Волшебный мир музыки

Алина Тарская
       Посвящается засл. артистке России
       Наталье Васильевой

       Таланты и поклонники – неисчерпаемая и всегда интересная тема. Искусство украшает нашу жизнь, дарит минуты святого восторга и счастья от соприкосновения с какими-то высшими сферами. И как нам, зрителям, необходимы талантливые люди, дарящие нам своё искусство, так и артистам, композиторам, певцам, поэтам необходимо чувствовать зрительскую любовь и поклонение, ведь они не могут творить в пустоте, не имея отклика, не чувствуя отдачи от своего труда, в который они вкладывают всю свою прекрасную душу. Две стороны одной медали – талант и поклоненья дар, что может быть чудеснее!

Я люблю музыку и занимаюсь ею практически всю жизнь, с детства обучалась игре на фортепиано, студенткой ходила в оперный театр и филармонию, постепенно постигала огромный волшебный мир классической музыки. Музыку очень любит мой отец, Тарасов Виктор Васильевич, ветеран и инвалид ВОВ, ему сейчас 92 года. После войны он служил в Германии, там он купил и привёз оттуда для меня новое прекрасное коричневое пианино, которое по тем временам было для нас большой роскошью. Тогда я начала учиться играть на пианино, и папа всегда был моим преданным слушателем. Традиции домашнего музицирования , к сожалению, в наш век электроники уходят в прошлое, а это прекрасный способ воспитания детей и сплочения семьи.

Я училась в Саратовском медицинском институте, в этом городе есть хороший оперный театр, в котором оперные певцы исполняли также и лучшие оперетты, посещали мы концерты и в филармонии. Студенты мединститута, да и врачи всегда отличались большой склонностью к музыке и были благодарными слушателями. В филармонии мне особенно нравились программы, где в первом отделении исполнялась какая-нибудь симфония, а во втором концерты для фортепьяно, скрипки или виолончели с оркестром (концерты для фортепьяно с оркестром Чайковского, Рахманинова, концерт для скрипки Мендельсона и др.).

       С переездом в Москву возможности для посещения театров и концертов, конечно же, увеличились. Да эти возможности и были одной из главных причин, побудивших меня перебраться в Москву, как только сложилась подходящая ситуация. После переезда в Москву я вначале попробовала посещать концерты эстрадной музыки, известных тогда звёзд, но вскоре я поняла, что это не для меня – слишком громкий звук, яркие световые эффекты, частое использование фонограмм, огромные залы – всё это я переносила с трудом.

 И я невольно вернулась к тому, что меня привлекало и раньше - к классической и камерной музыке. Из оперных певцов мне нравились Борис Штоколов, Владимир Атлантов, Муслим Магомаев, Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Галина Калинина (она вначале пела в Саратовском оперном театре, потом в Большом театре, но рано умерла), из эстрадных артистов Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Леонид Серебренников, Нани Брегвадзе, Филипп Киркоров, Николай Басков и другие.

Я любила ходить на конкурсы им. П.И.Чайковского, которые проводились в Москве один раз в четыре года. Это всегда был прекрасный праздник музыки! Особенно мне нравилось слушать состязания вокалистов, тем более, что они проходили в таких чудесных залах – зале им. Чайковского или в Колонном зале. На конкурсах пианистов и скрипачей я бывала реже, так как они проходили в консерватории, куда добирать было не так удобно, да и вокал я слушала с большим интересом. Интересно было наблюдать, как в дальнейшем молодые исполнители, с которыми я знакомилась на конкурсах, становились известными всей стране певцами.

Несмотря на то, что я старалась побольше слушать и побольше узнать о классической музыке, мне как непрофессионалу, это было достаточно трудно. Однажды я слушала интервью с одним из известных профессоров Московской консерватории, к сожалению, я не запомнила его фамилию. Он сказал, что любителям музыки не стоит огорчаться из-за того, что они не могут полностью постигнуть мир классической музыки, он слишком велик и необъятен. Достаточно просто любить музыку, научиться её слушать, понимать, получать от этого удовольствие, иметь любимые произведения и любимых исполнителей. Этот совет подействовал на меня очень благоприятно, показывая, что я поступаю правильно.

В это время я стала посещать Московский Дом учёных, вскоре стала его членом, так как ещё раньше защитила кандидатскую диссертацию. В Доме учёных я нашла благоприятную для себя интеллигентную среду общения и необходимый для меня музыкальный мир. Помню, что ещё на первых концертах меня приятно поразило, что вечер обычно начинался с исполнения какой-нибудь классической фортепианной пьесы Шопена, Листа или Чайковского, что создавало соответствующий настрой публике. Руководит в Доме учёных Отделом культуры и искусства в течение многих лет замечательный специалист и человек, очаровательная женщина, поэт Людмила Васильевна Бунина. Именно благодаря ей в Доме учёных выступают замечательные артисты и все концерты бывают интересными и на высоком профессиональном уровне, выступать на сцене Дома учёных почитают за честь многие известные артисты – Иосиф Кобзон, Геннадий каменный, Людмила Лядова, Галина Улетова, Валентина Толкунова, Леонид Серебрянников и другие.

