Как на духу часть 1 В. Загородников

Татьяна Плешакова
В. Загородников

Литературно-художественное издание

Стихи
Как на духу
       Во второй том сборника включены стихи разных лет, посвященные различным этапам жизни и творчества поэта.
       Второй том стихов ”Как на духу” является продолжением первого. В сборник вошли и главы из автобиографической повести, которую поэт пишет уже 20 лет. О юности, о становлении творчества, о друзьях, близких, родных. О поэтах и людях, которые имеют отношение к творчеству поэта, и творческих людях, оказавших сильное влияние на творческий процесс поэта. Новые стихи и стихи из предыдущих сборников стихов, не вошедшие в первый том.

       Бесконечно признателен и благодарен за финансовую помощь в издании этого сборника Мацко Анатолию Николаевичу – директору “НПП” Термотехника” (г. Краснодар).

       С уважением, автор.

Издательство ООО “Качество”


Литературно-художественное издание


Как на духу

II том


Сборник стихов
       Стихи В. Загородникова публиковались в дальнем зарубежье, в странах СНГ, в периодике России.
       В. Загородников - автор восьми сборников стихов:
“Вначале было утро”, 1994 г.
“У одиночества нет дна”, 1995 г.
“Поэзия – личная драма”, 1998 г. (I том)
“Поэзия – личная драма”, 2001 г. (II том)
“Поэзия – личная драма”, 2002 г. (III том)
“Поэт и город”, 2004 г.
“Актеры”, 2005 г.
“Как на духу”, 2006 г. (I том)
       Стихи публиковались:
в 1997 г. в Санкт-Петербурге в книге “Жизнь вечная” (I том);
в 1997 г. в коллективном сборнике “Радуги тянется мост”;
в 1998 г. в коллективном сборнике “Исповедь”;
в альманахе “Литературное обозрение” (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), выпускаемом ЛИТО “Горячий ключ”.
       В. Загородников публиковался в двадцати изданиях различных газет. Был участников 6 семинаров, проводимых СПР, СРП, и Ассоциацией молодых писателей Кубани, 1997 , 2000, 2003, 2004 годов.
Координатор литературного объединения “Горячий ключ”, редактор альманаха “Литературное обозрение”. В 2006 г. был снят двухчасовой фильм о творчестве поэта.

Мацко Анатолий Николаевич, директор “НПП” Термотехника” (г.Краснодар), спонсор двух сборников и продюсер фильма о творчестве В. Загородникова.

А.Н.Мацко и Ю.Загородников – директор фирмы ООО “Юлия”, спонсор альманаха “Литературное обозрение”.

От автора.

       Этот сборник стихотворений я не стал начинать с представлений своих стихов. Не сопровождаю его и отзывами о моем творчестве, вступительными статьями, рецензиями. Я думаю, читателям будет интересен более живой материал о самом поэте. О моей жизни, друзьях, делах, детстве, начале творчества. Словом, и как все начиналось, и как все продолжается. В связи с этим я и предлагаю читателям несколько глав из моей творческой автобиографической повести, которую я пишу уже 25 лет. В ней я отражаю творческие события, происходящие со мной – и вокруг меня; политические, экономические… В ней (повести) я затрагиваю все события, более или менее важные, в городе, крае, стране, мире. Написано уже около тысячи страниц. Вряд ли найдутся средства издать ее. Я знаю, что такие повести или дневники, или творческие биографии пишут многие поэты, художники, скульпторы, словом творческие люди. Читать их всегда интересно. Сравнивать со своей судьбой, мыслями, делами…
I часть
Несколько глав из автобиографической повести

