Лекция Далай-ламы. Побуждающая карма

Валентина Томашевская
Будда учил, что существуют страдания, причиной которых являются действие и отрицательные эмоции и учил тому способу, которым мы можем избавиться от страдания и достичь счастья. Объясняя эти четыре благородных истины, Будда изложил извсетную схему взаимозависимого возникновения. Сначала возникает неведение, затем отрицательное действие, третье – сознание, в котором проецируются
эти действия. Страдания являются результатом нашего отрицания, эмоций и действий.
И чтобы остановить страдание, надо действием, старанием, используя причино-следственные схемы устранить отрицательные эмоции. Если мы сможем обнаружить движение этой схемы в обратном порядке, то мы сможем остановить отрицательные эмоции и дурные действия, освободиться от страдания. Таким образом исчезает страдание. Четыре истины говорят, по-первых, о страдании как о непосредственном опыте каждого, но не только чувство страдания - более глубокие уровни его.
Есть три типа страдания. Что для нашего опыта головная боль? Больше всего мы страдаем от изменчивости, которая состоит в том, что все предыдущее превращается в нежелательное. Другой тип – обусловленное страдание – это характеристика самого природного перехода, борьба на уровне отрицательных эмоций, идущая к карме.
То, что исходит из отрицательных эмоций и кармы, всегда неправда, всегда приносит страдание. Для понимания существования страдания и страдания изменчивости: объяснялись как переживание несчастья и переживание счастья, которые постоянно меняются, имеют тонкий характер.
Когда мы говорим о второй благордной истине- происхождение отрицания, то есть две причины страдания:отрицательные эмоции и отрицательные действия. Здесь главное – отрицательные эмоции. Когда мы говорим об этом – это означает снять такие состояния. Существует много таких состояний сознания. Одни положительные, другие – отрицательные. Когла мы говорим об отрицательных эмоциях, это такие состояния сознания, которые возникают в нашем уме, приводя весь поток сознания в возмущение, в поток отрицательной энергии, лишают наше сознание мира и покоя.
Отрицательные действия. Они должны пониматься в рамках причинно-следственной связи. Два типа явления: одни постоянные (что не изменяется) и не постоянные (изменяются в результате причин и условий), они зависят от них (от первых?).
Изменяя причины и условия, мы можем зменить явление. Этот процесс формирования причин и результатов вполне естественен, он относится к природе вещей. В этом общем законе причино-следственных связей мы говорим о двух причинах страдания:
отрицательные эмоции, в результате которых испытываем страдание, и эти переживания переходят в то, что мы называем грехом – особый неприятный вид переживания страданий. У когда говорим о карме - отрицательные действия, то мы говорим о том, как отрицательные действия совершаются в результате отрицательных эмоций, приносят свои дурные плоды. Отрицательные действия как источник страдания. Они мотивируются отрицательными эмоциями, которые в свою очередь являются особыми ментальными факторами, вне нашего сознания. И этот процесс является сущностью кармического процесса. Когда ментальное действие включается в действие, то происходит два типа действия: умственное и физическое. Это два типа кармы. Возьмем пример, два объекта: ваш друг и ваш враг. Когда ваш ум занят вашим другом, вы чувствуете близость. Это умственный фактор, когда включается объективное понимание, как приятное – друг.
 Возникают отрицательные эмоции – привязанность, предвзятость. Вы ее выражаете в форме слов, физических действий, приближенных к вашему другу. Эти два действия – словесные действия и физические – мотивирующие факторы – это побуждающая карма.
Когда вы видите врага, то вы используете ненавистные слова и просто злые, физические действия агрессивны. Эти слова и физические действия говорят о возникновении отрицательных эмоций, переходящих в физическую неприязнь, ненависть, то возникают они от неведения относительно реальности.
Философские школы будут представлять это по-своему.
Высшая школа – матхематика – использует логику и разум и с ее точки зрения неведение – это ложное представление о реальности. Так как в данном предмете реальность является обозначениями нашего ума, возникает отрицательная эмоция на основании неведения и представляет объект ненависти отрицательным, и мы начинаем
испытывать ненависть к нему.
Представляя объект привязанности, существующий самостоятельно, независимо, мы начинаем испытывать привязанность к нему.
Из-за неведения различные типы отрицательных эмоций и возникают. В форме ненависти, привязанности и т.д. они побуждают к отрицательным действиям, которые приносят свои плоды.
(продолжение следует)