Тем более, что под руководством замечательного директора академика Виктора Степановича Шкоровского Дом учёных превратился в прекрасный храм науки и искусства, где в трудный перестроечный период работа не только не заглохла, как во многих других творческих домах в Москве, но стала ещё более многогранной и интересной. После концертов в Доме учёных у меня возникала потребность дома поиграть на фортепиано, вспоминая пьесы или романсы, которые я слышала недавно там.

       В Доме учёных был создан Клуб любителей романса, которым руководил известный исполнитель романсов Юрий Фёдоров. В то время это был высокий, интересный мужчина, часто одетый в чёрную рубашку, с гитарой, который сам также давал концерты романсов в Доме учёных, писал музыку для романсов и вёл программу о романсе на телевидении. Сейчас, к сожалению, его уже нет в живых. Работа клуба любителей романсов строилась по такому принципу: концерты проходили раз в месяц без какой-либо заранее объявленной программы, и мы никогда не знали, с кем нам придётся встретиться на этот раз – с уже известным человеком или с начинающим артистом.

       Однажды, в 1995 году Юрий Фёдоров вышел к нам и объявил, что сегодня он представит нам певицу, которую он сам очень любит и которую давно намеревался пригласить, но она была нездорова. Теперь она поправилась и пришла к нам – и он пригласил в зал Наталью Васильеву с концертмейстером Татьяной Копелевич. Концерт проходил в белой гостиной Дома Учёных (тогда ещё камерные залы не были отремонтированы),
Дело было зимой и от окон очень дуло, в зале было прохладно.
Наталья Васильева вышла к нам в белом платье с обнажёнными плечами (это только что после перенесённой простуды), она произвела на всех нас прекрасное впечатление своей красотой, обворожительной улыбкой и чудесным меццо-сопрано.

 Концерт длительностью около часа прошёл замечательно, и я была настолько поражена её пением, что с того самого вечера стала поклонницей Натальи Васильевой, старалась не пропускать её концертов, и огорчалась, когда долго не слышала её пения и не видела её. Мне всё время казалось, что её могут пригласить выступать зарубежом, как других замечательных артистов, она уедет и мы её потеряем для России. Меня поразила сила, красота и выразительность её голоса, неподдельная искренность исполнения романсов, прекрасная дикция, когда в романсе понятно каждое произносимое слово (нередко у певцов трудно разобрать слова арии или романса).

Раньше мне довольно часто приходилось слышать о том, что у многих артистов есть свои преданные поклонники, которые совершают ради своих кумиров немало безумств, образуют фанклубы, которые часто проводят очень полезную работу и помогают своим любимым артистам. Меня всегда удивляло и настораживало такое поведение людей, я не понимала, как можно так увлекаться. Ещё для молодёжи это, на мой взгляд, допустимо, но чтобы взрослые, солидные люди теряли голову – этого я не одобряла. И даже не могла вообразить, чтобы со мной случилось нечто подобное. Раньше мне нравились отдельные артисты, но дело ограничивалось тем, что я ходила на спектакли или концерты, слушала записи, интересовалась их жизнью, но всё это было в меру.

Я серьёзный человек, научный работник, врач, хирург, опубликовала около 100 научных работ, всегда старалась взвешивать свои чувства и поступки, и вдруг в моей жизни появилось нечто совсем особенное. Вначале я стеснялась своей привязанности к Наталье, я начинала глуповато улыбаться, когда её видела, старалась поднести ей цветы, сфотографировать во время концерта и т.д., в общем, становилась типичной «фанаткой», и это совсем уже не в молодом возрасте, меня это очень смущало поначалу. Но потом я поняла, что искренняя любовь, привязанность к кому-то является подарком судьбы, большим счастьем и стесняться этого не нужно.

Позже я стала писать стихи и в больнице, где я работала, вышла моя первая книжка стихов, я стала выступать с чтением стихов на праздничных вечерах, и ко мне сотрудники тоже стали относиться не только с уважением за мою хорошую работу, но и с некоторым восхищением за моё творчество и молодые сестрички тоже поглядывали на меня с восторгом и несколько глуповатой улыбкой также, как я смотрела на Наташу. Не скрою, это довольно приятное ощущение пусть даже небольшой известности и славы. А для настоящих артистов это неотъемлемый атрибут их концертной публичной жизни.

