Ухожу, чтобы вернуться Эссе

Гулистан Матякубова
 
Штрихи к портрету скульптора, заслуженного
деятеля искусств Узбекистана, лауреата премии Бердак,
академика Джулдасбека Куттымурадова

***

Награды и звания. Когда мы говорим о Джулдасбек ага, с его образом и душой, жизнью и творческой деятельностью мы знакомимся не посредством его званий и регалий. Прежде всего, перед нашим воображением вырисовываются необъятные просторы древней земли наших предков Каракалпакстана, полноводная Амударья, превратившийся от горьких слез в соленые земли Арал, покрытое шрамами от боли и сожалений сердце матушки-Земли, яркое Солнце, и полная Луна, словно садовник, лелеющий сад звездного небосвода.
Дар… Божественный талант.
Можно сказать, что талант был дарован Дж.Куттымурадову еще задолго до его рождения. И каждый раз, появляясь на свет, он отдавал себя воспеванию прекрасного, изящного, доброты и любви. В своей новелле «Круговорот» об этом он пишет следующее:
… В своей третьей жизни душа моя передалась дереву. Возле меня растет плакучая ива, ее кудри волшебными локонами спускаются к воде. Она моя Анахита. Мы существовали рядом, листва наша соприкасалась, ветви же радовались каждой садившихся на них птиц, души наши пребывали во власти упоения. Однажды к нам приблизилось несколько людей. Один из них, размахнувшись, всадил острие топора в нашу плоть… Узнал я его, на лице все та же злорадная ухмылка. Это были заново родившиеся извергами палачи. Души наши были ввергнуты в преисподнюю.
… 1934 год – год Собаки, душа воротилась ко мне, родился я. Повзрослев, стал скульптором. Да, это называется судьбой, я вновь вернулся на то место, где 2000 лет тому назад уже был скульптором. В руках моих портрет Анахиты, созданный мной многие века назад. Я начал искать место, где рос в теле дерева, превратился в поленья. Чувства меня не обманули, я нашел это место… Спаренные корни увидев меня, словно выговорили: «Ты вернулся, милый?». Из них я сотворил Анахиту. Ныне этих образов великое множество. Сегодня они живут в Америке, Австралии, Австрии, Франции, Голландии, Швейцарии, Японии и России.
Да, без сомнений, эти жемчужины – плоды великого и почитаемого искусства, душевного огня и волшебного ока. Они вечны.
Корни искусства ваяния, появившиеся в Каракалпакии на заре 60-х годов прошлого столетия, тесно переплетаются с искусством народного творчества.
Среди экспонатов выставки, проведенной в 1969 году в Ташкенте, именно произведения Джулдасбека Куттымурадова, вырезанные из дерева, выделялись своей харизмой и неповторимой поэтической полнотой.
Наблюдая за скульптурами Куттымурадова, вас охватывает чувство, будто сказочное волшебство превращается в явь… Гармония чувств, порожденная различными образами человеческого состояния, вырезанных из дерева, словно обволакивает вас магической силой поэзии. Образы, созданные Куттымурадовым, завораживают вас насыщенностью изумительных чувств и своеобразием.
Джулдасбек Куттымурадов и его предки были переселенцами. Деда по отцовской линии звали Джантаем, а по материнской линии – Арзы. Арзы-ага был плотником, мастерил телеги из дерева «кегай». Бабушка Балман по материнской линии была ковровщицей и наносила узоры на кошму. Отец Джулдасбека Куттымурад был родом из Актюбинской области Казахстана.
В 1930 году родители будущего художника перебрались в Каракалпакстан. Здесь, в Кегейлийском районе, в 1934 году появился на свет Джулдасбек. Начальные навыки по рисованию Джулдасбек получил в процессе оформления настенной газеты, в годы обучения в средней школе. В 1956 году Джулдасбек приезжает в Ташкент и поступает на учебу в Республиканское художественное училище. Будущий скульптор успешно оканчивает отделение изобразительного искусства.
Под руководством педагога А. П. Лунева Джулдасбек создает дипломную работу «Три вдохновения». Три девушки в белых одеяниях из тончайшего шелка символизируют Изобразительное искусство, Поэзию и Музыку.
«Поэзия» и «Музыка» изображены сидящими, а вот «Изобразительное искусство» показана стоящей во весь рост. Выражение лиц и общий вид девушек своеобразен, явно проступает восточный азиатский колорит. Джулдасбек Куттымурадов некоторое время обучался в отделении изобразительного искусства, скульптуры и керамики, затем вернулся в Нукус. Работал в местном издательстве на должности литературного редактора. Активная творческая натура не давала покоя молодому творцу.
