Сверхчеловечество

Сергей Аствацатуров
                СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСТВО

…И наступил Апокалипсис. Люди перестали любить, прощать и заботиться друг о друге. Да и может ли жить в таком мире хоть один человек, который будет любить? Ведь если он любит, то должен немедленно раздать всё имущество и деньги обездоленным, а потом трудиться на их благо, пока не скончается вскоре от голода. Если бы таких людей было много — большинство, то они вместе могли бы жить и заботиться друг о друге. Но так как в действительности можно наблюдать лишь отдельные попытки отдельных людей приблизиться к христианскому идеалу любви, попытки обречены на неудачу и грозят немедленной гибелью совершающим эти героические поступки. Любовь иссякает — растут материальные потребности, которые убивают живое на нашей планете. Всё меньше остаётся людей способных ограничить эти свои потребности, ограничить хотя бы просто от сознания собственной ничтожности. Повсюду слышны крики «Я! Я хочу! Я знаю! Я могу!» А бесконечный космос смотрит на крохотную голубую точку в чёрном пространстве и даже не подозревает, что там есть неизмеримо малые частицы живой плоти, которые хотят его перевернуть по своему усмотрению. С чем сравнить человека? Обычно сравнивают с каплей в океане, но это неправда. Человек ещё меньше, он почти бесконечно мал перед лицом Бога, перед неизмеримыми просторами вселенной и нескончаемым бегом времени. И вот эта бесконечно малая величина мнит о себе, что она и есть центр Вселенной — не всё человечество, к которому она принадлежит, а именно он — отдельно взятый Вася Иванов, который пишет на заборе «Здесь был Я!!!». Но на самом деле его нет ни здесь, ни там, ни где-либо. Его просто нет для Вселенной. Больше того, странная аномалия, возникшая на планете Земля, аномалия, которую мы именуем «разум», скорее всего, остаётся незамеченной Космосом и может исчезнуть в одно мгновенье так же незаметно, как и существовала. Итак, если мы разумны, не логичней ли нам считать себя ничтожными существами? Но не к бездеятельности, не к пассивности существования должен привести нас этот вывод, а к умалению нашей гордыни, которая разрушает хрупкий земной мир. Труд же всегда был и остаётся главным (но не единственным) мерилом ценности человеческой личности. Только в труде человек обретает право сказать: «Я живу. Я существую», разумея под трудом не тупое производство средств существования, а труд осмысления мира и преобразования человеческого бытия. Именно этот труд привёл к пониманию абсолютной ценности отдельной человеческой жизни. Но будучи существом духовным, человек не может и не должен отказываться от оценки ценности жизни той или иной личности. И тут мы сталкиваемся с вопросом о том, насколько мы имеем право ставить в центр Вселенной своё «Я». Каким бы значительным не был вклад отдельной личности в осмысление основ бытия, наилучшая позиция для любого человека, наиболее нравственная и, в то же время, наиболее практичная с точки здравого смысла, это позиция бесконечно малой величины — даже не капли в океане, а невидимой точки на всесильной ладони Творца. Этой точке никто ничего не должен, точка не может требовать для себя материальных благ, точка не может возноситься над другими людьми, точке бессмысленно ставить памятник, точка перемещается туда, куда захочет Господь, — и мы знаем, что Господь её всегда перемещает в небытие. И тут с этой точкой происходит удивительная вещь: как только точка осознаёт себя точкой, она начинает любить другие точки, а те, в свою очередь, начинают любить её. Разгадка тут в том, что в основе христианской любви лежит сострадание, понимание того, что каждый человек слаб перед лицом Вселенной, страдает, несёт свой крест и однажды исчезнет в муках из этого мира. Мы любим других за то, что они такие же, как мы. Но если человек возносится над другими, выделяет себя как существо высшее и непохожее на прочих, то и любить других ему уже незачем — он любит себя и только себя. Я с ужасом думаю о том, что индивидуализм 20-21 века завёл нас слишком далеко. Повсеместная пропаганда сверхценности творческой личности привела к тому, что все личности стали считать себя творческими и совершенно обесценили само понятие и суть творчества. И пока мы посмеивались над увеличением толп графоманов и художников-любителей, незаметно из нашего мира исчезла любовь — её место окончательно заняла гордыня. Современный мир перенаселён сверхчеловеками, а потребности любого сверхчеловека безграничны. И вот мы в погоне за материальным уничтожаем нашу планету, на которой мы могли бы построить Рай, а вместо этого живём так горько и несчастливо. Мы уничтожаем её отбросами нашей цивилизации так, словно хотим расправиться с этим Сверхчеловечеством как можно скорее. Простит ли Бог наши грехи? Достаточно ли просто покаяться в них перед смертью? Посмотрите в окно: Апокалипсис это то, что вы видите возле своего дома, Апокалипсис — это мы!