 Как-то однажды я увидела Наташу с мужем Александром Тулуповым в кафе Дома ученых и подошла поздороваться. Наташа меня уже узнавала, мы познакомились, она подарила мне свою фотографию с автографом и кассету с записями, и стала приглашать меня на свои концерты, которые организовывала Малая филармония «Грёзы». В этот период Наташа проводила цикл концертов «Русские вечера» в помещении Московского отделения филармонии на улице Герцена, и я была на некоторых из них. Запомнился мне первый вечер из этой серии.

 В небольшом зале – фойе для гостей играли пианист Владимир Бродский и скрипач Александр Брондвейбер (тогда они ещё не были заслуженными артистами России, но исполняли музыку великолепно). Гостям официанты подносили шампанское в бокалах, после часового прекрасного концерта Натальи Васильевой в следующем зале был ещё фуршет. В моём научном мире тоже умеют устраивать праздники, конференции, защиты диссертаций, но артистический мир произвёл на меня неизгладимое впечатление.

Прекрасный цикл из семи концертов Наташа посвятила памяти великой русской певицы Надежды Обуховой, многие романсы из её репертуара Наташа тоже исполняет. Последний концерт из этой серии состоялся в Малом зале Московской консерватории.
В этот период Наташа получила звание заслуженной артистки России, и я очень была рада за неё и ещё больше гордилась знакомством с ней.

Ещё один цикл концертов Наталья Васильева проводила с выпускниками музыкального училища им. Гнесиных, задачей этого цикла было дать молодым исполнителям возможность выступить на сцене и проявить свои способности. Одним из них был замечательный пианист Иван Староверов, позднее он аккомпанировал Наташе при записи дисков.

       Постепенно, общаясь с Наташей и Александром Тулуповым, я познакомилась с другими артистами, их друзьями по жизни и по сцене – Сергеем Полянским, Татьяной Кабаш, Дмитрием Шведом
 и др. Я рассказывала всем своим друзьям и знакомым о прекрасной певице Наталье Васильевой и приглашала их на её концерты. Я считала, что любовь должна быть деятельной, очень беспокоилась, когда готовился Наташин концерт, переживала, чтобы у неё всегда был полный зал зрителей. Вспоминаю, как я приглашала своих коллег из НИИ им. Семашко на сольный концерт Натальи Васильевой в Доме учёных. Я попросила у Наташи её большую красивую афишу и повесила в институте, переговорила со многими сотрудниками и мне удалось пригласить довольно много людей, Наташа была довольна моей работой.

 Концерт Наташа строила таким образом: первое отделение посвящала классике, ариям из опер, неаполитанским песням, а второе отделение – романсам, песням – ретро, русским народным песням. К каждому концерту Наташа готовила новое платье, часто шила свои костюмы сама с большим вкусом и умением.
Моим коллегам Наташин концерт очень понравился и ещё целую неделю в институте ко мне подходили люди, и те, кто были на концерте, благодарили меня за приглашение, а те, кто не пошли, высказывали сожаление, что отказались.

Когда я перешла из института работать в Клиническую больницу, там тоже узнали про замечательную певицу Наталью Васильеву, мы приглашали её выступать на наших праздниках. Наташа совершенно очаровала нашего главного врача и он тоже стал её поклонником и даже пригласил её выступить на его 50-летнем юбилее, что она охотно сделала и произвела большое впечатление на гостей. Наташа говорила мне как-то, что когда она поёт, люди вокруг преображаются и отношение к ней быстро меняется от просто вежливого интереса до глубокой привязанности и преданности. Правда, следует сказать, что благодаря её прекрасным человеческим качествам, Наташа от этого не зазнаётся и не перестаёт быть милой и приветливой в общении, капризов и звёздной болезни у неё нет совершенно. Это делает её ещё более привлекательной.

       В октябре 2007 года в жизни заслуженной артистки России Натальи Васильевой состоялось большое событие – сольный юбилейный концерт в прекрасном зале им. Чайковского. В концерте принимал участие Камерный ансамбль солистов оркестра Большого театра России и Государственный академический оркестр русских народных инструментов «Русские узоры» под руководством народного артиста России Владимира Зозули.
Концерт прошёл с большим успехом, зал был полон, зрители принимали выступление Натальи Васильевой с большим теплом и горячими аплодисментами. В 2008 году юбилейные концерты Наташи прошли также в Доме учёных и ЦДРИ. Наташа выпустила два диска с записью концерта в зале им. Чайковского – аудио и видео диски. Искусство Наташи меня так вдохновляет, что я пишу стихи в её честь, и на юбилейном концерте в ЦДРИ я читала эти стихи со сцены, мои стихи понравились и Наташе, и зрителям.