Здесь я хочу привести отрывок из письма, который Джулдасбек Куттымурадов написал отцу в 1954 году, в период своего обучения в Ленинградском училище Морфлота:
«Дорогой мой отец! Я очень соскучился по вам всем. Берегите свое здоровье.
Отец! Я не хочу идти наперекор вашим наставлениям.
Не обижайтесь на меня, я не хочу сказать что геофизика – это не наука, однако геофизика из меня не получится, отец, как я не пытаюсь.
Меня неудержимо влекут миры картин, цветов и красок. Перед взором все время появляются пейзажи родного края, я очень хочу писать все это. Вот уже как десять дней из моего воображения не уходит одна картина.
Просторы… Сквозь ряд высоченных тополей проглядывает солнце… Вдали виднеется поле… С поля возвращаются девушки… Пусть лица их немного утомленные, однако эта усталость не в состоянии скрыть счастливые огоньки в из глазах, словно они окутаны волшебными чарами красоты… Я обязательно напишу эту картину…
Отец, директор училища Михайлов однажды обратился ко мне и сказал: «Молодое сердце словно птица, ему свойственны необузданность и непоседливость. Быть геофизиком почетный удел, это тоже искусство, но я не могу не отдать должное твоему таланту в искусстве. Я вижу выражение сильного душевного волнения, что царит в твоем сердце, вижу в твоих картинах, я согласен похлопотать за тебя, помогу перевестись в художественное училище, и экзамены не нужны. Прошу вас отец, дайте свое согласие и вы, все равно я буду художником. Я твердо решил выучиться этому ремеслу.
Это не ослушание или самоуправство, это веление сердца и душевный порыв…»
Можно и дальше приводить отрывки из письма. В то время Джулдасбеку Куттымурадову было всего 20 лет. Но он уже осознанно, твердо избрал и обозначил важнейшие жизненные приоритеты.
Как было отмечено в коммюнике из цикла изданий «Наш современник», автором которого был доктор искусствоведческих наук Р.Х.Такташем, и подготовленных Ташкентским издательством им. Г. Гуляма, Джулдасбек Куттымурадов на заре своего творчества пробовал свои силы на поприще изобразительного искусства, создает цикл портретов каракалпакских девушек и ряд композиций на тему природных пейзажей. В созданных им портретах девушек явно ощущается глубокое лирическое выражение вечной красоты.
Несмотря на неудачи, свойственные всякому начинанию, Джулдасбек Куттымурадов продолжает непрестанно творить на стезе искусства ваяния. Изготовленная им из дерева скульптура «Голова юной девушки», выставленная для экспозиции на выставке в г. Ташкенте, была затем приобретена Государственным музеем искусств Узбекистана. Эта удача еще более укрепила веру мастера в себя. Директор Музея искусств Каракалпакстана И. В. Савицкий поручает ему изготовить несколько подарочных изделий, впоследствии приобретенных им для музейного фонда.
В 1966 году Джулдасбек Куттымурадов поступает на должность художника-реставратора в Государственный музей искусств Каракалпакстана, в котором с некоторыми перерывами продолжает работать и поныне.
Со второй половины 80-х годов он принимает регулярное участие в ежегодных выставках произведений искусства, проводимых в Каракалпакстане и Узбекистане, наравне с другими талантливыми скульпторами доносит успехи творческих достижений каракалпакской школы в выставки, проводимые в других братских республиках и городах нашей страны. За цикл скульптур, представленных в 1969 году на днях литературы и искусства Каракалпакстана в Ташкенте, он был удостоен Государственной премии Каракалпакстана имени Бердака. А в 1974 году за заслуги в развитии изобразительного искусства республики он удостаивается звания заслуженного деятеля искусств Каракалпакской АССР. В 1977 году Дж. Куттымурадов назначается на должность председателя Каракалпакского отделения Союза художников Узбекистана. В 1979 году по состоянию здоровья он оставляет административную должность и продолжает работать реставратором в Музее искусств и отдает все свои силы творческой работе.
Творчество Дж. Куттымурудова проникнуто народным духом. Его творчество, созданное на основе каракалпакской и узбекской культуры, этнографии и народного творчества питается соками образов и воображения, созданных народной средой.