Глава 6
       До армии моя жизнь не отличалась от сверстников. Школа, учеба в авиационном, кино, бары, девчата, мычание под гитару вечерами во дворе дома. Спорт, рыбалка, драки – мы жили в самом бандитском районе города, называемом Гидорка, “Гидролизный завод”. Можно сказать, что большая часть мужского населения жила по-черному, ведь на Гидролизном заводе делали спирт! Мы ходили по Андижану королями. Нас все боялись. В любой район города мы могли придти к девчатам – вернее мы тогда носились как угорелые по городу на “моторчиках” (моторные велосипеды), а кто и на мопеде (если были деньги его купить). Носились стаями. Рев в городе стоял до 2-3 часов ночи. Милиция гонялась повсюду. Устраивали и гонки – по ночным улицам. Калечились, разбивались, и гибли тоже. В те года – середина семидесятых, в г. Андижане было две страсти – гонки и музыка. В каждой школе, институте, техникуме, предприятии были Вокально-инструментальные ансамбли (В.И.А.).
       Конечно, само собой и городские танцы в парке им. Крупской – где происходили в основном все разборки между городскими бандами. Наших никто не трогал. Но если такое случалось, то толпа около пятидесяти-шестидесяти человек в фуфайках, в шапках, с палками и рогатками, шла на разборки, где побили наших. “Гидролизные идут, драться,” так это выглядело со стороны. Напившись портвейна (их было несколько видов: № 777, № 72, № 52, № 26…), а кто и обкурившись анаши, двигались мы в направлении обидчиков…
       Помню, запах анаши стоял всюду; где собирались больше трех. Большинство обкуривалось в дым. На танцах, на рыбалке, во дворах, в подъездах, около школы и всюду, где была трава и речка – травки хватало всем. Мы с братом Юрой этим не занимались. Интересно было то, что если знали, что ты не куришь, никто склонять к этому не станет – таким был закон. Не видел я и чтобы девчата и школьники этим занимались. Курили в основном старшие, те, кто был лет на десять, пятнадцать, старше. Словом – “гидорка”, и все! Этим все сказано. Никто туда не мог придти просто так - будет избит, если только в гости или по приглашению. Но так было не всегда.
       После армии я резко изменился. В армии я стал читать, как говорят – умные книжки. Времени было полно, как ни странно.
       К этому времени видя то, что окружающая нас с Юрой обстановка может все таки нас испортить, отец, работающий в то время Секретарем Партийной организации крупнейшего в республике строительного треста № 162, перевозит семью в более цивилизованный и современно отстроенный третий микрорайон по ул. Лермонтова, дом 2, кв.35. Связи с "гидоркой" все продолжались, но постепенно угасли. Я стал больше читать. Завел круг новых знакомств, да и драки между районами уходили в прошлое.
       В это время двоюродные братья, Слава и Сережа Сальниковы уже “снимали” один к одному песни, “Битлз”, “Дорс”, “Юрай Хип” и других групп. Когда Сергей меня пригласил на репетицию (они называли себя группой, все ансамблями, а они группой) группы СБС, что означает: Сальников, Белозеров, Сальников (фамилии участников), я был потрясен, захвачен, удивлен. Живая музыка на меня подействовала, - вошла в меня. В городе их знали и любили. К музыке, к репетициям они относились серьезно. Позже к ним в группу пришел Николай Чурин – органист. Он принес в группу новые идеи, новое звучание. Чурин закончил консерваторию, и группа зазвучала по-новому. Добавилось то, чего не хватало. Хороший органист – большое дело! На всех городских конкурсах они занимали первые места. Так у меня появились новые интересы. Я уже и ездил с ними на свадебные концерты, присутствовал на репетициях, на вечерах, праздниках. Они были нарасхват! Они играли самые дорогие свадьбы: русские, армянские, еврейские, турецкие, узбекские (на узбекские свадьбы обычно приглашали два коллектива, национальный и европейский). Их приглашали всюду, на дни рождения, на новогодние вечера, юбилеи и т. д. Аппаратура у них была самая дорогая и современная. Вячеслав Сальников – ритм гитара, Сергей Сальников – бас, Николай Чурин – клавишные инструменты и Алик Белозеров (впоследствии уехавший в США) - ударник. Я обычно вел концерт и представлял их, иногда читал чьи-нибудь стихи – к тому времени я еще делал только первые шаги в поэзии.
