Конкурс критики. Рецензирование стихотворений

Творческая Мастерская Ежи
Здравствуйте, дорогие друзья!

Рады приветствовать вас на втором этапе конкурса критики. Вашему вниманию представляются шесть стихов-победителей первого этапа. Предлагается разобрать каждое из них на винтики, болтики, гаечки и даже на корпускулы (при наличии желания и времени). При этом необходимо помнить следующее:

1. Разбору подлежат все стихи.
2. Минимальный объем анализа одного текста должен составлять не мене 200 слов.
3. В ситуации, когда автор номинированного текста и участник второго этапа – одно лицо, «последний» имеет право выбрать любое стихотворение из числа текстов, представленных на первый этап конкурса (не возбраняется также и критика своих стихов).
4. Каждый участник открывает одномоментно ДВЕ корневых рецензии: ОДНУ – в которой (или под которой) будет проводить критические разборы стихотворений, отобранных на конкурс. ВТОРУЮ - под которой ВСЕ УЧАСТНИКИ и посетители страниц Конкурса смогут обсуждать представленные критические разборы и полемизировать с их автором. ОБЕ КОРНЕВЫЕ РЕЦЕНЗИИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ОДИНАКОВЫЕ НОМЕРА (для простоты опознавания). Если у кого-то из участников НЕТ своего клона, чтобы открыть второй корневой пост – Организаторы Конкурса готовы прийти на помощь и открыть вторую рецензию для обсуждений.
5. ПРОСЬБА ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: ВСЕ ЗАМЕЧАНИЯ, НАПИСАННЫЕ ПОД ПЕРВЫМ ПОСТОМ (для рецензий самого участника) БУДУТ ОРГАНИЗАТОРАМИ УДАЛЯТЬСЯ. Просим всех учесть, что формат Конкурса такой: первый пост – ТОЛЬКО для рецензий самого участника, второй пост – для любых дискуссий, замечаний, обсуждений и вопросов.
6. Каждый разбор следующего (другого) стихотворения вывешивается участником под своей корневой рецензией (ПЕРВОЙ) отдельным замечанием. В самом начале разбора просьба указывать название стихотворения и автора, чтобы иметь возможность однозначно понимать, о каком именно тексте идет речь.
7. Участники имеют право выставить разборы на все стихи одномоментно (НО отдельными замечаниями!), а могут выкладывать их по одному в течение отведенного для этого конкурсного времени.
8. Организаторами Конкурса будут оставляться через определённые промежутки специальные посты – ДЛЯ ДИСКУССИЙ НА ОБЩИЕ ТЕМЫ. Под этими постами любой может высказаться на темы, напрямую не касающиеся выставленных стихов и их критики.


* В конкурсе могут участвовать все желающие: дискуссии наблюдателей и сочувствующих, а также отклики авторов на критические разборы только приветствуются!

* Судейство конкурса осуществляется шорт-листами, правила подачи которых будут озвучены непосредственно перед голосованием.


***** КООРДИНАТОР КОНКУРСА – Алена Миронова
***** ВЕДУЩАЯ – Светлана Митрошенко


== РЕГЛАМЕНТ КОНКУРСА
Начало конкурса: 31 марта
Окончание регистрации участников (должны быть открыты ДВА корневых поста): 15-00 по Москве 4 апреля
Начало игры в тотализатор: 5 апреля
Окончание приёма ставок на тотализаторе: 18-00 по Москве 7 апреля.
Окончание написания критических отзывов участниками (под ПЕРВЫМ из соответствующих корневых постов): 18-00 по Москве 13 апреля.
Окончание голосования за написанные рецензии (те, что находятся под ПЕРВЫМИ из соответствующих корневых постов): 18-00 по Москве 16 апреля.


Информация о призах победителям и наиболее активным участникам обсуждений будет опубликована позднее.



___________________________СТИХИ ДЛЯ КРИТИКИ_____________________________



** Миронова Елена — Перемена Цезаря…

.............Перемена Цезаря приводит к другим переменам… П.Логинов

***

Перемена Цезаря — еще одна в бесконечном ряду —
не сулит никаких перемен по большому счету:
натянув улыбку, колготки и прочую ерунду
Империя воюет с желанием не пойти на работу,
глотает на завтрак (по-быстрому) порцию новостей,
зачерствевших вчера, припудренных ванилином,
обезжиренных, обезвоженных, обезглавленных и вообще
входящих в любую щель без отмычек и вазелина,
который нынче тоже бессовестно подорожал,
но не настолько, как хлеб, колбаса или — скажем — свита.
Дешевеет всегда лишь то, что с Цезарем на ножах,
и потом исчезает с прилавков, чтоб без убытка
так же катилась Империя в светлое завтра, туда,
где Цезарь умыл свои руки уже сегодня
и окропил города той святою водой. А вода
согнулась в глубоком поклоне, как старая сводня.