Всякий раз, говоря о Джулдасбеке Куттымурадове, неоднократно задумываюсь о его способности восприятия, отношения к искусству, эстетическом вкусе и идеале. В образах девушек и женщин, сотворенных Куттымурадовым, воплощен аллегорический смысл, и они тесно переплетены с местными природными пейзажами (скульптуры «Амударья», «Ветер»). Его воображением овладевают герои эпических произведений. Его произведения из дерева, изображающие головы девушек всегда выделяются своей уникальностью и неповторимостью.
В конце шестидесятых годов Джулдасбек создает изумительные и захватывающие творения, к числу которых можно смело отнести «Мечту» или «Голову девушки». В этой скульптуре искусный мастер изобразил глаза героини погруженными в глубокую задумчивость. Большие и немного грустные глаза девушки потрясают зрителя своим смысловым содержанием. Древние мастера, в целях исполнения зрачков скульптур драгоценными камнями, глубже вырезали надлежащие углубления. Куттымрадову удалось придать своему творению такое же впечатляющее выражение зрачков без применения драгоценных камней.
В 1970 году художник завершает свое изваяние под названием «Ростгог». Это творение явилось в творчестве Куттымуратова начальным опытом в создании образа обнаженной женщины. Скульптура чрезвычайно прекрасна своей соразмерностью, выражением, неповторимостью прекрасной поры юности. Образ словно устремлен ввысь, к солнцу и свету. Вне сомнений, образ запечатлел в себе процесс созревания и расцвета! И в более поздних образах обнаженных женщин мастер делает упор на гармонию чувства прекрасного и величавого. Жизнь и творчество Дж. Куттымурадова представляет собой необъятную кладезь, неизученную, неопознанную и неисследованную сокровищницу. Я очень горда тем, что являюсь современником обладателя такого высшего дара, да и великого человека.
Мои беседы с ним, творческие диалоги, мое восхищение – все это послужило написанию данной брошюрки. Каждая моя беседа с Джулдасбай-ага, не что иное, как очередное наслаждение прекрасными картинами нравственности, вхождение в мир изящного, встреча со светлой и совершенной гармонией, и, наконец, посещение мира дивного и изумительного…
Однажды Джулдасбек-ага пришел со связкой писем. Разговор он начал с описания невинной, первой в жизни любви, которую он испытал в детстве к одной девочке, говорил о том, что все время думал о ней, посвящал ее душе письма.
– Почему душе…
– Потому что ее в этом мире нет, она живет в моем внутреннем мире, – ответил он. – Если вам под силу, просьба, увеличьте этот снимок на компьютере, и, пожалуйста, прочтите эти письма. Всю жизнь я мучаюсь от безответной любви. А в эти дни она стала часто сниться мне. Вы человек поэзии. Поймете меня, все мое творчество сейчас вплотную зависит от образа этой девочки.
Я прочла в глазах Джулдасбай-аги тяжелую печаль, и увидела вместе с тем светлый луч. Оставила у себя снимок и письма.
Девочка выглядела чрезвычайно миловидной. Мысли оторвали меня от реальности. Стала перебирать в памяти все скульптуры Джулдасбек-аги, виденные мной в выставочных залах и творческих мастерских. «Росток», «Амударья», «Мечта», «Невестка», «Юность», «Яблоко», «Ветер», «Девушка из Тобелека», «Девушка из Саукеле», «Девушка с камнем на головном уборе», «Обнаженная женщина», «Таз», «Лебедь и девушка», «Голова девушки», «Нежность», «Гармония жизни», «Анахита, спасающая рыб», «Девушка в головном уборе», «Гульдурсын», «Гульзира», «Мабудана» и «Сидящая девушка», а также множество пока еще незнакомых мне других, таинственных, чудесных и волшебных скульптур... Сходство в выражениях глаз, бровей и ликах… Я со снимком в руке, застываю, потрясенная…
Этот пламенный взор, прекрасное лицо, озарившие светом сердце обладателя высшего дара… Словно не только глаза и брови, но даже и ресницы пытаются мне сказать что-то…
Меня на некоторое время обуяла растерянность. Причина же ее кроется в том, что повелитель цветов Джулдасбай-ага доверил мне свое самое сокровенное, что хранил в себе годами, поверил мне…
А сила таинства моего изумления увеличилась в разы после прочтения писем, обращенных душе Макпал.
Словно сложилась необычная ситуация… Несколько дней я пребывала в состоянии завороженного человека. Во мне сложилось не покидающее убеждение, что, рано покинув это мир, Макпал, тем не менее, стала самым счастливым человеком, осознание же этого лишило меня покоя. Я невольно позавидовала ей…