       Они также работали по вечерам, когда не было свадеб или был не сезон, в престижных ресторанах “Буратино” и “Интурист”, где у нас были свои столики – столики для музыкантов.
       Надо уточнить то, что в конце семидесятых начале восьмидесятых годов прошлого века, в городе Андижане был настоящий бум ВИА. Насчитывалось около пятидесяти ансамблей разного уровня (в области), музыканты переходили из состава в состав, совершенствовались, не обходилось и без интриг. Каждый считал себя первым, раскрученным. На свадебных концертах часто, как это водилось – особенно под конец, когда публика уже доведена до кондиции, веселится сама с собой, собиралось до пяти-семи групп, зашедших “на огонек”. Здесь и начинались эти самые показательные выступления. Каждая группа старалась удивить, отыграть лучше, оригинальнее, профессиональнее, особенно из репертуаров рок групп, популярных на Западе и в СССР. Публика визжала, ибо быть в те же годы музыкантом было почетно. Столы ломились от разнообразия еды, свадьба на свадьбу не походила, как бы параллельно шло соревнование - кто богаче проведет свадьбу, и это всегда отмечали гости, приезжающие в наш город со всех уголков страны.
       В Андижан начали приезжать “покупатели”. Немудрено, из такого количества музыкантов можно было выбрать для своего коллектива, будь то в Москве, Ленинграде, Ташкенте.… И музыканты, которым делались такие предложения, уезжали. А. Троицкий в Ленинград (впоследствии он стал музыкальным критиком), А. Кузьмин в Ташкент и т.д., всех уже не помню.
       Почти десять лет группа СБС гремела по всей ферганской долине. Свадебные концерты в Фергане, Ташкенте, Шахрихане, Ленинске, Пахтообаде и других республиканских городах проходили великолепно.
       Свадебные музыканты зарабатывали большие деньги, но больше половины уходило на аппаратуру, на ее обновление и содержание.
Потом Славик переехал с семьей, супругой Ириной и сыном Олегом, в Москву. Алик Белозеров в Америку, Сергея забрали в армию. Группа СБС распалась. Но по приходу из армии Сергея Сальникова, совместно с Николаем Чуриным создается новая группа. Вместо А. Белозерова за ударные садится выросший в то время как музыкант Виктор Покусаев. Место ритм гитары занял Григорьев. В таком составе и играли до тех пор, пока Сергей не уехал в Москву.
       Именно в то время я и стал писать тексты и музыку к песням. Дома у Сергея мы разучивали их, и Сергей их исполнял на концертах. Это было первое мое крещение, пробы, так сказать, пера.
       На моей свадьбе группа СБС играла в полном составе. Прилетел на свадьбу из Москвы Слава, вместо Алика на ударных играл В. Покусаев. Свадьба проходила в одном из дорогих ресторанов – “ОК ОЛТЫН”, что на ул. Ленина. Приглашенных было более двухсот человек. Отец не мог не пригласить первых лиц города, поэтому и милиции хватало. В конце свадьбы пришли музыканты, чтобы поздравить меня и поиграть шейсен (когда группа за группой играет самые лучшие свои песни – две-три, не более). Жорик Мышеев, находящийся в отпуске, исполнил своим оперным голосом несколько вещей. Был негласный закон, чтобы поиграть шейсен, музыканты должны придти, только в конце свадьбы, не раньше, когда уже свадьба закончилась, и это время было самым интересным для музыкантов. Жены музыкантов тоже часто ходили на свадебные концерты: Ира, Люда Покусаева, Света…. Иногда приходил и А. Пахно, друг группы! И Анис Мухамедшин, работавший в то время в Ташкенте в “Узбекконцерте”. Впоследствии переехавший в г. Москву и организовавший знаменитую фирму “Анис”. Уместно вспомнить и Тена (Тенчик), играющего на ритм гитаре. Кореец по национальности, он такие шедевры вытворял на сол гитаре! Они сидели за столиком для музыкантов, обычно ломившимся от разных блюд и закусок. С отъездом Сергея в Москву я начал писать стихи.


