Кентавр Хирон или Херовый Арон

Ирина Липинская
Херон гордо носил свое звучное имя, и мы знаем: почему. Он был молод, резв, бодр и самоуверен. Всех любил поучать. Поучил в свое время таких видных деятелей античности, как… Впрочем, не важно, речь не о них. Но какой миф не возьми, так кентавр тут как тут, везде успевал, коняка. Чем он прельщал античных героев - неизвестно, наверное, необыкновенной мудростью. То, что он был носителем мудрости, в это поверить легко, потому что в нем совмещалась скотская и не скотская сущность (что-то среднее между божеством и человеком). Потому что мы знаем, что нет правды на земле и правды нет и выше, а значит, правда находится как раз посередине. В этом месте и обитал Хирон.
Благоденствовал Хирон на зеленых долинах Греции в гармонической невозмутимости двух начал: коня и человека. Поживал, нектар попивал – по усам текло, на гриву не попало. Воспитал целую плеяду героев, как родной отец. Это было как раз в золотой период античности, когда слагались мифы, а критическое зрение еще не открылось.
Шло время. Кентавры вышли из моды. В бездействии кентавр хирел, хирел и захирел совсем. Тогда классические греки стали прозывать его Хирон, потому что Херона уже не с чем стало ассоциировать. Никому стал не нужен, и никто больше не указывал пальцем: Хер – он.
Учить стало некого: все сами стали с усами, развели гимназии и академии, в которых стали преподавать афинские мудрецы о двух ногах и одной голове. Повозки изобрели, колесницы всякие. Развалился Хирон за ненадобностью от древности: отдельно голова, отдельно копыта. Прямоходящий с головой перестал понимать кривоходящего. Один говорит, другой в это время ржет как конь. Одного прозвали Арон, а другому досталась «Х», потому что его бодрый конский храп был слышен издалека. Арон вывел из доставшемуся ему колена еврейский род, а лошадиная сущность подставила спину человеку. И никакой мудрости, и никакой гармонии!

В истории кентавра Хирона мы можем проследить сплошной минус: конь минус человек, человек минус божество, умозрение минус потребности, история минус миф, наука минус мудрость.

А мы все удивляемся: почему мы так живем. Да потому что из мира исчезло радостное единство скотского и высокого. Мы же сейчас все время тянемся к высокому и презрительно говорим: «Фу, животное» - особенно возмущаются молодые женщины (хотя им надо как-то от кого-то рожать и воспитывать будущее поколение). И, если девы будут тянуться только к высокому, то счастья и гармонии нам точно не видать. И будем бродить сорок лет по пустыне, пока не состаримся, а постоянно сокращающееся скотское поголовье будет томиться в тесных загонах и поститься на скудных пастбищах.