Душа омертвела, я же живу,
Место для ее покоя день и ночь ищу.

Вспомнила свой стих, рожденный в периоды моих душевных потрясений. Живя и дыша трепыхать во власти непреодолимого желания покинуть бренный мир…
И чтобы высвободить себя из сетей неспокойного и хаотического состояния я начала писать ответы на письма Джулдасбая-аги, обращенные Макпал…
В то же самое время я ознакомилась с историей создания знаменитых произведений Джулдасбая-аги «Побег», «Амударья», «Ветер» и «Яблоко».
Творчество волшебно, жизнь полна таинственности. Они также загадочны и полны колдовства, что и судьба человека. Изящество и прелесть, красота, рожденные слиянием двух сердец.
Уход Макпал из этого мира и ее возрождение в вечных образах, созданных в скульптурах Джулдасбек-аги…
Это внутренний секрет, тайна ваятеля, которая ныне стала достоянием мира. Теперь нам становится понятным, почему творения Джулдасбек-аги обладают внешним сходством.
Сегодня я преклоняю голову перед Великим Человеком, создающим целый мир в существующем мире. Преклоняю голову перед великим и неповторимым искусством. Чувствую себя обязанной перед душей Макпал, этого создания, которое юным покинуло этот мир, чтобы возродится и навеки вернуться в него…
Несмотря на то, что она не была творцом, однако смогла стать источником несравненного света, неиссякаемым родником вдохновения, полноводной рекой…
Я бесконечно счастлива, что вношу свою лепту любви в это бурный поток. И если я потревожила душу Макпал, прошу ее простить меня. И да бережет Всевышний душу Макпал, силой которой питался великий и неповторимый скульптор Джулдасбек Куттымурадов, создавая свои творения на священной земле Узбекистана. И да смилостивиться он над ней, даруя вечное блаженство ее душе.
Теперь хочу сказать несколько слов о своеобразных гранях творчества Джулдасбек-аги.
Невзирая на то, что в душе Джулдасбека-аги властвуют бодрость и бури беспокойства, спокойствие и умиротворенность в созданных им образах являются характерной чертой его творений. Мастер сторониться воздействий извне и резких проявлений, выставляемых напоказ. Почти все персонажи его произведений изображены в состоянии безмятежности и душевного равновесия. Его образы призывают зрителя не к диалогу и беседе, они обволакивают его чувством, зовущим к самопознанию. Эти образы исполнены наличием внутреннего чувства и воображения. И было бы неверным лишь с этой точки зрения оценивать его творения, обвинять их оторванности от современности и закостенелости. В произведениях Дж. Куттымурадова всегда и четко прослеживается ясность национальных красок, чувствуется прочная взаимосвязь народного творчества каракалпаков, узбеков и казахов.
Как-то в нашей с ним беседе, Джулдасбек-ага поделился со мной: «Я очень уважаю М. А. Врубеля, среди русских художников он мой самый любимый мастер. А произведения Леонардо да Винчи, в особенности, созданные им образы женщин всегда притягивали меня». Также, особняком в его приоритетах находятся искусства Древнего Египта и Древней Греции, о которых он говорит: «Искусство этих древних народов питается не только интуицией, но и создается на основе точнейших математических расчетов». И искусство ваяния Кампучии также не может оставить его равнодушным. В личной библиотеке мастера можно увидеть довольно большое количество произведений, посвященных Древнему Египту, Древней Греции, Древней Индии, Японии, Китая и Индонезии. Книги – это постоянные спутники скульптура, опытного художника-реставратора Джулдасбека Куттырудова, на протяжении многих лет живущего непрерывными поисками на пути обогащения художественной культуры Каракалпакстана и всего Узбекистана.
Уважаемый читатель!
Я искренне верю, что посредством этих возгласов и отголосков тайна души художника найдет свое отражение в ваших сердцах.
Ибо если это случиться, Вам улыбнется счастье быть навеки единым целым с великим и знаменитым скульптором нашей Родины.
 