Глава 31
       1988г. Я писал, но не публиковался. Стихи нарастали. Их уже читали, давали оценку. И я решил отправить их в газету “Андижанская Правда”. В соседнем подъезде нашего дома жил Н. Коркин, (д. Коля) он был зам. гл. редактора газеты. Однажды вечером я встретил его и спросил: “Кому в редакции нужно отдать стихи?”. Он удивился и спросил: “Ты пишешь стихи?”, “Да”, – ответил я. "Тогда приходи завтра в редакцию, я тебя познакомлю с ребятами, и они тебе все объяснят". Так я познакомился с Рафиком Мельниковым – из отд. писем, и нач. отд. по культуре Камилем Султановым, с кем дружу и по сей день. Знакомство переросло в дружбу. Ребята были профессиональными журналистами. Часто в баре, рядом с Управлением КГБ, который находился в подвале, мы засиживались допоздна. Говорили о поэзии, журналистике.
       Так меня стали публиковать в городской газете. Собирались в предпраздничные дни и у Р. Мельникова дома. Он жил в однокомнатной квартире в районе кирпичного завода. Рафик вел “Субботнюю гостиную”, в которой публиковались стихи поэтов из всей Андижанской области (население области насчитывалось около 4,5 млн. чел.), рассказы, юморески, статьи о художниках, словом о творческой жизни города.
       Возглавлял редакцию в то время П.П. Волков.
 С Камилем Султановым мы дружим и по сей день. В данное время Камиль с семьей проживает в Москве и является гл. редактором газеты “Возрождение надежды”. Словом, печатались в “АП” многие поэты, но друг друга не знали, только по публикациям в газете. Камиль Султанов посоветовал создать литературно-обозревательное объединение, в которое войдут поэты города, и которое окажет положительное влияние на творчество.
       И вот как-то я пришел в редакцию газеты для дачи интервью. После того как Рафик взял у меня интервью по поводу окончания мной Университета рабоче-сельских корреспондентов, в кабинет вошел мужчина лет пятидесяти. Рафик нас представил. Это был поэт и художник из г. Ленинска (20 минут езды от г. Андижана) Марат Ермаков. Мы разговорились о том, что в городе много поэтов, и назрела необходимость в общении. Марат поддержал создание ЛИТО. Рафик дал нам адреса всех поэтов (20 человек!) и мы на моей машине отправились по адресам.
       Так мы познакомились с Павлом Ивановым, Сергеем Выборновым, Ларисой Капустиной, Шухражом Ганиевым, Владимиром Бабичем, С. Сидиковым, Р. Абдулаевым – впоследствии стержень ЛИТО “Восток”. Остальные писали от случая к случаю. Публиковались, но не входили в ЛИТО, и В. Самойлов, С. Довгань, Т. Титова и др. Собирались мы либо у меня на квартире по улице Лермонтова, либо у С. Выборнова, проживающего в районе “Старая крепость”. Сергей был инвалидом с детства и не мог ходить. Координатором ЛИТО выбрали меня. Мы отбирали лучшие работы, общались, читали стихи, философствовали, а потом я относил работы в редакцию, а по субботам прогоняли их с О. Самойловой по городскому радио.
       Ш. Ганиев жил в однокомнатной квартире один. У него было много публикаций, на Мосфильме по его стихам создали мультфильм. Публиковался он и в “Крокодиле” (журнал).
       Павел Иванов имел два сборника стихов – мы ему завидовали, стихов у него было тоже много – около 1000!
       2002г. Павел трагически погиб, переходя улицу. Хороший поэт, отличный переводчик, отец пятерых детей.
       Марат Ермаков часто бывал у меня. Помню, у него был тяжелый период в жизни – развод. Он тяжело его переживал. Приходил к нам возбужденный, упавший духом. Мы его отпаивали, успокаивали. Переночевав, утром он уезжал домой. Но именно в этот период он написал свои лучшие работы и картины.
       Лариса Капустина проживает и по сей день в г. Андижане, воспитывает дочь. Добилась от Администрации города выпуска сборника стихов русскоязычных поэтов. Выпустила свой сборник стихов. Активный участник всех мероприятий, проводимых ЛИТО. В данное время координатор поэтического клуба “Капля”.
       С. Выборнов в данное время проживает в г. Омске, в интернате для инвалидов. В 2005 г. женился. Пишет стихи и прозу.
       С В. Бабич связи затерялись. Проживает в г. Старый Оскол.
       Словом, перестройка развела нас по разным странам и городам. До сих пор мы переписываемся.
       Литературное объединение “Восток” оказало на наше творчество большое влияние, общение с себеподобными продвигает любого поэта. Особенно, если в нем (ЛИТО) творческая, здоровая атмосфера, где нет места зависти, интригам, слухам и разборкам, чего мы никогда не допускали в общении между поэтами. Так, по образу и подобию ЛИТО “Восток”, в 1995 г., в г. Горячий Ключ мы с В. Занжевым создали ЛИТО “Горячий Ключ”. Об этом в следующей главе.
. Православие
• Ислам
• Буддизм
• Католицизм
• Протестантизм
• Религии дальнего Востока
• Религии Индии
• Иудаизм
• Язычество…

