Алисе Фрейндлих

Наира Багдасарова
                8-ое декабря - день рождения
                АЛИСЫ ФРЕЙДЛИХ




Счастлив тот, кто точно знает, для чего на свет рождён,
Кто нашёл свое призвание и живет им окрылён.
Кто в волнах бурлящей жизни, был искусству посвящён
Этой верой, этой правдой изначально был крещен.

       
Кто от папы и от мамы в себя лучшее вобрал,
Кого умным чутким сердцем кто-то в жизни наставлял.
Кто уверенно с надеждой, путь свой в жизни начинал,
И всегда мог положиться на надёжный свой причал.


Роли жизнь распределяет, дарит каждому своё,
Только видимо в балансе на земле добро и зло.
Кто-то другу не подставит никогда своё плечо,
Ну, а кто-то сам сгорает, чтоб дарить другим тепло.

       1

Вот одна из них - Алиса! В Ленинграде родилась,
Своё выбрала призвание и теперь ему верна.
Мне и очень, очень многим по душе она пришлась,
Очень милая актриса, обаятельна, умна.


Родилась в семье актёров незадолго до войны,
В славном городе –герое сделав первые шаги.
Годы детские совпали с тяжким временем страны,
И девчушку посадили на блокадные пайки.



Замерзала, голодала, но наверное тогда,
Закалялась и мужала её нежная душа.
Память детская упряма…сохранит всё навсегда..
Шла война четыре года, всё вокруг себя круша.


Но, уверена, Алису окружала доброта,
А иначе бы не стала, тем, кем стать она смогла.
Ведь от мамы и от папы переходит красота
Человеческого сердца…ну и тела и ума.


Может гены виноваты, может в том её судьба?
Только страсть к актёрству с детства пробивалась в ней сама.
И пошла на службу в театр, посвятив ему себя,
 Не щадя и не жалея кропотливого ума.


В Ленинградском институте Зон Алису обучал,
Своим мудрым, чутким сердцем ей умело помогал.
Дар актёрский в ней приметив, мастерство в ней развивал,
Путь к искусству открывая, он путёвку в жизнь ей дал.


Состоялся ввод актрисы и учёба позади,
И дипломная работа и студенческие дни.
И теперь уже Алисе по пути самой идти,
Обучатся, ошибаться, спотыкаться... но дойти!

       2
Покатились годы жизни, годы творческих побед,
Годы полные волнений, ожиданий и потерь.
Познавала роли женщин, суть их радостей и бед,
В их заглядывала души, в приоткрытую чуть дверь.


Это юное создание не похожее на всех,
Начиная оттолкнулась от мальчишеских ролей.
Котька, мальчик беспризорник, самым первым был из тех,
Кого Фрейндлих сотворила из сценических людей.



Это там, в Коммиссаржевской, начинался её путь,
К человеческому сердцу, путь к искусству и добру.
Там впервые осознала, свою роль и свою суть-
- Быть на сцене, жить и верить, превращая жизнь в игру.



Там её и полюбили за актёрские труды,
За умение воплощаться, за хороший стиль игры.
Пополнялись по сезонно героинь её ряды,
Приносили людям радость, выходили из игры.

Образ Маши, Ольги Бергольц, создавался без труда,
Ведь она, как и Алиса, в Ленинграде рождена.
Пережившая блокаду, и военные года,
 Была так же, как актриса в город детства влюблена.



Были роли: Таня, Катя из «Раскрытого окна»,
Оля, Вера и Полина, молодые как она.
И Алиса как актриса была полностью видна.
Замечали режиссёры, что талантлива скромна.


Приглашали к себе в театр…Но судьба у всех своя…
Полюбила…полюбила…За любовью вслед пошла.
Сердце сделало свой выбор, себе выбрав короля,
Королевой Ленсовета много лет она была.



И сошлись, перекрестились одиноких два пути,
И по сцене, и по жизни, они рядышком пошли.
Режиссёр с актрисой вместе, не простые две судьбы,
Вместе много сотворили для ума и для души.

       3
Раскрутилось, завертелось её жизни колесо,
Сколько женщин было скрыто в этой женщине одной?
Сколько чувств передавало её женское лицо?
Столько пела, танцевала, что казалась заводной.



Превращалась, воплощалась и творила чудеса,
Находила и теряла, но с надеждою жила.
Её лучшее создание, это образ Малыша,
Здесь актриса так изящна, здесь актриса так мила.


Ради высшего искусства, ради правды и любви,
Сколько всяческого чувства извлекала из души!?
Уносила, ворожила, страсть бурлящая в крови,
И рекою разливалась, исходила изнутри.




То кокетливо –жеманно, то строга и холодна,
Многолика, многогранно эта женщина всегда.
То смешна и озорлива, то вдруг нежно влюблена,
То невзрачна, то красива, а безлика?- никогда!



Пьеса Зорина на сцене очень долго шла тогда,
И «Варшавская мелодия» наши тронула сердца.
Геля, Гелечка, Гелена, в час когда пришла беда,
От фашистских оккупантов жизни многие спасла
       
 
С ролью польской героини Фрейндлих справилась сполна,
Силу, мужество и нежность воплотить в одном смогла
С польским справилась акцентом, ослепительно нежна,
Заслужила «бис» и «браво»и со сцены вниз сошла.


Расплескает свои чувства, расплескает всё до дна,
Всю себя опустошая иссякает до конца,
И как чашу заполняет душу страстью до полна,
И опять идёт на сцену, чтоб иссякнуть до конца.



Чтоб душою прикоснуться снова к страждущей душе,
Подарить надежду, веру, проронить ростки добра
В человеческое сердце, что отчаялось уже..
Ну и пусть, всего лишь сцена, ну и пусть всего игра,

Ну и пусть лишь на мгновенья растревожат нам сердца.
Ковалёва из провинции, королевская вдова,
Та, что шла на гильотину гордо голову держа,
Уриэль… Елизаветта… и Калугины слова.


Что-то всё же остаётся, западая в глубину,
Непременно занесётся в память – сердцу и уму.
А иначе быть не может, а иначе ни к чему,
Все усилия, все страданья, все труды сквозь не могу.


Счастье трудное, наверно, сцене преданно служить.
И творить, творить и верить, всем невзгодам вопреки.
Удивлять и удивляться – это значит, всё же жить.
Расставаться, возвращаться к берегам родной реки.
       4

Годы шли… и видно что-то изменилось изнутри,
И наверно не хватало ощущений новизны,
И пришлось уйти из театра и Фонтанку перейти,
Перемены, перемены, оказались ей нужны.


Изменился облик женщин, стали старше и мудрей.
Чувство глубже и серьёзней и наряды поскромней.
Одиночество с годами безнадёжней и трудней…
Позади огромный опыт, ошибаться всё больней.


И теперь моя актриса служит в театре другом.
Роли новые играет и танцует и поёт.
Только, чтобы не случилось, я уверенно в одном,
Без остатка, как и прежде, себя сцене отдаёт!



«Бис» и «Браво» ей вдогонку будут зрители кричать,
Будут ею восхищаться, новых ролей её ждать.
И цветы- залог признания будут ей к ногам бросать.
И улыбка от волнения на губах будет дрожать.


Дай-то бог, ей всё на сцене доиграть и досказать!
Чтоб счастливой и желанной себя в жизни ощущать.
Ведь должна же справедливость всё же восторжествовать.
Кто приносит людям счастье, тот не должен сам страдать!