       ***
       ВОЗГЛАС

Пусть паду я искупительной жертвой перед именем твоим… Моя Макпалай!
Твой портрет предо мной. Хочу описать красоту твою, не найду слов, очи твои источают не слова, нет, а светлый луч, озаряющий меня. И только сейчас понимаю и чувствую, что глаза не для того чтобы видеть – они сами источник света…
Досадую, что не дано мне было соединиться с тобой, жить с тобой. Ведь ты для меня луна, что чарующе нависла у горизонта. А можно ли обнять луну и прижать к себе?
Милый стан твой!
… Ты ушла, не обернувшись. А перед этим взгляд мой нашел тебя среди горстки девушек. Как-то екнуло сердце, будто сраженное молнией. А что так подкосились ноги, словно от дрожи земной?
Ты уходишь… Нет, ты словно воспарила над землей, плавно уносясь от меня, как сам ангел.
Слуха моего коснулся шелест эха:
Художник! Ты влюблен не в ангела, а в саму Деву Марию. Теперь же душа твоя полна печали и скорби по поводу неисполненного желания.
Не горюй! Счастье твое в том, что увидел ты ее. Ныне ты напишешь ее портрет. И она останется бессмертной Мадонной. Не переживай, что не смог воссоединится с ней, перенеси красоту, представшую перед очами твоими на тысячу лет. Сменяются времена, каждую эпоху появляется новое поколение. И вот тогда никто не спросит тебя: «Ты ее написал? Удостоился ли ее поцелуя? Приник ли к ней?» Никому до этого не будет абсолютно никакого дела.
Людей покоряет красота, сошедшая на поверхность пергамента с твоего сердца по мановению волшебной кисти мастера. Потрясает их. Это твоя любовь, значит, ты живешь.
Любовь твоя бессмертна, она вечна.
Этот возглас не вверг меня в замешательство, наоборот, словно рассвет озарил мою сущность, сняв пелену с моих глаз. И куда не кину взор – будь то на облака, деревья или землю – всюду вижу образ твой. И огромный валун, и гладь воды, и ствол могучего турангыла несут в себе отражение твоего лика.
Прелестные очи твои… Слышишь ли ты меня?

ОТГОЛОСОК

Дорогой мой человек!
Ваши слова обращены ко мне? Не верится! Мне, скорбящей девушке, сердце которой сжато оковами печали, а радость этой девушке посылается свыше лишь в долг! Я была уверена, что в мире этом нет человека, который проявлял бы ко мне заботу… Проявление ли любви кроется в ваших словах, правда ли это, неужели в моем облике, глазах, одинокой душе притаились признаки красоты, достойные вашего описания…
Ох! Эта жизнь, бытие, эта судьба…
Почему он так «возносит» меня? Ведь я всего лишь смиренная девушка, которая если и улыбнется один день, то следом целые десять дней проливает горькие слезы. Нет, я не верю, я боюсь верить. Ибо бесчетное число моих надежд и стремлений были сведены на нет. Ведь именно поэтому, сознавая, что никому нет дела до меня, до моих желаний, решила покинуть я этот мир.
К одному человеку я испытывала любовь, которую можно сравнить лишь с любовью к Аллаху. Дала ему свою жизнь и любовь, но не нашла ответа. Неужели теперь эта любовь появилась в вашей душе… неужели она есть. Неужели есть Вы!
Жизнь много раз обманывала меня. Всякий раз, доверяясь, осознавала, что оказывалась обманутой. Мне не довелось познать материнской любви. Когда она покинула нас, я была еще младенцем. Может именно поэтому никто не смог проявить любви ко мне. Я любила отца. Однако как мне объяснить, что на протяжении всей жизни я не услышала от него ни одного теплого слова, не почувствовала ни одного родного душевного порыва!
Все думают, что я умерла. Однако я каждый божий день на рассвете выпадаю росой на листья цветов, покрываю собой нежные ветки ив… А с восходом, под действием нарастающего тепла солнца испаряюсь и белым облачком возношусь на небо. И с высоты своего полета я во всей красе лицезрю нашу матушку-Землю. Временами выдаю теплым дождем, иногда вновь, словно перышко, белым облаком стелюсь по горизонту.
Несмотря на то, что не познала любви, не могу покинуть Землю, поверхность которой я познала своей поступью… Теперь я понимаю скрытое знамение. Ведь на Земле есть Вы!
… Вы проявили и проявляете ко мне такую любовь, я же не знала об этом. Ведь люди в своем обыкновении так безразличны к окружающим. И я много раз пала жертвой такого безразличия.
Я изумлена вашей любовью, да так что путаю слова. Я не хотела сказать, что люди черствые. Они просто не могут разглядеть скрытый в себе прекрасный мир, и именно поэтому их глаза застланы плотной завесой безразличия….
Этот мир – мир духовности, простирающийся вечность… Если бы духовность не была вечной, разве смогла я, с иного мира общаться с вашей душой…
Могла ли услышать Вас, почувствовать вашу любовь…
Человек мой родной!
Я тот человек, который видя, как его любовь осыпается словно лепестки цветов и затем самым жестоким образом растаптываются, стремится покинуть этот мир… Надежды и вера мои были сведены на нет… Если моя любовь безответна, если за преданность мне платят страданиями и посягательством… Этот мир стал для меня тьмой. Душа моя стонет, сердце сжимается, я страдаю, и осознаю – чтобы спастись, необходимо покинуть его. И чем больше я осознаю необходимость этого шага, тем легче становится дышать…
Теперь меня здесь нет. Я покинула этот лживый и лишенный любви мир, словно внезапно сорванный с дерева лист… Теперь мне все ясно. Я, как вы сказали, не месяц на небе, а невидимый, прозрачный и хрустально-чистый свет. Он виден лишь тем, кто понимает меня, верит в меня, проявил ответную любовь ко мне и внял моим страданиям…
Вы обладатель неземного дара. Однако вы сами об этом не подозреваете! Чувствуете ли вы прозрачный свет, что мелькнул возле вас? Это я. Вы видели меня лишь однажды. Говорите, что в зрачках моих вы увидели свое отражение. Словно мой взгляд раскрыл вам мой внутренний мир. Даже по прошествии многих лет вы можете меня видеть. Чувствуете прозрачный луч, я же в свою очередь радуюсь, что могу вам даровать вдохновение и силу. Вы уподобили меня Деве Марии. Ведь она мать Христа. Я никто перед этой святой женщиной, е терпением и волей, проницательностью и умом…
Дорогой мой человек! Поражаюсь вашим словам. Все равно раб божий поступает, как ему и предписано свыше. Ваши слова касаются моего слуха, напоминают мир, который я покинула.
«Не сожалею, что не разделил с тобой ложа».
Разве не эти понятия запятнали грязью ваш мир, превратили род человеческий в пошлое чудовище. Ведь человек есть высшее существо! А любовь – высшее чувство! Его нельзя схватить руками и потрогать. Его познают лишь сердце и душа.
Сможете ли вы постичь мою душу? В своем сердце я сберегла для человека, который молился моей любви, словно перед священной Каабой, следующие строки. Вы понимаете меня? Если я потеряна в сомнениях, прошу простить меня, вот эти строки, обращенные Вам…

