Заводские зарисовки Цех сотовых конструкций

Эдуард Шульман
 С развалом Союза судьба тысяч людей на предприятиях
резко изменилась. Об этом сложном времени еще много
будут писать, прослеживать за судьбой этих людей
и судьбой самих предприятий, с которыми у многих
была связана вся жизнь. В тяжелом положении оказался
ГАО ТАПОИЧ, выпускавший самолеты ИЛ-76 и др. машины.
До сих пор, несмотря на все принимаемые меры, не
удается завод поднять, десятки тысяч людей оказались
неустроенными.
(Писать на "чисто" производственную тему - неблагодарное
занятие - слишком "узко", термины не всем понятны, но
я надеюсь, даже в этом случае, эта "Баллада" найдет своего
читателя).

       Об этом времени:

       ЦЕХ
 сотовых конструкций
       Баллада
       
       Часть 1
       (Предисловие)

На одном из совещаний
Высших воинских чинов
Выполнили обещанье:
Рассмотреть один вопрос.

А касался тот вопрос -
Дальней переброски войск
Вместе с техникой, что важно,
По-военному. Отважно.

Выполнить наш перелет
Призван новый самолет.
Самолет нужен – гигант:
Перебросить куда нужно
Вместе с техникой - десант.

Утвердили техзаданье,
В ОКБ его и сдали
С пожеланием удачи
В разработке той задачи.
       
Выбор пал на ОКБ,
Что раскинулось в Москве.
А оно с большим запалом
И большим потенциалом
За работу взялось дружно-
Разработало, что нужно.
Пожелания учли –
Выдали все чертежи.

Не отстали от прогресса:
Внесли много техпроцессов-
Новых в отрасли, науке…
В общем, всё без всякой шутки.

Ввели новые конструкции
Облегчающие вес, –
То - «трехслойные конструкции» –
С ними – новый техпроцесс.

Потом приняли решенье:
Все это отдать Ташкенту –
Там есть авиазавод,
Новых он заказов ждет.

Так под новую машину
По серьезнейшей причине
Появилась перспектива:
Строить корпуса активно.

       Часть 2

У руля стоял Директор
Виктор Николаевич Сивец -
Б - жьей милостью Директор,
Академик и мудрец.

Под его началом быстро
Возводили корпуса,
А внутри них размещали
Механические, сборочные,
Агрегатные цеха.
       
И завод преобразился:
Стал на город он похож -
По его садам - фонтанам
С удовольствием пройдешь.

Напряженно шла работа -
В запланированный срок
Под «УРА» тысяч рабочих
Выкатили самолет.

Цех сотовых конструкций
       Часть 3

Отдавая время моде,
Под новейший самолет
На ТАПОиЧ вновь был создан
Цех по производству сот.

Вот тогда и появился
На участке боевой
Полный сил и энергичный
В.Н. Жуков молодой.

Он, учитывая важность,
Развернуться в цех большой,
Позаботился о кадрах
И создал такой настрой,
Что в работу погрузились
И ушли все с головой.
       
Но конструкции такие,
Что вписаться не могли мы
В маленький участок тот
И завод в короткий срок
Корпус строит ещё тот.

Корпус точно был не мал:
Занял больше трех гектар.
Вот тогда цех развернулся:
Во всю мощь пошла продукция.

Это быстро все читать,
А наладить и пускать,
Технологии внедрять,
В агрегаты воплощать,
На машины подавать –
Здесь баллады нам не хватит,
Написать можно роман,
Как старались люди, значит -
Я прошел все это сам.

Волновались и ругались,
Возмущались, добивались,
А когда все утрясалось,
Что - то вроде получалось.

Вот так «просто» все и было,
Если только не считать,
Что уже в цехе трудилось
Человек семьсот подстать.

В этом корпусе, друзья
Развернулась вся работа.
В каждой группе мастера
Вклеивали в агрегаты соты.

То были дефлектора,
То были щитки и звенья,
Были также спойлера
И панели, и панели
Хвостовой части крыла.

Цех работал… как отдел
И совсем «заматерел»:
Документы выдавали,
С ОКБ мы связь держали.
       
И с ВИАМом, и с НИАТом,
Мы дружили даже с ГАПом.
А когда был юбилей,
Все съезжались к нам быстрей.

Ну, а Жуков, полный сил,
Этим всем руководил.
Проводил он совещанья,
Раз в неделю и собранья.
Кому надо раздавал
Или пряник, иль фингал.

Был средь нас он - аналитик,
Ещё больше был - политик.
Глубоко вникал в процессы
И хозяйством управлял,
Это было его место
И весь цех это признал.

Многие были довольны,
(Но никак не своевольны).
Твердая была работа
И зарплата и забота:

Кто квартиры получал-
Быт свой сразу улучшал.
Кто путевки, кто награды,
Были даже те, кто рады.

Так работали годами,
Агрегаты подавали,
Утрясали неувязки…
Кто теперь поверит в сказки.