Как в них разобраться? Какой дорогой идти к Богу? Где Истина? Может идти напрямую, как деисты…

Глава 30
       Верующий ли я? Сегодня уже точно можно сказать – деист. Деистами были: Г. Чербери, Вольтер, Руссо, Локк, Толанд, Шефтсбери, Радищев, Лейбниц, Юм, Томас Пейн, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон и др. Деисты говорят: “Я верю в единого Бога, и не более того; и я верю в счастье после этой жизни” (Т. Пейн “Век разума” 1794 г.). Я привел высказывания Т. Пейна о деизме (“Век разума”) как самые, на мой взгляд, точные заключения о деизме. Подобно этому высказывался и Вольтер.
       Томас Пейн, англо-американский политический теоретик, написавший “Век разума”, являлся проповедником деизма (выберем цитаты из этого фил. трактата, как самые точные).
       “Век разума”, бескомпромиссная атака на христианство, основанная на принципах рационализма, стал самым популярным деистическим сочинением из когда-либо написанных.
       В своем труде Пейн популяризировал деизм, сделав философию доступной не только для интеллектуальной элиты, но и для массовой аудитории.
       “Из всех тираний, которые влияют на человечество, - писал Пейн, тирания в религии самая худшая; все остальные виды тираний ограничены миром, в котором мы живем, но эта пытается заглянуть за грань гробовой доски и хочет преследовать нас на протяжении целой вечности”.
       Каждая национальная религия или церковь претендует на некую специальную миссию от Бога, и каждая церковь провозглашает определенные книги откровениями и словами Бога.
       Пейн думал, что тайна, чудо и пророчество были тремя видами мошенничества, и что создание Ветхого и Нового Заветов нельзя приписывать откровенно.
       “Я совершенно не верю в то, что Всемогущий когда-либо передал человеку что-то еще кроме универсальной демонстрации Себя Самого через труды творения, благодаря которому мы чувствуем в себе отвращение к плохим поступкам и предрасположенность к хорошим. Мои собственные ум и душа и есть моя церковь,” – заявил он.
       Критикуя Новый Завет, Пейн писал, что Евангелия, которые появились через века после смерти Христа, не были написаны апостолами. Он признавал, что Иисус был добродетельным и достойным почтения человеком, но отрицал, что он был Богом. Пейн наступал на церковное христианство, “религию помпезности, ориентированную на получение доходов”. Расценивал описание чудес как “низведение Всемогущего до какого-то фокусника”.
       “В качестве двигателя власти, оно (христианство, авт.) служит деспотическим целям, в качестве средства накопления богатства, служит алчности священников, но пока, в отношении того, что касается блага для человека в целом, оно не ведет никуда в этом мире или за его пределами”. Так считал Томас Пейн. Ф. Ницше считал буддизм из всех религий, как самую приближенную к человеку.
       Было время, когда и Новый Завет запрещали. Английский протестантский реформатор Уильям Тиндейл первым перевел Библию на английский язык с греческого и еврейского оригинала. Многие ученые считают его влияние на английскую литературу сопоставимым с влиянием Шекспира. С тех пор, Новый Завет переводился и уточнялся не один раз (даже Гете с возмущением отзывался по этому поводу). Одни переводы разрешались, другие строго запрещались. Запрещались переводы, написанные М. Лютером, Ж. Кальвином, М. Каверделом, Эразмом, Тиндейлом… Все, что не угодно было властям и церкви – запрещалось. Главное - сделать народы послушными. Более тысячи поправок были внесены в Новый Завет, разве можно его считать Божьим откровением.
       Каждая религия считает, что именно се догмы, писания, книги, молитвы – откровения Бога. Поэтому и запрещали и Новый Завет (в различных переводах), и Талмуд (Римская кат. церковь) в VII – VIII веках. В 1144 г. католическая церковь сожгла Талмуд в Париже по обвинению в кощунстве и безнравственности.