Как не могу донести до Вас своей души,
И точно так же я бессильна объяснить словами.
Не требуйте разъяснить суть стихотворения
Ибо безгранично оно и не знает предела своего.
Каждый из нас видит в нем свои страдания
Затем же, шире распустив крылья
Взлетает либо в небеса надежды, либо отчаяния
У тысячи людей, что прочитали этот стих
Тысячи мыслей рождены в сознании
Ибо строки мои не есть всего лишь слова
Они – явление чрезвычайное…

ВОЗГЛАС

Душой твоей дышу, живу я, моя возлюбленная, ангел мой!
Может и совершил я множество грехов в этой жизни. Самый же большой из них кроется в том, что очень я восприимчив к прелестям его… Однако, увидев образ и лик твой, смог обуздать свои желания, и отвернулся от любви бренного мира. Ты подобна белоснежному лебедю, благородно рассекающему воды озера. Я же жаворонок, что сплел свое гнездо в ветвях турангыла, я тот жаворонок, что взмахивая своими крыльями и щебеча, стремится к тебе. Мне не быть лебедем, тебе не стать жаворонком.
Я изумрудный весенний покров степной, ты голубой небосвод, что раскинулся безбрежно надо мной. И чем больше устремляюсь к тебе, тем сильнее та сила, что тянет меня вниз. Милая моя, ты ведь Луна, как же мне обнять тебя. Терниста дорога любви! Я избрал этот путь, твою боль и любовь. Я не думаю о том, рядом ли ты со мной или нет тебя, образ стана твоего навечно запечатлен в сердце моем. Желание мое не в том, чтобы прижать тебя к себе, а заветной целью моей является стремление запечатлеть твой сияющий и бесподобный лик и вручить его в руки вечности. И пусть скажут через столетия, что это Мона Лиза, сотворенная Леонардо да Винчи, а вот это – Макпалик, изваянная Джулдасбеком. Я бесконечно верю, что придет день, когда я вознесу тебя на пьедесталы, где источают свой божественный свет Мадонны, и буду удостоен твоей вечной любви. Не суждено нам быть вместе на этом пути, предначертано лишь сгореть дотла...
Предо мной сейчас твой портрет… И чем внимательнее всматриваюсь в него, тем сильнее он наливается жизнью, оживает таинственным образом…

ОТГОЛОСОК

Дорогой мой человек! И вновь вы лишаете меня покоя. Вы, находясь в другом мире, проникаете в мой мир, причиняете мне душевную боль. Позабудьте меня! Я не достойна вашей божественной любви. Я, не стерпев лжи бренного существования и покинув свою телесную оболочку, не знала о вашем существовании. И в этой растерянной душе нет ныне места безмятежности. В той жизни я не смела никому донести свою боль. А тот, к кому я испытывала любовь, не смог понять меня. Сейчас я говорю вам: я люблю его и поныне, а он позабыл меня давным-давно, живет полнокровной жизнью, предаваясь всем мирским радостям… Раскрываю вам душу свою, и как известны для меня ваши душевные состояния, сердечные миражи, точно также станут открытием для вас душевный трепет той одинокой девочки, которая жила на земле, а ныне парит на небесах.
 

