Четыре ступени стихосложения

Оранжевый Бред
В поэтическом творчестве я выделяю четыре основные ступени развития мастерства. Две ступени упрощения и две ступени усложнения.



ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. УПРОЩЕНИЕ.



Кхм…

Спи, малыш мой, сладко-сладко.
Я приду к тебе в кроватку.
На боку ты сладко спишь.
Я люблю тебя, малыш.

Не поручусь за точность процитированного мной стихотворения, но примерно так пишет большинство людей впервые решивших взяться за стихописательство, и не подражающих любимым поэтам. Первичная поэзия на уровне бытовой частушки. Размер строки? О, да – размер соблюден, правда без особого участия мысли, можно сказать – неосознанно. Ритм? Конечно он есть. Смысл? Тоже присутствует, но опять-таки на уровне бытового народного творчества. Так сочиняют дети, и для детей это замечательно. Но если нечто подобное сочиняет взрослый человек?
Рекомендации: Углубите мысль. Усложните стихотворение. Неужели ваша душа настолько мелка, что ничего кроме детского «тили-тили, трали-вали» из вас не льется? Не верю. Есть у вас и многогранные переживания, сложные чувства, художественное восприятие и связь с космосом… Хотите стать хорошим поэтом – развивайтесь, пробуйте, экспериментируйте и не бойтесь подражать другим. Все мы, вольно или невольно, проходим через стадию графомании.




ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. УСЛОЖНЕНИЕ.



Начинающие поэты (особенно прошедшие первую стадию упрощения и внутренне мнящие себя чуть ли не профессионалами), люди прочитавшие больше десяти стихотворений (хотя бы и Пушкина А.С.), часто грешат чересчур сложным построением фраз, стараясь вложить в стих максимум переполняющей их информации, изобилующей подробностями пережитых чувств. Вследствие чего страдает размер, ритм, смысловая нагрузка и вообще, композиция стихотворения. Кроме того, форма выражения этих самых переживаний оставляет желать лучшего, поскольку напрямую зависит от повседневного языка автора и его же словарного запаса. Банальная тавтология, повторение одних и тех же слов и выражений (очевидно особенно понравившихся автору) – явный признак первой ступени усложнения.
Первое, чему стоит научиться – это умению просто и доступно излагать свои мысли и чувства в стихах. Упрощайте слишком сложные фразы, безжалостно выкидывая лишнее, мешающее. Вам хочется писать – значит в вас есть это, есть гармония. Её просто нужно уловить в себе. Вслушивайтесь в ритм стихотворения, слушайте каждую строчку по шагам, прочувствуйте ритм. Зачастую, вместо многословного «я люблю тебя, а ты совсем не замечаешь, я с ума схожу, как ты этого не понимаешь…» достаточно просто написать «я тебя люблю», и это будет звучать сильно и верно.




ВТОРАЯ СТУПЕНЬ. Упрощение.



Вот оно и пришло. Ваши стихи читают, и они рождают в совершенно посторонних людях положительные или отрицательные отклики, не за тот примитив, которым вы грешили поначалу. Люди начинают читать и вникать, О ЧЕМ вы написали, а не КАК вы написали. Читатели – тоже люди, чувствуют и воспринимают прекрасное, не хуже чем вы сами. Хотите, чтобы ваша писанина трогала их души? Будьте искренними. В меру, конечно. Излишняя интимность и откровенность отталкивает, если конечно человек не любитель покопаться в чужом белье.
О чем бишь я? Ах, да! Упрощение. Никаких рекомендаций с моей стороны. Вы тот воробей, что уже выпорхнул из гнезда. Вы ищете свой стиль осознанно или неосознанно, но так как вам сердце подсказывает. Повторяю: сердце, а не разные дяденьки и тётеньки, напускающие на себя солидность и маститость, и считающие своим долгом наставить вас на путь истинный. (Да, да, и я в том числе). В чем же проявление упрощения второй степени? Да в том, что вы, вместо «над морем вздымался закат, исполненный всяких примочек» пишете «закат, распыленный над морем», и на этом пережёвывание заката заканчиваете, переходя к развитию сцены.




ВТОРАЯ СТУПЕНЬ. УСЛОЖНЕНИЕ.



Все просто. Цитирую сам себя: «развивайтесь, пробуйте, экспериментируйте». Вы освоили английский сонет? Осваивайте итальянский и французский. Ваши лучшие стихи написаны четырехстопным ямбом (или как того типа звали?)? Попробуйте пятистопный. Чувствуете, что используете одни и те же выражения? Ищите новые, читайте статьи о поэзии, благо на сайте пока ещё находятся люди, пишущие такие статьи специально для вас. Экспериментируйте со словами, словосочетаниями, образами и положениями. Вольная вам воля! Это ваш полет.





ПыСы. А самое главное, не воспринимайте критику слишком близко к сердцу. Если в вас живет потребность писать стихи – значит Бог прикоснулся к вам, а критики – всего лишь люди.