Мои воспоминания о Владимире Высоцком

Алина Тарская
Мне повезло видеть Владимира Высоцкого в нескольких спектаклях в театре на Таганке в период с 1972 по 1975 год. Уже в то время этот театр под руководством Юрия Любимова был, вероятно, самым популярным, одиозным и трудно доступным в Москве. Я несколько раз ходила к театру в надежде купить лишний билетик, и часто уходила ни с чем, так как перед театром всегда было много желающих попасть на спектакль.
В это время я работала в хирургической клинике и однажды к нам поступил на лечение администратор из этого театра. Его оперировал профессор С.Н.Файн, заведующий отделением, и однажды на обходе он обратился к нам, молодым хирургам, с вопросом: « А почему вы не ходите в театр на Таганке, когда у нас лежит такой замечательный человек?» Я тотчас воспользовалась этим предложением, познакомилась с ним и он в последующем давал мне входные или пригласительные билеты,и я смогла посмотреть почти весь репертуар этого знаменитого театра.Владимира Высоцкого я видела в нескольких спектаклях «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Антимиры» и «Гамлет».

Зная его концертные программы и многочисленные песни по магнитофонным записям, я была уверена, что роль Гамлета для него не подходит, что это не его амплуа. Поэтому шла на спектакль с большими сомнениями и переживаниями. Народа перед театром и в театре, как всегда было очень много. Я с гордостью прошла через строй спрашивающих лишний билетик, хотя не так давно часто стояла сама среди этих людей. На этот спектакль у меня был только входной билет на балкон, где мне пришлось стоять чуть ли не на одной ноге весь спектакль, так как было очень много зрителей и в партере, и на балконе. На сцене были очень простые декорации – висел огромный занавес, сплетённый из верёвок, который изображал по необходимости то тронный зал, то стену замка, то занавесь, через которую Гамлет убивает шпагой «крысу», когда ему почудилось, что его разговор кто-то подслушивает.

Высоцкий вышел на сцену в чёрных брюках и джемпере с открытой шеей,
с гитарой в руках, сел на край «могилы», которую изображала яма с песком перед сценой, спел одну песню своего сочинения, затем отложил гитару и больше к ней не прикасался. Несмотря на то, что эта пьеса нам хорошо известна и мы знаем чуть ли не каждую сцену в ней и каждое слово героев, исполнение роли Гамлета Владимиром Высоцким было настолько выразительным и необычным, что я простояла на ногах весь спектакль на балконе, не замечая неудобств и усталости. Я убедилась, что Высоцкий не только замечательный поэт и певец, но и прекрасный талантливый артист.
Теперь я знаю, что при постановке «Гамлета» и у режиссёра Юрия Любимова, и у самого Высоцкого были большие сомнения в том, справится ли он с этой ролью, но сомнения эти оказались напрасными.После смерти Владимира Высоцкого спектакль "Гамлет" был снят из репертуара театра.

Владимир Высоцкий выступал с концертом у нас в институте (ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им Н.А.Семашко)на улице Обуха, дом 12 (сейчас это улица Воронцово поле) в 1976 или 1977 году. Вёл переговоры с Высоцким и приглашал его наш сотрудник Гайк Джаводян, который занимался общественной работой по разделу культуры и отдыха. Высоцкий, как и многие другие артисты московских театров,с удовольствием выступал перед научными коллективами, так как это была очень благодарная и восприимчивая к новым веяниям в культуре часть интеллигенции. Для того, чтобы пригласить артиста на часовой концерт, мы собирали по одному рублю с человека. Сумма в 100-120 рублей была достаточной для приглашения артиста, так как зарплата артистов в театрах в то время была невысокой и концерты давали им возможность подработать, особенно перед праздниками.

Концерт Высоцкого состоялся в зале, где обычно проводились заседания
Учёного Совета, рассчитанного примерно на 100 человек. Зал старинного здания был очень красивым - с камином и резным дубовым потолком, на котором висели 5 хрустальных люстр. Концерт был назначен на 15 часов, публика собралась, зал был переполнен, но Высоцкий опаздывал и пришёл на 15 минут позже.Зайдя в зал с гитарой в руках в чёрных брюках и джемпере, он извинился за опоздание и сказал, что будет петь столько, сколько мы захотим его слушать. Раздались аплодисменты и Высоцкий начал петь. Пел он почти два часа
с большим воодушевлением и полной отдачей, песни его, уже известные нам ранее по записям, производили неизгладимое впечатление на слушателей и награждались бурными аплодисментами. Личное обаяние и сильная энергетика, исходившая от исполнителя, тем более в небольшом зале, где он был у всех на виду и так близко от нас, покорила всех. Наконец, мы нехотя разошлись. Но память об этом прекрасном выступлении Владимира Высоцкого мы храним до сих пор.

Неожиданная и преждевременная смерть Владимира Высоцкого была большим ударом для его поклонников и для коллег по театру.В день смерти В. Высоцкого я была вечером в театре на Таганке,не зная еще о случившемся, но спектакль был отменён. На сцену вышел главный режиссёр театра Юрий Любимов и сообщил о смерти нашего любимого актёра. Зал  молча встал, Ю.Любимов сказал, что желающие могут получить деньги за билет в кассе театра в связи с отменой спектакля, но никто, конечно, не стал этого делать. На похоронах Высоцкого я, к большому моему сожалению, не присутствовала, официальной информации о его смерти почти не было, так как в эти дни в Москве проходили первые в нашей стране Олимпийские игры. Его талант замалчивали при жизни, попытались сделать это и после смерти, но всё равно на похоронах любимого поэта и актёра, как я узнала позже, было очень много народу.

После смерти Высоцкого мы приглашали к нам в институт его товарищей по театру Леонида Филатова и Бориса Хмельницкого. В этот раз вела переговоры с артистами и приглашала их я сама, так как я тоже занималась профсоюзной работой. Они рассказали нам много интересного из жизни Высоцкого, о его творчестве, о любви к Марине Влади, их отношениях, читали его стихи. Мы попытались выяснить у них, от чего умер Высоцкий. Мы думали, что он умер от алкоголизма, которым страдал почти всю жизнь. Но они клятвенно заверили нас, что последние годы Высоцкий не употреблял алкоголя, а о наркотиках промолчали, так как в то время не принято было об этом говорить вслух.

Прошло много лет со дня смерти Владимира Высоцкого, но интерес к его творчеству, к его необыкновенной жизни не пропадает, важно, что и современная молодёжь знает и любит его творчество. К 70-летнему юбилею Владимира Высоцкого, который недавно был широко отмечен в нашей стране, замечательные поэты Стихиры написали 19 посвящений Высоцкому, я собрала их ( в том числе и своё), распечатала и передала в научный отдел музея Владимира Высоцкого, организованного на Таганке недалеко от его любимого театра. Музей собирает посвящения Высоцкому, воспоминания о нём, театральные и концертные программки, особенно с его автографами, и всех поклонников творчества Высоцкого приглашает к сотрудничеству. Под впечатлением от посещения и осмотра Музея Высоцкого я написала стихотворения "Музей Высоцкого" и "Гитара Высоцкого".