Вторая лекция Далай-ламы. Начало

Валентина Томашевская
Вторая лекция Далай-ламы.
- Люди на Западе имеют древние духовные традиции. Я считаю: лучше, безопаснее следовать собственной традиции, а не менять ее. И зачем менять религию? Это создает сложности. Если у кого-то есть предрасположенность к другой традиции, вы должны через сердце обдумать это и если вы находите это решение более правильным, подходящим для вас, вы можете принять его. И в этом случае не следует критиковать свою прежнюю традицию для того, чтобы оправдать свое решение. Этого следует избегать. Все духовные традиции имеют равный потенциал и эти традиции служили человечеству в прошлом и будут служить в будущем, принося большую пользу. Поэтому, если окажется, что традиция больше не удовлетворяет вас, то это ваше личное дело, это не основание для того, чтобы критиковать свою традицию.
- Кто считает себя буддистом? – обратился Далай-лама к присутствующим,- поднимите руку.
Поднялось не так уж и много рук.
-Прежде, чем начну говорить, совершу краткую молитву по-тибетски, - сказал Далай-лама.
Эта молитва имеет дело с тремя главными темами буддизма: во-первых, это почитание Будды, учения и общины, затем указание на непостоянство, взаимозависимость, пустоту и устранение страданий у всех существ.
В этом мире в прошлом, 2-3 тысячи лет назад возникли многие религиозные традиции.
И главное послание всех религий было одно и то же: все они несли любовь, сострадание, но с точки зрения философской, теологической системы они были различны. Мы могли бы классифицировать эти религии на две большие группы:
Первые основаны на вере, принимающей сущее, Бога Творца, другие – на принципе существования. Эти две большие группы могут быть классифицированы и по другим признакам:
- Признание существования после смерти.
- Не признание существования после смерти
Религии, которые могут признавать жизнь после смерти, тоже делятся на две части.
Первые признают существование после освобожения или нирваны, вторые не признают.
Те, кто верит в особождение или нирвану, тоже делятся на две группы: первые считают, что освобождение является самостоятельным физическим явлением.
Другие считают, что освобождение – это просто особое состояние сознания.
Буддисты верят, что освобождение – это свойство или состояние сознания.
Среди тех, кто признает освобождение или нирвану, есть те, кто признает существование души, «я», всепроникающей сущности.
Другие группы не признают существования «я». Буддисты отрицают существование частей «я», которое является всепроникающим. Среди буддистских философов есть те,
 Кто считает, что поток сознания прекращается, а есть философы, которые считают, что поток сознания не прекращается. Буддисты, по тому, как они разрешают вопросы по своей душевной предрасположенности, делятся на четыре направления, школы:
вайбхашика ( от названия труда Великий комментарий – инет), саутрантика (название этой школы происходит от слова «сутра») читтаматра (тиб. Сем Цам, букв. Только Ум), матхетика.
Эти школы имеют различные философские воззрения. Все они происходят от учения самого Будды.
Но почему возникают различия? Возможно, из-за того, что для разных людей с разными ментальными предрасположенностями нужно излагать учение по-своему.
По этим же причинам возникают и другие религии.
Основы учения Будды – это четыре благородные истины, которые Булла изложил, когда впервые повернул колесо учения. Будда передал это учение, исходящее из его собственного опыта, потому что понял, что все мы стремимся к счастью и не хотим страдания, потому что переживания счастья и страдания связаны с нашей повседневной жизнью, они не возникают без причин и условий. Причины и условия должны соответствовать друг другу.
Будда учил, что существуют страдания, причиной которых являются действие и отрицательные эмоции и учил тому способу, которым мы можем избавиться от страдания и достичь счастья.
(продолжение следует)