*
Ad libitum*, Цезарь, иначе задвинут в Сибирь,
как старый продавленный стул, неудобный владельцу.
Смахнет альма-матер скупую слезу в нашатырь,
помашет платочком и ляжет картинно на рельсы,
в стотысячный раз доказав теорему прямых,
везде параллельных друг другу (друг другу лояльных).
«Да здравствует, Цезарь!» — слетит с чутких ножниц портних,
«Да здравствует!» — грянет в ответ в кабинетах и спальнях.
И Цезарь проснется от шума. Откроет глаза.
Улыбнется себе. Виски отутюжит хною,
Потому что днем у него сегодня по плану за-
конное бракосочетание со своею страною:
кольца, наручники, цепи и прочий гламур,
а на десерт — пивко и галопом — в койку,
где ждут не одна, а несколько юных дур —
отрабатывать с Цезарем параллельную стойку.

*
А назавтра к нему слетятся со всех углов
воробьи, канарейки и даже неместные чайки —
лобызать колено, причитать, как им повезло,
как повезло Империи с таким начальником.
Передержат поклон, хрустя позвонками не в такт
дыханию Цезаря, его наполеоновским замыслам:
передушить газетчиков (к черту безродных собак!),
набить из их шкур чучелА и поставить на самое
видное место, чтоб каждый себе уяснил:
новое — это всегда позабытое старое,
и не тратил бы лишних слов, дорогих чернил
Всевышнего жалобами и просьбами затаривая.
Утро вечера мудренее. Цезарь смеется во сне.
Сучит ногами. СУчит свои парламенты.
Империя спит. Но где-то в ее глубине
цветет новый цезарь и зреют зерна беспамятства…

_________________
*Ad libitum (ад лИбитум) лат.: как угодно, по желанию; на выбор.




** Оскар Боэций — Тень ресницы

Кувырком всё в доме, где шалит принцесса,
Одеяло в бешенстве набросилось на стул,
Мишку по традиции зашвырнули в угол,
Принцесса барабанит, горошины гремят,
Канарейка в ужасе разносит свою клетку,
Кукушка из часовенки отмеривает жизнь...

В доме, где шалила юная принцесса,
Годики, как чёртики, вертляво пронеслись,
Сердце канарейкою бьётся в своей клеточке,
Превратилась в девушку девочка с косичками,
А косички в локоны химическими средствами
Завиты, и шармом стекленеет взгляд...

В доме, где когда-то вздорная принцесса
Мишку в дальний угол швыряла много раз,
Поселилась пришлая извергов компания,
Канарейка клацает клювом каноническим,
От сердца для коктейля откалывая лёд,
Локоны кукушечьи позвякивают, бряцают...

В доме, где когда-нибудь принцесса родилась...
клювом металлическим выклеваны глазоньки...
мишка нашпигован стружками... погас
огонёк сердечный... древняя, как мумия,
в зеркальце уткнулась старушка безобразная...
падает ресница тенью из угла...




** Тиль Уленшпигель — Архистратиг

Два дня без пищи. Смрад и копоть.
Архистратиг, зайдя за спины,
Подслушал нас. Рытьём окопов
Мы укрепляем дисциплину.

Почтовый голубь. Цвета крови -
Шифровка с веточкой оливы.
Архистратиг, нахмуря брови:
"Враг не пройдет, пока мы живы!"

Два дня держали переправу.
Из пятисот осталось двое -
Архистратиг и я. По праву,
Мы скверну смыли - жарким боем.

Поёт стрела, вонзившись в тело.
Смерть стала вдруг такой заразной.
Архистратиг - белее мела -
На дне окопа. В чем-то красном.

Встаю с колен, подняв забрало.
"Архистратиг, молись и веруй," -
С небес мне вдруг пророкотало, -
"Мы потеснили Люцифера!"




** Георгина Мефистопольская — Маленькая Полнолунная Серенада

В колодце лунном зреет молоко -
Карабкается по отвесным стенам,
Теплея, закипает постепенно -
И в свет перерождается легко.
Потом течёт по воздуху стекла...
На ветви уплощенные паркета
Слетаются немые птицы света.
Отмеривают ночь колокола:
Поочерёдно принимает медь
Разбавленные сумерки, а после
Густую темноту.
Бессонья ослик
Жуёт побега мысленного плеть...