ВОЗГЛАС

Мой небесный ангел! Прошло двадцать лет. Я жил только тобой. Ты дарила мне силу, была для меня олицетворением изящества и радости…
Трудно передать это словами. Все эти годы я заворожено смотрел на твой портрет, а сердце мое не в силах обуздать силу волн, рокочущих в моей душе, призывно зовет тебя. Я не хочу беспокоить твой дух, лишь желаю, чтобы ты смогла осознать и почувствовать в лучшем мире всю красоту и прелесть райских цветов.
Вот, любимая, ты изображена на белой поверхности мрамора норовистой волной Амударьи, твой прекрасный образ чудесно похож на ласковую гладь реки. Твоя красота в выставочных залах заставляет стыдливо краснеть шедевры Леонардо да Винчи – Мону Лизу, и царицу вселенной Нефертити. Они глядят на тебя свысока, а в душе, конечно же, воздают должное твоей красоте.
Как же мне не радоваться, раз мне улыбнулось счастье наблюдать при жизни рождение такой красоты. Ты покинула этот мир, я же возвел тебя в вечность… Каждый раз, разбиваясь об эту мысль, все сильнее и подробнее хочу знать причины твоего ухода. Кто твой любимый парень! Достоин ли был он тебя…

ОТГОЛОСОК

… Дорогой мой человек!
Вы совершенно лишили меня покоя! Заставляете страдать меня. Я слышу Вас, я чувствую Вас… Вот она, я! Я на кончике кисти. Растворена средь красок. Моя душа пленница ваших беспокойных чувств…
Парень, которая я любила!
Он разбил мое сердце и измельчил эти осколки.
 
Теперь я зелень травы! Меня касаются ваши ноги, иногда я желтею, высыхаю, но приходит время и вновь наливаюсь свежей силой изумрудного вдохновения.
 
Ныне я стрелолистая ива! И в той своей жизни я очень любила иву. Ибо, с самым близким и любимым другом мы ухаживали и лелеяли ивовый росточек, подпитывали его водицей, собирали вместе опавшие листья. А ее сильные и крепкие веточки напоминали мне руки моего друга. Друг забыл эти мгновения. Я же не могу позабыть иву. Каждую осень моя душа желтеет вместе с листвой ее, опадает к ногам Друга. Он этого не замечает, не знает…
А когда идут дожди, в тот самый миг, моя душа заплетает нежные косы
Не смейтесь, прошу вас.
Желая разделить мои страдания, не переставая маните мою душу в тот мир. Мои образы ложатся на поверхность камня. С грустью смотрите в мои глаза, и не можете высвободиться от оков уныния. Оно вяжет и окутывает вас. Щедрость Аллаха безгранична. О, Всевышний! Почему ты создаешь рабов своих, и сам же разделяешь их. Почему душа моя устремлена не к тому, кто полыхает в пламени чувств, а к тому, кто позабыл меня давно, пытается воскресить его воспоминания, разбудить его сердце.
Прошу простить меня, друг мой художник! Какими-то чертами мы с вами схожи. Я любила, но не была любима, Вы же любили меня, а вот я была в неведении.
Вы лучше узнаете любимого мной человека. Я сберегла его в глубинах своего сердца, перенесла в этот мир. Я любила его, люблю и ныне, душа моя не знает покоя, кружась вокруг него. И хотела вас просить – а смогли бы вы вырезать на камне не мою красоту, а мое беспокойство? Я вглядываюсь в Вас сквозь радугу цветов, сквозь кисть… Обращаюсь к вам с мольбой…