       Запрещался и Коран – самый ранний и наиболее совершенный образец классической арабской прозы, священная книга ислама. Мусульмане считают, что она была продиктована Богом пророку Мухаммаду. Первый перевод Корана на Латынь был сделан около 1141 г. В период крестовых походов христиане стали более враждебны по отношению к арабам и их религии. Отцы церкви считали ислам ересью, мусульман – неверными, а Мухаммада “епископом вероотступником, самозванцем”…
       Арабские тексты Корана были опубликованы в Европе лишь в 1530 г. в Венеции. Папа приказал сжечь это издание. Коран был запрещен до 1790 г. В конце XVII века турецкий книгопечатник Ибрагим Мутеферрика добился разрешения султана установить в Стамбуле первый в мусульманской стране печатный станок. Но лишь в 1874 г. Турецкое правительство позволило печатать Коран. Запрещался и религиозный текст “Пополь – Вух”, священная книга народа киче, относящегося к группе племен майя. Если посмотреть на список литературы, преследовавшийся по религиозным мотивам, можно увидеть, что это, ни что как, борьба между религиями за душу людей. Догмы, писания, религиозные трактаты и до сегодняшнего дня ревностно обстригаются от “ереси”. Попы, муллы, раввины… внимательно отслеживают и современные трактаты, и простые статьи (даже журналистов) на предмет ереси. Сколько на самом деле казнили (отрубили головы, сжигали, пытали…) людей за это, никогда ни кто не подсчитает.
       Самые страшные и кровавые войны – были на религиозной почве. Даже и сегодня такая практика сохраняется. По сути одни народы историей религиозных войн были разделены на различные веры.
       Преследования “еретиков” продолжаются и по сей день. Яркий пример Салман Румди, написавший “Сатаниские стихи” (1988 г. Англия, роман). “Сатаниские стихи”, написанные британцем индийского происхождения Салманом Ришди, в 1989 г. обвинил духовный лидер Ирана а-ятолла Рухолла Хомейни. И официально приговорил автора к казни. Действие в цикле из трех взаимосвязанных повестей разворачивается в современных Лондоне и Бомбее…
       “Отрывки, в которых описываются болезненные видения Джибраила (действие их происходит в Джахилии, городе Нахунда), являются наиболее дискуссионными местами в книге. В них упоминается легендарный эпизод жизни Пророка, когда Мухаммад добавил в Коран строки, которые возводили в ангельское достоинство трех богинь, почитавшихся в Мекке верующими-политеистами. Позже Мухаммад исключил эти строки, поняв, что они были продиктованы ему не Аллахом, а Сатаной, представившимся в образе архангела Гавриила”…
       Роман по заключению исламских теоретиков изобилует провокационными эпизодами. Все мы помним недавние поджоги Датских посольств в исламском мире. Причина: карикатура на Пророка Мухаммада в одной из частных газет Дании. Горе-политики, в том числе и с первого ТВ канала (Времена), стали поговаривать уже о третьей мировой войне! На ЦТ! Некоторые говорят, что она уже идет, на религиозной почве.
       В Иране собрали конгресс по Холокосту! Что, мол, не было такого. Откуда взяться в Европе в то время 3000000 ??? иудеев? Присутствовали даже раввины! Я слушал “Голос республики Иран” в это время. Они подробно освящали это… “Сионисты мечтают захватить мир!” “Фундаменталисты уничтожают США и христиан!”
       “…евреи-иудеи и евреи-православные сцепились за Россию. Кому она будет принадлежать?!”
       “Поэты О. Мандельштам и Б. Пастернак не являются русскими поэтами ввиду их еврейского происхождения...”
       “Два еврея дерутся, а страдает Россия”…
       “Православная церковь никогда не примет Папу (видимо с визитом, авт.)”…
       “…понаехало тут, черножопых…”
И т. д., т. д., и т. п.
       Такие “умные наблюдения” можно услышать сегодня и прочитать в “прессе” или др. “литературе”.
