Поэзия для кухонь или для стадионов?

Сергей Чебатков
       О поэте Андрее Родионове я впервые услышал от моего знакомого, директора книжного магазина «Фаланстер» Бориса Куприянова, которой рекомендовал мне Андрея как настоящего, большого русского поэта. Кстати, и мое знакомство с Андреем Родионовым состоялось в магазине «Фаланстер». Я был в гостях у Бориса, как вдруг он сказал мне: «Сергей знакомься, это Андрей Родионов» Я поздоровался, Андрей посмотрел на меня внимательным ласковым взглядом, и его первые слова, обращенные ко мне, были: «Сергей, Вы портвейн пить будете?»

       Вот так мы впервые и поговорили с чашками, очень хорошего, кстати говоря, портвейна, среди складских стеллажей магазина «Фаланстер». Результатом нашей первой встречи стало согласие Андрея Родионова на интервью, которые вы можете послушать на Литмедиа.ру. Мне очень понравились стихи Андрея, которые он любезно согласился прочитать у микрофона, и которые я также вставил в ту программу. Именно эта передача навела меня на мысль о целом цикле программ, посвященном современной поэзии. Эти программы мы будем постепенно также выкладывать на сайте.

       Через несколько дней, я, по приглашению Андрея, побывал на его концерте в московском театре «Практика». Он выступал вместе с другим замечательным поэтом – Юлием Гуголевым. Небольшой зал, примерно человек на 200, был полон. Под звуки тамтама, Родионов пританцовывал на стене, декламировал то сжато, то протяжно, то тихо, то на грани крика. И все это создавало необыкновенную атмосферу сложного гармоничного поэтического мира, нет не мира, скорее вселенной, где обитают гротескные персонажи стихов Родионова, отталкивающие и прекрасные, жестокие и вызывающие жалось. Одним словом, энергетика выступления была потрясающей.

       Своими впечатлениями о том концерте я поделился с редактором поэтического журнала «Арион» Алексеем Давидовичем Алехиным, когда брал у него интервью для очередной программы «Культурный багаж» Тот совершено неожиданно для меня отозвался о подобных «широкопубличных» выступлениях поэтов довольно негативно. По мнению Алексея Давидовича, большие залы заставляют поэтов гнаться за эффектным словом, «играть на понижение», как он выразился. При этом он привел высказывание Пастернака по поводу публичных поэтических выступлений, сделанное великим поэтом еще в 1936 году: «Разврат эстрадных читок в балаганном своем развитии, доходящий временами до полного дикарства».

       Такая резко позиция признанного авторитета в современном поэтическом мире, каковым является Алексей Давидович, заставила меня задуматься на эту тему. Действительно, были бы стихи Андрея Родионова лучше, если бы он знал, что не будет читать их вживую перед довольно большой аудиторией? Развращают ли большие аудитории поэтов? И вообще, можно ли вывести в принципе оптимальное число слушателей одного поэтического вечера? И если да, то каким оно должно быть?

Вы как думаете?