А ведь были инженеры,
Что в цеху поднаторели.
Были службы: и ТБ, БТЗ и ПДБ,
Был механик, энергетик,
Не упомнишь всех на свете.

Инженеры техбюро
Вышли «в свет» уже давно.
Это их настало время:
Коллективы возглавлять -
Опыт СВОЙ! передавать.
       
Делали мы ИЛы, АНы
Самолеты улетали,
Пополняли ВВС -
ТАПОИЧ имел свой вес: -

Среди авиазаводов
Выпускал столько тяжелых,
Что, скопись, вдруг, в одном месте,
Вида б не было чудесней.

Самолеты улетали,
Многие - в другие страны.
Их количество росло
И до тысячи дошло.

И вот тут Союз распался,
От ТАПОИЧ отказался….
(До такого вот позора
Наш Директор не дожил:
Коллектив завода скорбно
С почестями и достойно
В путь последний проводил).

Выпуск прежний самолетов
Теперь стал большим вопросом:
Самолеты хоть важны,
Стали всем, вдруг, не нужны.
       
Не важны стали и люди,
Увольняться стали люди,
Люди стали уезжать
И квалификацию терять.

Кто - то ринулся в Россию,
Кто в Германию, кто в США
Я же выехал в Израиль,
И нас «чкаловцев» здесь - тьма.

Жуков же всему не рад
Уезжает…в Ленинград.
Ну, а что же ТАПОиЧ?
По нему пронесся «ВИЧ».
       
За него начали драться,
Он «ГАО» стал называться,
Стали перетягивать канат -
Чей завод?! вдруг, узнавать.

Не согласны! То - Москва,
Не согласны! То - Ташкент.
Незнакомо вам, друзья? -
Загляните в Интернет.

Вдруг китайцы захотели
Заказать 30 машин.
Три десятка - нет проблемы,
Можем больше дать машин.

Ну, а кто их может сделать?
Для кого они - не бич?
ТАПОиЧ их может сделать,
Ясно дело - ТАПОиЧ!

Только там такие «мощи»,
Для решения – нет проще
Наш заказ в нем разместить,
Самолеты – запустить!

Соглашенье заключили,
Сроки? Их определили.
Но людей то распустили
И «цейтнот» лишь получили.

ТАПОиЧ уже не может,
Нет людских ресурсов тоже.
Уникальный ТАПОиЧ!
Как его можно достичь,
Чтоб заказы разместить?

Вот в Москве и заседают-
Тот заказ распределяют:
Часть пусть делает Воронеж,
Часть Ульяновск может тоже.
Часть пусть делает…Ташкент.
Вы не слышали, быть может? –
Загляните в Интернет.
       
Может зря в нашей истории
Уникальный цех построили.
Уникальный - как завод!
Есть завод, но уж не тот.

Приезжали из Совмина
И с серьезнейшею миной
На заводе предлагали
Выпускать…как что? – трамваи!

Заводчане узнавали,
Долго головой качали,
Пальцем у виска крутили-
Там сидят министры – или…

Но одумался Совмин
И…директора сменил.
Может вместе с Чирчиком
Нам наладить grand - ремонт?

Самолетов, вертолетов
И ещё раз самолетов.
Но… ТАПОиЧ загрузить!
Персонал под 40 «тыщь»?

Где программа самолетов
Подходила почти к сотне?
Голова болела сильно,
Да и в общем - то обидно.
Да что делать? Жить то надо,
Время было – не награда!

Вот стоит он на распутье-
Уникальнейший завод,
А решенья - не забудьте:
Очень умного он ждёт.

В уникальнейшем заводе
Уникальный цех стоит.
Это против всей природы!
Только время вот летит.

       
       ЭДШ. Июнь. 2007г.

Нет, ничем хорошим не закончилось. Чудо не произошло. Октябрь 2010г. Подготовлены документы о банкротстве ТАПОИЧ. Не верится, что это происходит с поистинне уникальным громадным заводом.
Ответственных конечно нет.
 Реквием по ТАПОИЧ
http://www.birdamlik.info/?p=1280

Идет 2013 год. Бывшие заводчане не перестают следить за событиями , нет не на заводе, там уже ничего не происходит, а с заводом. Друг другу пересылают рассылки с фотографиями разбитых, разворованных оставшихся невыпущенных машин, где безобразно висят в огромном количестве провода, напоминающие как бы слезы, плачущих над своей судьбой машин. На фасаде завода сняли гордую надпись: "ТАПОИЧ". Всё!

    2018 год.... О ТАПОИЧ можно узнать разве что из ГУГЛа. Бывший костяк уже на пенсии. Постепенно уходят из жизни некоторые, известные всему заводу бывшие его работники... Все разъехались, занимаются своими семьями и внуками. И только редкие неожиданные воспоминания выхватывают из памяти ту необыкновенную мощь завода, его огромные цеха, отделы и территории, когда все крутилось и вертелось, и двигалось по накатанным рельсам. А потом наступал день, когда мощный трактор тянул за собой самолет-красавец  на ЛИС, где после окончательных работ он взмывал в небо Ташкента.