любовь сгубили вы мою,
Вплоть до эксцесса.
Была милей вам во сто крат
Кобыла в стойле,
И вы – совсем не демократ,
Хоть пьете пойло!
Еще от вас, pardon, mon chere,
Разит навозом.
Как с вами спать, мой кавалер,
Лишь под наркозом?
А я ведь дама – самый сок:
Корнеты сохнут!
Какой от вас, извозчик, толк?
Лишь мухи дохнут!
Ко мне идут, лишь захотеть,
Мужчины – пачкой!
А вам, мой друг – швею иметь,
А лучше – прачку.
И кем бы ни был ваш отец,
Идите в баню!
Или сведите под венец
Свою кобылу Маню.
 
Занавес
 

Картина вторая.

Звучит вступление. Лейтмотив Биндюжника. Прихожая Дамы: столик с телефоном, вешалка с одинокой шубой, на стене оленьи рога, женские сапоги и множество мужских комнатных туфель самого разного размера.
Звенит звонок.
Дама открывает двери и с разочарованием отступает вглубь прихожей. Входит молодой человек. На нем фрачная пара и бабочка, на ногах – грязные кирзовые сапоги.
Дама неожиданно дает ему пощечину и, зарыдав, закрывает лицо руками.


Звучит Вторая песня Биндюжника
 
Мадам, мадам, зачем же так –
Вожжой по морде?!
Я не какай-нибудь босяк,
Одет по моде!
Сегодня вылил на себя
Лосьон от пота
И съел котлет на три рубля
И два компота.
Пришел, готовый ко всему,
А вы – ругаться!
Чегой-то я вас не пойму,
Зачем же драться?
Без вас – я лошадь без подков,
Без вас – не спится.
Мы ж с вами пара голубков...
Хочу на вас жениться!
 
Мадам растерянно озирается, потом недоуменно глядит на опустившегося перед ней на колени Жоржа. Постепенно до нее доходит смысл сказанного. 


Звучит Вторая песня Дамы

Ну что вы, Жорж, встаете на колени?
Помять вы можете торжественный прикид.
Повесьте брюки на рога оленьи,
Коль общество мое вам не претит.
Ах, что я слышу? Это предложенье?
Меня застали, право, вы врасплох.
И в голове моей сейчас столпотворенье,
И в сердце у меня переполох!
А впрочем, нет, давайте по порядку,
Чтоб не было у нас запретных тем...
Да не садитесь вы же на тетрадку!
Сегодня вы рассеянный совсем.
 
Она подбирает разбросанные тетради со своими стихами и предлагает гостю сесть. Жорж – во фрачном пиджаке и в семейных трусах до колен плюхается в кресло.
 
...Так вот, дружок, знакомая картина
Рисуется в мечтательном уме:
Конечно, вы характерный мужчина
И были б счастливы, пристроившись ко мне.
Однако, я неважная хозяйка,
Не создана для кухонь и борщей.
А вам, скажу по правде, «наливайка»
Милей семейной жизни и детей.
Вы – пролетарий, Жорж, а я – богема,
Встаете в пять, а я люблю поспать.
Биндюжник вы до пятого колена,
А я – почти художник, так сказать!
Люблю я вечерами у камина
Глядеть, как извивается огонь.
А вы хоть и с потенцией мужчина,
Но все же – просто работящий конь.
Меня волнует первозданность прозы,
Меня манит загадочность стиха,
А вас волнует качество навоза
Да сплетен наносная шелуха.
Вот посмотрите – книгу я читаю!
Она открыта на странице «шесть»,
А вы и вывеску, давно подозреваю,
Не каждую осилите прочесть.
Так что не быть, наверное, нам в паре.
Нам Гименей не выкует оков.
Прощайте, Жорж! До встречи на Бульваре!..
Да не забудьте брюки снять с рогов.
 
Жорж вскакивает с кресла и, зажав в руке фрачные брюки, с проклятиями выбегает вон.
 
Занавес


Картина третья.

Звучит вступление, лейтмотив Кобылы, построенный на вариациях русской народной песни «Ямщик, не гони лошадей».
На сцене – конюшня: стойла, пойла, кони, кобылы, сено.
В отдельном стойле проживает гражданка лошадь по имени Мяня. Она – культурная, начитанная девушка с тонкой душой и неотразимым взглядом огромных ласковых глаз. Меланхолично жуя клок сена, Маня напевает.

Звучит Песня кобылы Мани
      
Тук-тук, перестук, стройные копыта,
Подхвачу губами клок сена из корыта.
Знаю, милый щас придет, принесет моркови,
Хлеба с сахаром найдет для своей любови.
Я, по правде, – не Любовь. Я, по правде, – Маня.
Все равно меня любовь на природу тянет.
Сердцем чувствую тебя, моего красавца,
Молодого короля, моего упрямца.
Ты меня из рук кормил, чистил и лелеял,
От меня не отходил первую неделю.
А потом с тобою мы ездили на дачу...
Нет, я больше не могу, точно – щас заплачу!
 
По мохнатой морде кобылы катятся слезы. Со скрипом отворяется дверь и в конюшню вваливается в стельку пьяный Жорж. В руках у него брюки. Спина Жоржа перепачкана мелом, на сапогах – куски грязи. Обведя мутным взглядом конюшню, Жорж нетвердой походкой направляется к стойлу и по пути начинает петь.

Звучит Третья песня Биндюжника

Я так и знал. Она мне не простила.
У ног Мадам валялся я в пыли.
Она сказала мне: «Я вас уже забыла.
Стоит меж нами пегая кобыла.
Да и ваще, биндюжник, – отвали!»
Я клялся ей своим кнутом и мамой,
Из жизни ей примеры приводил.
Потом ушел, и водкой окаянной
Свой утренний портвейн усугубил.
Но только «белая» была уже несвежей:
В грязи я извозился, как свинья.
Теперь я возвращаюсь к жизни прежней,
Где две пол-литры – норма для меня!
Тут в сене где-то спрятана бутылка...
Ну не гляди так на меня, кобылка!
Сегодня мной Мадам пренебрегла.

Жорж ползает под брюхом кобылы, разыскивая в сене свою заначку. Найдя бутылку, он пытается ее открыть, а когда у него это не получается, укладывается на бочок и мирно засыпает.

Финал

Тема из увертюры.
Кобыла Маня смотрит на спящего биндюжника печальными глазами.

Звучит Колыбельная для Жоржа
 
Спи, мой маленький дружок, спи спокойно.
Завтра сходим на лужок, там привольно!
Будут ласточки летать над землею,
Снова будет хорошо нам с тобою.
Не грусти, она тебя не достойна.
Спи спокойно, мой дружок,
Спи спокойно!
 
Гаснет свет.

Занавес

В зале  бурные, продолжительные аплодисменты.
Все встают и бросают в автора гнилые помидоры.