Если вы получили отрицательную рецензию

Страна Советов
Если вы получили отрицательную рецензию, не спешите огорчатся. Возможно, ваш рецензент не вполне искренен. Попробуйте разобрать его претензии и ответить на них, это поможет вам не только прийти в себя, но и вынести для себя что-то новое.

Вот одно из моих стихотворений:

Мир хрустальных дворцов удивительный

Неслышной походкой, из далей небесных,
Приходит зима из хрустальных дворцов.
Заоблачно-чистых, прозрачных чудесных,
И дует холодною пылью в лицо.

Весь город окутан её кружевами,
И сумерки рано спускаются вниз,
Как будто потеряны были мы с вами,
И вот, наконец-то, внезапно нашлись.

Наш мирный уют и надежен и крепок,
Укрытый за окнами теплых квартир,
Зима же на улицах вылепит слепо,
Из веток деревьев свой сказочный мир.

Узорные копии сводов и арок,
Ей вовсе нетрудно из снега создать.
И будет, как школьник писать без помарок,
В пустую, пока что, тетрадь.

А вот рецензия на него некого "Самого честного рецензента"

Ромм Наумович Михаил. Лепка из веток.

Самый Честный Рецензент
Мир хрустальных дворцов удивительный

Ромм Наумович Михаил

Неслышной походкой, из далей небесных,

> Наконец-то выяснили местоположение зимы. ранее считалось что она приходит с севера.

Приходит зима из хрустальных дворцов.

> А тут уже вопросы. кое как я могу допустить что кто-то приходит неслышной походкой, хотя по смыслу более подошло бы "идет" или "пришла". Но что значит "приходит из дворцов"?
Она же не может находиться сразу в неcкольких места-дворцах одновременно?Вы же не скажете про знакомого, он приходит из многоэтажных домов?

Заоблачно-чистых, прозрачных чудесных,

> Само по себе слово чудесных-пустое. обьясняю. допустим вы читаете, одеяло чудесное.
вы получили информацию почему одеяло названо чудесным? Это слово надо обьяснять, хотя бы и в контексте. Или они чудесные лишь потому что заоблачные?

И дует холодною пылью в лицо.

> Это какое-то конкретное лицо? Или что? Это я к тому, что далее написано, "мы", "наш".
И почему только в лицо? В ноги, живот, в стены домов, разве не дует?

Весь город окутан её кружевами,
И сумерки рано спускаются вниз,

> Вниз - ненужное слово, если спускаются, то ясно что не вверх.

Как будто потеряны были мы с вами,
И вот, наконец-то, внезапно нашлись.

>А где логика? Получается что мы вдруг нашлись когда стемнело, а когда было светло были
потеряны? Обычно случается как раз наоборот.

Наш мирный уют и надежен и крепок,

> Странное определение для уюта. Вы бы еще написали, наш уют мощный как НАТО.

Укрытый за окнами теплых квартир,

> Почему именно "за" окнами, а не просто окнами? А стены и двери квартир разве уют не укрывают?

Зима же на улицах вылепит слепо,

> Очень сомнительно слепить что-то из веток. И почему слепо? Зима у вас что, слепа?

Из веток деревьев свой сказочный мир.
Узорные копии сводов и арок,

> Копии - слово не для стихов. И почему только сводов и арок? Ладно, арку еще я могу представить, но свод без стен, увы.

Ей вовсе нетрудно из снега создать.

> Так из веток или все таки из снега?

И будет, как школьник писать без помарок,

> Школьник как пример пишущего без помарок?

В пустую, пока что, тетрадь.

> Если предполагаемая тетрадь и есть город, то сравнить его с чем-то пустым, очень смело.

Город вовсе не пуст, там и дома и люди и машины и полно всякого иного.

Резюме. Сказочный мир,хрустальные дворцы, холодную пыль, мирный уют, теплые квартиры и так далее, можно считать графоманством в чистом виде.