... Остановись на кромке "на" и "над" -
Взгляни в провал обугленный заката,
Где маленькая Лунная Соната -
В парче Ночных искристых Серенад,
Где музыка читается с листа
По линиям изогнутым созвездий,
Где навсегда и неизбежно вместе
Два музыканта - ты и пустота.


____________
На стихотворение Чёрного Георга "Амадеус"




** Черный Георг — У начала времен

Когда кустом сиреневым был назван куст сирени,
Когда седьмое солнце обожгло седьмого сына,
И вечер затопил луга, сочащиеся туком,
Над жухлым горизонтом обозначились две тени
И, спрятавшись за тучей, из которой дождик сыпал,
Направились – туда, где виден был костёр пастуший.

С кореньями и травами варил над ним похлёбку
Суровый человек с большими грустными глазами.
Младенец спал в корзинке, смуглой женщиной качаем...
У самого огня тряс бородой белее хлопка
Старик, а рядом – девочка с льняными волосами,
Играя с куклой, пела что-то – тихо и печально.

Вдруг – небо потемнело от надвинувшейся тучи.
Над головой скользнули перепончатые крылья...
Огонь затрепетал и бросил отсветы на лица,
В них отразился страх – как будто был цепями скручен
Надёжный внутренний инстинкт, как будто позабыли,
Что находились близко – от добра и зла границы...

Два тёмных силуэта приземлились, две громады.
Их головы – рогатые – и глаз тройные звёзды
Казались нереальными и вызывали ужас.
Тела сидящих у костра свело – как от разрядов,
От спазмов электрических... Спасаться было поздно.
Луна всходила низко, выкипал забытый ужин...

Мужчине вспомнились слова какого-то святого –
О том, что всё записано – в извечной Книге Судеб,
И выбора, по сути, никогда не существует,
А, стало быть, в написанном – не изменить ни слова...
И, всё-таки, в отчаянной попытке – (будь, что будет!) –
Он выхватил кривой пастуший нож... Но тут – вплотную

Придвинулась гигантская нависшая фигура –
И нож упал на землю из раскрывшейся ладони.
Протяжный крик сорвался с губ у женщины с корзиной...
Старик уткнулся бородой в костёр, мигнувший бурым.
А девочка почувствовала, что вот-вот утонет,
Когда внезапный холод влился внутрь – хвостом крысиным,

Стекая струйкой по спине – туда, где позвоничник
Заканчивается крестцом, образовав запруду...
Второй рогатый силуэт склонился над младенцем –
И таял, таял, – исчезая в нём – цепочкой точек...
Да, путь к тому, чтоб уцелеть, был длительным и трудным.
Но – много тысяч лет спустя, для строящих Освенцим

Всё это – превратится в сон, как миф о Нибелунгах, –
Когда о дремлющих внутри прообразах рептилий
Никто не будет знать, – виня Вселенские Законы,
Читая Фрейда, Леонгарда, Ницше или Юнга
И, вакцинируя себя – от оспы, скарлатины, –
Начнут искать "пути вовнутрь", лишь внешнее запомнив...

...Под утро восемь пилигримов вышли на равнину
И обнаружили – костёр и три недвижных тела –
Без всяких видимых следов насилия, – плечами
Почти соприкасаясь... На пустующей корзине
Стояло имя: «НОЙ», а рядом – девочка сидела
С младенцем на руках, и пела – тихо и печально.




** Сын Леса — Случайная встреча

- Входи, сынок, присаживайся, ешь.
Не обессудь... Великий пост... Говею.
Ты не стесняйся, вот краюха... Режь
или ломай. Ломать – оно вкуснее...
Да не ищи ты зла – его здесь нет.
Лишь мудрость и немного доброй воли
слепым помочь увидеть солнца свет,
глупцов же уберечь от злой юдоли...
Вон, видишь, холст пылится на стене -
огонь знаменья плавит чьи-то души...
Я видел только книгу...
Как во сне:
- ...Пойми, что путь осилит лишь идущий...
- Старик, остановись!
- Я не могу...
- Прочти названье книги!
- Я не смею...
Когда сумеешь зло прощать врагу,
то сам прочтешь...
- А если не успею?!
- Дарован каждому определенный миг
понять все сразу... скопом... без сомнений...
- И что тогда?
- Увидишь Бога лик,
получишь от Него благословенье...

Я уходил. И неба яркий свет
твердил об ирреальности событий...
А если б оглянулся... Старый дед
крестил вослед: «Сынок, найди обитель...».




СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ КОНКУРСА. Организаторы желают Вам удачи.