       Да, еще одно интересное: “М. Цветаева – антисемитка”…
       И все на религиозной почве. Часто религиозные споры переходят резко на национальные. А сколько анекдотов на эти, уже не поймешь – то ли религиозные, то ли национальные мотивы.
       А сколько сект. Каждая трактует Библию, Талмуд, Коран… по-своему. Сколько сект уничтожено. Вспоминается разгром на Руси – староверов.
       А. Солженицын написал книгу “Двести лет вместе”, два тома. О жизни русских и евреев. Книга неоднозначно принята и евреями, и русскими. В современной России число храмов растет. Священнослужителей все больше. Знаю примеры, когда верующие люди (редкие конечно случаи), разочаровавшись, переставали ходить в церковь. Пример (из жизни): семья, ставшая верить и ходить в церковь, решила покрестить новорожденного. Заплатив нужную сумму, было назначено время.… Вдруг в разгар крещения батюшка прекращает его и бежит в сторону людей вошедших в храм. Семья, крестные в недоумении, младенец в воде.… Оказалось, что в храм вошел “авторитет” со своей свитой, давший большие деньги на строительство храма… “Что ж, я должен их не поприветствовать?!”, – ответил батюшка. Семья стала деистами. Общаются с Богом напрямую. Таких примеров “странного поведения” священнослужителей, отталкивающих верующих или еще не совсем верующих, много. Много и религиозных течений. В христианстве одни верующие крестятся слева направо, другие - справа налево. Одни Рождество Христово празднуют в одно время, другие в другое. Католики, православные, протестанты, лютеране; в исламе тоже течений хватает: имиты, едниты, отличаются главным образом различным толкованием догматов, что нередко приводило и приводит (современный Ирак) к острым конфликтам, а порой и войнам между ними…
       …Со злоупотреблениями в религиях боролись и борются и печатным словом, и судами, и тезисами, и трактатами. Вспоминаются “Девяносто пять тезисов” Мартина Лютера (теологический трактат). Мартин Лютер, немецкий монах-августинец, – основоположник протестантской Реформации в Европе. Поездка в Рим убедила его в упадке и разложении католического духовенства и конкретно Папы. В 1516 г. в ряде проповедей он начал подвергать сомнению действительность индульгенций. “Папа не имеет контроля над душами чистилища”, – утверждал Лютер. Они проповедуют людям вздор, утверждая, что как только их гроши зазвенят, падая в ящик, так их душа сей же час вылетает из чистилища”.
       Лютер клеймил индульгенцию как вредное явление, потому что она давала верующим ложное чувство безопасности. Тезисы были запрещены. Книги сжигались. Лютер чудом избежал костра инквизиции…
       Еще один пример борьбы с инакомыслящими, внутри Церковной нетерпеливости и расправы с ними.
       Протопоп Аввакум Петров - пожалуй, первый в русской истории диссидент, оппозиционность которого воплотилась в тексте, ставшим со временем настолько авторитетным.
       Аввакум, отвергая реформы патриарха Никона, наполнил их религиозно-политической полемикой. Опальный протопоп, один из лидеров старообрядцев, стал заметной фигурой в истории православной церкви.
       В догматическом вступлении Аввакум, обращаясь к учению Дионисия Ареопагита, прямо заявляет свою позицию по отношению к никонианским реформам: “потеряли новолюбцы существо божие испадением от истиннаго господа, святаго и животворящего духа; и аще что реченно просто, и вы, Господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природный язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет”.
       В 1670 г. на его соратников обрушилась новая волна репрессий.
       …После выступлений московских старообрядцев в январе 1681 г. церковные власти разрешили царю Федору Алексеевичу поступать с раскольниками по своему усмотрению. В Пустозерске 14 апреля 1682 г. Аввакум вместе с попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором был сожжен на костре “За великие на царский дом хулы”…