© Copyright: Самый Честный Рецензент, 2008

Вот мой ответ:

Благодарю Вас, уважаемый Самый Честный Рецензент за то, что не пожалели времени на свою рецензию. Надеюсь мой ответ на нее Вас заинтересует. Прежде всего, должен поздравить Вас с тем, что Вы совершенно правильно отметили общую графоманскую природу этого стихотворения. Оно было написано на заказ - слова песни на заданную мелодию. Задача как раз в том и состояла, чтобы написать простое и светлое стихотворение, не обременяющее слушателей глубоким смыслом. Использование готовых литературных штампов показалось мне подходящим средством.
Надо сказать, что с задачей я не справился. Заказчик не принял текст, как слишком сложный, слишком осмысленный. По мере написания я нашел в этом сюжете своеобразную прелесть и смысл, увлекся и написал настоящее, хотя явно не лучшее, стихотворение.

Ваши конкретные претензии к нему, по большей части, кажутся мне пустыми придирками. Дело в том, что Вы разрываете текст, на отдельные блоки и прочитываете его, как прозу.

Неслышной походкой из далей небесных,
Приходит зима из хрустальных дворцов.

Из далей небесных, а не с севера, потому, что, с точки зрения наблюдателя, зима это холод, ледяной ветер, а не время года. Которое, строго говоря тоже приходит не с севера, а является астрономическим явлением (опять-таки с неба, понимаемого широко).

Приходит, а не пришла, т.к. время прихода невозможно зафиксировать.

Из хрустальных дворцов, поскольку прошла не один дворец, а много. Имеются ввиду небесные дворцы облаков. Знакомый, к тому же, не может находится в нескольких домах, а зима может.

Заоблачно-чистых, прозрачных чудесных - согласен это пустая строка, вставленная для рифмы, но она призвана нести не смысл, а создавать ритмическое легкое настроение.

Дует в лицо. Каждому дует в лицо. Так говорят: ветер в лицо, не подразумевая чье-то конкретное лицо. Почему в лицо? Да потому, что лицо открыто!

И сумерки рано спускаются вниз

Вниз, действительно, слово здесь лишнее. Хотя подобный оборот вполне имеет право на существование. В этом легко убедиться, посмотрев словари.
Так же как и "никем непобедимая" используется для усиления, и как устойчивое выражение: "спуститься вниз по веревке".

Как будто потеряны были мы с вами,
И вот, наконец-то, внезапно нашлись.

>А где логика?

В этом, дорогой мой, смысл всего стихотворения. Холод, сумерки, дискомфорт - сближают людей, которые были потеряны друг для друга. Не потому потеряны, что друг друга не видели, а потому, что между ними не было близости.

Уют укрытый за окнами - это метафора, рисующая, по задумке, свет уютных окон в темноте над пространством холода и метели. Надежен и крепок передает ощущение уверенности в незыблемости укрытия.

Слепо. Да, представляете, у зимы нет глаз!

Каждый, кто видел, что случается после обильного снегопада прекрасно поймет, что означают своды и арки, образующиеся на ветвях деревьев.

И будет, как школьник писать без помарок,
В пустую пока что тетрадь.

Да, тут образ не развит. Может быть, учитывая совершенствование техники, уже трудно понять, в чём проблема - писать без марок. Я же тут имею ввиду, что Зима создаст копию своих дворцов, с чистого листа. Ведь в городе никаких небесных дворцов не было. Надеюсь, Вы это понимаете, Таня?

Резюме. Да, стихотворение - конечно, не шедевр. И если оно, совершенно, с первого взгляда, не понравилось, то объяснениями делу не поможешь. Но меня не оставляет ощущение, что в данном случае имеет место всё-таки некая нечестность Честного рецензента. Некое стремление растоптать текст любой ценой. Очень узнаваемое.

К слову сказать, несмотря на то, что сам я от этого произведения не в восторге, публика приняла его довольно тепло.

С благодарностью Михаил Ромм