IPO Украина на низком старте

Алексей Смирновъ
Мировая экономика изменяется, изменяется динамично и эффективно, и в первую очередь – за счет энергичного роста в странах с развивающейся экономикой, обусловленного как наличием большого потребительского рынка, так и высокой доходностью инвестиций по сравнению с развитыми странами. Эти изменения наглядно отражает развитие мирового рынка первичных публичных предложений (англ. Initial Public Offering, IPO) – продажи акций частных компаний на фондовой бирже. По данным исследования Ernst & Young, не менее 29 стран, включая Россию, Бразилию, Египет, Грецию, Индию, Израиль, Казахстан, Малайзию, Польшу, Саудовскую Аравию, Южную Корею и ОАЭ, по суммарному объему IPO компаний преодолели рубеж в $1 млрд.

Можно назвать несколько основных факторов, стимулирующих компании к выходу на IPO. С одной стороны, экономический рост и усиливающаяся конкуренция заставляют компании привлекать дешевые инвестиционные средства для приобретения новых активов и внедрения инновационных технологий на производстве. С другой стороны, выходить на внешние рынки их заставляет дороговизна внутреннего банковского кредита и желание повысить капитализацию, обеспечить ликвидный рынок собственных акций, в том числе и для подготовки компании к последующей продаже. Привлечение капитала посредством IPO вынуждает компанию вести финансовую отчетность в соответствии с мировыми стандартами и правилами листинга. Перед выходом на IPO компания обязана описать бизнес, предоставить отчет о результатах работы за предыдущий период, раскрыть информацию о всех собственниках, руководстве, окладах и вознаграждениях, существующих рисках, среде регулирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем шире рынок IPO в стране, тем прозрачнее экономика этой страны. Ведь IPO способствует созданию и улучшению имиджа национальных компаний на мировых рынках, дает возможность привлекать финансовые ресурсы с рынка акционерного капитала и, что очень важно, открыть для компаний возможность обращаться к этому источнику вновь и вновь.

Украина пока не спешит выходить в лидеры процесса IPO, и этому факту отставания есть ряд объяснений, как несовершенство законодательной базы, нестабильную государственную политику, неразвитые стандарты корпоративного управления и т.п. Но есть и еще одна причина, сильно влияющая на степень прозрачности украинской экономики – это хроническая болезнь протекционизма, которой подвержены всякие мало-мальски крупные компании отечественного происхождения и по сей день. Действительно, в годы зарождения украинского капитализма было куда спокойнее укрыть все свои доходы и спрятаться от всяких невзгод под надежную крышу. Вот вам и теневая экономика, вот вам и клановое ее развитие. Все указанные выше факторы отставания на рынке IPO и есть последствиями этого мощного давления протекционизма на украинскую экономику.

Мудрый экономист мог бы в свое время предсказать «оранжевую революцию», в фундаменте которой лежал всего-навсего фактор реструктуризации системы протекционизма, которая продолжается в виде борьбы кланов за высокие государственные посты и сегодня. Тем не менее, банальный передел рынка, обильно окрашенный разными цветами радуги и разогретый звонкими лозунгами, и закачавшаяся с этим переделом система протекционизма интересны нам с той точки зрения, что они подстегивают наших бизнесменов, ведущих свое дело под крышами всякого толка, начать думать по-новому. Мы наконец-то начали понимать, что Украина становится частью мирового рынка и будет жить по его законам, а не по тем понятиям, какие были базой развития отечественной экономики последние 17 лет. Хочешь жить в Европе – вылезай из тени! Хочешь жить по мировым стандартам – задумывайся об IPO! Другого выхода нет.

Поэтому в нашей стране заговорили об IPO. Заговорили много и активно, правда, за само дело взяться спешат не все. И далеко не всегда из-за тех сдерживающих факторов, о каких говорилось выше. Порой срабатывает и наша национальная опаска, мол, «подивлюся, що у сусіда вийде». Поэтому мы можем иной раз увидеть две совершенно разные позиции у лидеров одной и той же отрасли, как, например, у компаний «Немиров» и «Хортиця». Одни выжидают и занимаются внутренней реструктуризацией, другие уже активно и уверенно готовятся к IPO. Кому-то хватает собственных средств и средств финансирующих их банков, кто-то ищет пути, чтобы привлечь новые средства и по новым стандартам.