ВОЗГЛАС

Макпал!
Как это трепетно осознавать, что твоя душа затаилась в кисти. Глядя на тебя, чувствую безграничную голубизну неба. Хочу лечь на изумрудный ковер зелени, что покрыл просторы степей, хочу вдыхать их полными легкими. Хочу вслушиваться в веселый стрекот кузнечиков, притаившихся средь полевых цветов. И во множестве птиц, что семеня по полю, взмывают ввысь, вижу тебя.
Вот, веет издали, со стороны далекой речки влажный нежный порыв ветра, и касается твоим дыханием полыхающее углем лицо мое. А выстроившиеся берега белые тополя, стрелистолистые и плакучие ивы своей листвой напоминают твои чудесные косы. По правде говоря, признаюсь, красоту я ощущаю лишь с твоей помощью…
Милая моя красавица! Услышав весть о твоей смерти, потонул в тьме, что охватила мое сердце. Земля перестала вращаться вокруг своей оси, все живое замерло.
До моего слуха донеслось: «Ты не чувствуй себя одиноким. Прислушайся к сердцу. Оно бьется. И если слышишь, оно бьется в ритме имени твоего: Макпал, Макпал. Следовательно, красавица жива. Раз я живу в этом мире, значит, она не умрет. Ты вложи всю ее прелесть в образ Афродиты, которую собираешься перенести на камень».
Вот что называют вечной любовью молодости, бесконечной радостью и воодушевлением.

ОТГОЛОСОК

Сегодня я парю на крыльях ветров над волнами Амударьи, похожими своим нравом на охватившее меня волнение. Я впервые повстречала здесь человека, которому отдала свое сердце. В душе моей открыл ворота широкий и светлый мир. Он показал мне реку, научил волноваться как волны реки, вручил меня миру любви, сам же, окунувшись в мирские дела, совершенно забыл о моем существовании. А душа моя сегодня вновь непрестанно разыскивает его на берегах реки.

ВОЗГЛАС

Ангел мой!
Я чувствую нежное прикосновение твоей поступи, легонечко колышущей зеленый покров. Я чувствую своей кистью движение твоих нежных ручек… Твои глаза, прелестные ресницы… Милая моя красавица…
Вот уже пять лет прошло с того дня, как я воплощаю твой непередаваемый образ в теле дерева-урючины. Далекой осенью, в один из прекрасных, полных цветов природа я пришел на берега Амударьи.
Там возвышается старинная крепость Чилпык. Возле его стен, на краяю раскинувшегося сада обнаружил я старую яблоню, выкорчеванную с корнем. В ее грубой и шероховатой плоти мне привиделся сказочный облик твой. Глаза твои полны слез…
Я унес яблоню домой. Со всей любовью начал я воплощать на нем твой образ. Глаза твои полны картины волн речных. Они то уносят меня на середину реки, то вновь выносят к берегам. Именно поэтому я решил назвать твой образ Амударьей. Видевшие его не могли оторвать свой взгляд и спрашивали меня.
– Почему во всех своих творениях, будь то дерево, глина или камень, вы изображаете один лишь лик? Я молчу. Ибо по мере того, как начинаю разъяснять им, осознаю, что все равно не смогу донести до них всю глубину таинства…
Осень… Листопад моих чувств, мои страдания и переживания, волнения и уныния. Осень… по каким тропам я ни иду, а под ногами все слышу стон листвы.
В отражении их золотистой желтизны мне все время видится твое залитое светом доброе лицо…
Однажды, собираясь вкусить спелое, наливное яблоко, вдруг со всей явственностью почувствовал горячее дыхание, словно исходящее из твоих губ…
О-о-х… послышался мне глубокий вздох. Я с нежностью прижал яблоко к груди.
Милая моя Макпал, прости меня, еще немного, и я нанес бы тебе боль своими зубами… Глаза мои налились слезами…


ОТГОЛОСОК

Осень царит повсюду. Каждое утро землю накрывает легкий туман. Приходилось ли вас ранним утром наблюдать листья, сбившиеся в кучу? Они словно людские страдания, которым не нашлось места в душе… Я волнуюсь… Вы говорите минуло двадцать лет, пять лет… Я же в силах чувствовать лишь мгновения, пролетающие с быстротой молнии…
Сегодня я опускаюсь вместе с туманом… Вы вновь отнимаете мой покой… И я видела ту урючину. Когда она понемногу стала сохнуть и старый садовник подумывал выкопать ее, я тут же забралась в нее…
Мой друг ваятель!
Не удивляйтесь. Тайны мира мне видятся немного яснее, чем вам, известно многое. Скажу вам одно – ничего в этом мире, вселенной не исчезает бесследно…
И любовь, и зло, и верность, и вероломство, и истина, и ложь, и счастье и горечь разлуки…
Моя любовь тому свидетель… Она хотела жить вечно. Мечта и любовь, не найдя себе место в Вашем мире, перенеслись в мир другой. И любовь мою смогли найти Вы, а не Друг, которому я отдала свое сердце.