       Читаем в одном их журналов (“Вот так, № 16, 2004 г.”), статья “Дорога к храму”: “Религия, оказывается, может быть чрезвычайно прибыльным бизнесом. Так почем же у нас будет опиум для народа? Сказано: “Русь Святая, Храни веру Православную!” Не хранит. То с мальчиками разврат учинит, то в пьянство беспробудное уйдет, то нефти да алмазов наворует и в прибылях разгуляется. Где же вера-то? Неужели в толстых поповских животах переваривается?”… (Хватит! Далее статья изобилует различными примерами злоупотреблений и…).
       Как видим, злоупотребления властью есть везде, и среди священнослужителей, и среди чиновников, т.е. там, где есть власть и человек. И кто кого портит не известно. Религии в большинстве стран отделены от государства. Они более закрыты для общества, вернее власть в них, чем государственные институты; но они, безусловно, влияют на власть в государствах и на принятие решений в них.
       Христианство (от греческого Христос – “помазанник”, “мессия”), одна их трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в 1 в. в Палестине в контексте мистико-миссианистких движений иудаизма, с которым, однако, вступило в острый конфликт…” (Философский энциклопедический словарь, стр. 726).
       Религиозные претензии могут столкнуть человечество в пропасть…к новым религиозным конфликтам.
       …Вернемся к деизму, в завершении размышлений, в частности, к Вольтеру. Вольтер призывал к борьбе со всякой церковью, всякими религиозными предрассудками, всяким фанатизмом. В 1767-м Вольтер писал Фридриху II: “Несомненно, оно (христианство, А.А.) самая нелепая, самая кровавая религия из всех, когда-либо существующих”. В трактате “Бог и люди” Вольтер подсчитал приблизительное число жертв религиозного фанатизма: десять миллионов человек. Большая часть из них – жертвы христианства. Это было подсчитано в 1767 г. Сколько жертв прибавилось после его подсчетов, никто не знает точно на сегодняшний день. Каждый век жертв прибавляется. Не исключение и уже сегодняшние дни. Конфликты и войны на межрелигиозной почве продолжают набирать обороты, бросая в эту мясорубку все новые и новые человеческие жертвы.
       Вольтер боролся с этим всеми мерами. “Нет, “Гадина”, (так Вольтер называл церковь) – это не предрассудки, не какая либо секта и даже не только католицизм, как принято думать, – это все религии…”.
       …Еще более примечательно, что Вольтер сумел вовлечь в заговор не одного старого безбожника, Фридриха II, издавна третировавшего духовенство, но и Екатерину II, Станислава Понятовского, немецких курфюрстов, герцога де Шуазеля…
       И, завершая, приведем его формулу: “Кто такой деист?” – спрашивает автор (Вольтер, авт.) и отвечает: – “Тот, кто говорит Богу: “Я поклоняюсь и служу Вам”. Автор идет еще дальше: “Деист верит, что все люди – братья”. Для Вольтера главный пафос борьбы с Церковью – в защите справедливости, прав человека и гражданина. Религия – одна из форм угнетения, и, естественно, она опирается на беззаконие и произвол сильных мира сего…(Вольтер).
       Как это было давно. Времена изменились. Костры инквизиций потушены. За веру никто не преследуется. Свобода выбора веры и вероисповедания – полная. Но мне кажется, что Бог в каждом из нас. Он един, и мы должны быть едины в нем. Совесть – этот божественный огонь горит в каждом, и кто его потушит в себе, потушит и божественное, а там.… Говорят же: “Я чуть от стыда не сгорел!” Либо Царствие Совести – либо ничего.
 

       Все главы взяты из автобиографической повести. Отрывки. В работе использованы материалы из книг: “100 запрещенных книг”, “Вольтер” ЖЗЛ, “Философский энциклопедический словарь”, современные СМИ.