При этом не всегда однозначно оценивается экспертами движение к IPO уже определившихся в этом украинских крупных компаний. Известный политик и бизнесмен Давид Жвания, оценивая IPO-перспективы лидеров рынка металлопроизводителей Украины, вполне серьезен, когда говорит о намерениях «Индустриального Союза Донбасса», и хитро улыбается, когда речь заходит об инициативе вывести на IPO «Метинвест» Рината Ахметова: «Не случайно ИСД вышли в Польшу и Венгрию — эти донетчане строят международный холдинг, им, чтобы привлечь деньги европейцев и американцев, нужна публичность. А доходность предприятий Рината Ахметова зависит от того, как дотируют угольную отрасль». Но ведь тут можно и возразить, мол, зашатавшаяся система протекционизма заставляет владельца «Метинвеста» искать новые варианты развития собственного бизнеса, и ему выгоднее сегодня заниматься капитализацией фирмы с прицелом на IPO. С другой стороны, гендиректор иного ахметовского детища, компании СКМ, Олег Попов заявил, что она пока не спешит с размещением акций и в ближайшем будущем намерена обходиться собственными и кредитными ресурсами: «Для чего нужно IPO? Для того, чтобы привлечь деньги. Пока нам собственных средств и средств финансирующих нас банков хватает». Конечно, мы только догадываться можем, о чем думает Ринат Ахметов, занимаясь капитализацией «Метинвеста» и придерживая СКМ. Можно придумывать версии, какие тайные планы имеет Виктор Пинчук, который тоже готовит к IPO свою компанию «Interpipe».

Мы можем даже предполагать, что посредством IPO некоторые владельцы капиталов стараются избежать рейдерских атак на свои компании. Еще горячими остаются поля баталий за горнорудную компанию Ferrexpo Константина Жеваго, которому российские «друзья-соперники» пытались снизить стоимость предстоящего IPO акций. Правда, существуют и иные точки зрения. Как заявил представитель одной из крупнейших металлургических компаний Украины, пожелавший остаться неназванным: «Это первая и, возможно, единственная компания на постсоветском пространстве, которая размещала фактически не вертикально интегрированный актив. В результате собственники получили капитализацию не компании, а Полтавского ГОКа, который оценивался в 1,5-1,7 миллиарда долларов». В любом случае, успех первичного публичного предложения акций Ferrexpo вдохновил Константина Жеваго нацелить на подготовку к проведению IPO все бизнес-структуры, подконтрольные его группе “Финансы и Кредит”.

Многие отечественные и зарубежные аналитики прогнозируют бум украинских IPO в 2011-2012 годах. Но это не значит, что 2008 год станет годом штиля для IPO. По мнению представителя инвестиционно-банковского департамента компании Concord Capital Дмитрия Гавриленко именно в этом году общий объем IPO компаний с украинскими активами может вырасти до $2,0-3,0 миллиардов.

IPO только сейчас начинает попадать в поле интересов собственников украинских компаний, и они только сейчас начинают оценивать выгоды и риски. Прежде всего, это представители отраслей, производящих продукцию для конечного потребителя. Это связано с ростом доходов населения Украины. Также очень перспективным является финансовый сектор – банки и страховые компании. Остается интересной металлургия, поскольку цены на сталь сегодня растут как в мире, так и в Украине. К тому же, в ближайшее время ожидается значительный рост строительства в свете подготовки к ЕВРО-2012, что обуславливает достаточно большой потенциал роста строительных компаний. В связи с возможной приватизацией Одесского припортового завода перспективными будут вложения в компании производителей минеральных удобрений. Перспективными также будут машиностроение и электроэнергетика, поскольку правительство объявило о курсе в сторону либерализации энергетического рынка.

По мнению первого заместителя председателя правления АКБ "Укрсоцбанк" В. Жуковской, первыми на рынок IPO выйдут те компании, которые готовы к полному раскрытию финансовой информации и тем условиям, которые инвесторы поставят перед собственниками. А по словам президента "Коммуникационной группы PRT" Ярослава Хабты, IРО в Украине "заработает", когда будет обнародован объем отечественного капитала.

Станет ли проведение IPO украинскими компаниями своевременным или мы вновь опоздаем на поезд – решит время. Если мы оперативно решим проблему адаптации законодательства к насущным проблемам экономики и в короткие сроки взрастим в нашем сознании семена нового экономического мышления, Украина займет достойное место на мировом рынке IPO. А чтобы это случилось, нужно не просто хотеть этого, а уверенно и методично, шаг за шагом, сокращать дистанцию между днем сегодняшним и днем грядущим.

Кстати, с 3 июля один из украинских банков начинает открытое (публичное) размещение собственных акций в количестве 500 млн.шт. на сумму 50 млн.грн. Акции размещаются по цене 1,5 грн./шт. (номинальная стоимость акций - 10 коп. каждая). Форма существования простых именных акций - бездокументарная. Так что спешите приобретать акции, господа. Сами видите динамику роста стоимости акций банка. Кто знает, может быть, эти акции и вас в будущем сделают миллионерами…