Лекция Далай-ламы. Природа сознания

Валентина Томашевская
Но некоторые думают, что эти действия кармы не существуют до того, как они произвели результат. Возникает отрицание эмоциональной речи, действия. Как тогда мы совершаем негативное действие? Оно является совершившимся. Когда действие совершенно исчезает, но остаются отпечатки. И они остаются в нашем сознания и оно передает эти отпечатки в будущее, когда они начнут нас побуждать к новым действиям и эти новые действия и станут плодом действий, совершенных в прошлом. Когда мы говорим об этих отпечатках, мы можеи прояснить это на примере. В начале нашей жизни у каждого из нас есть какие-то переживания, которые мы испытали несколько дней назад. Мы вспоминаеи, но мы не об этом говорим. Мы говорим о тех переживаниях, которые могут быть и сегодня, и вчера, но которые мы не помним, но которые оставляют отпечаток в потоке сознания. И когда мы испытываем неудобства, неприятности, это может быть результат действия этих отпечатков, сохраненных в нашем сознании.
Действия, оставляющие отпечаток на потоке сознания, говорим мы, но что такое поток сознания? Это не физический объект, не имеет физических свойств, эти переживания не являются физическими, поскольку относятся как к внешним, так и внутренним объектам.
Ум - это не физическое в соотношении переживания- характеризуется свойствами ясности и способностью воспринимать. Существует много уровней сознания. Некоторые состояния возникают от физических действий. Но если вы попытаетесь
Рассмотреть истиную природу сознания, то корни его и находятся в этой светоносной ясной природе сознания, откуда и происходят все остальные состояния сознания, более тонкие и более грубые.
Когда мы говорим о коренной причине сознания, то она чрезвычайно тонка. И для того, чтобы доказать непрерывность сознания, мы можем напомнить о том, что...
Пациент излагает свои переживания врачу, психоаналитику и иногда эти переживания могут простираться и в прошлую жизнь. Некоторые дети хорошо помнят о прошлой жизни. В Индии, например, две девочки имеют по две пары родителей: из этой и прошлой жизни. Их воспоминания были настолько живыми, что родители из прошлой жизни считают их своими детьми. Некоторые ученые исследуют эти явления.
Еще одним доказательством непрерывности сознания является тот факт, что чем больше мы анализируем сознание, тем больше мы входим в его содержание.
Есть особая тренировка в медитации, когда мы начинаем записывать улучшение когнетивных способностей.

 Маленькое отступление от лекции – путешествие в слово когнетивный:
 эмоционально-когнетивный,
 теория «когнетивного диссонанса» -
понятие, впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения конфликтых ситуаций. Теория «когнетивного диссонанса» - одна из «теорий соответствия».
Когнаты (латинское kognatus– кровный родственник)- в древнем римском праве – кровные родственники по мужской или материнской линии, не находящиеся под властью главы данной семьи, сравни: агнаты.
Агнаты (латинское agnatus – родственник по отцу ) – в древнем римском праве- все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью путем брака или усыновления (правовая группа, в отличие от когнатов); в праве германских народов – кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии.
Агни (санскр.agni) – огонь
Интересный экскурс в историю слова, думаю я, вероятно, одна из причин непонимания людьми друг друга кроется в родственных связах, в признании и непризнании, докатываясь, сгорая и очищаясь в этом «агни»).
Продолжение лекции Далай-ламы.
Есть особая тренировка в медитации, когда мы начинаем записывать улучшение когнетивных способностей в результате практики и это приносит больше ясности воспоминаниям, в том числе и о прошлой жизни. Иногда можно понять, что произойдет в будущем. Это факты. Будущее – объяснить это – непрерывный поток сознания.
Сознание имеет свои причины и условия. М в том случае, когда говорим о сознании, так основной причиной и является само сознание, потому как в случае , когда рассматриваем материальные явления, их основной причиной является материя.
Вот так происходит с непрерывным сознанием. Это объясняет и то, когда обращаемся в прошлую жизнь, где накопленная отрицательная карма в виде действий, как она оставляет отпечаток, активизируя, принося результат в нашу нынешнюю жизнь, мы переживаем плоды наших поступков, совершенных в прошлых жизнях.
Поэтому можно подвести итог: неведение является причиной страдания. И пока есть неведение, то есть и все три вида страдания.
Вопрос: можем ли мы избавиться от неведения? Как мы можем уменьшить его? И страхи, и привязанности, гордыню? Благодаря определенным тренировкам.
Для этого мы используем усиление противодействующих факторов сил. Например, увеличивая сострадание, уменьшаем негатив.
Внешние вещи подобны внутренним процессам. Например, отношения любви и ненависти противопоставляем друг другу. Увеличивая одно, можно уменьшить другое.
Но возможно ли полное устранение неведения? Древние индусы мыслили, что пока остается сознание, остаются и отрицательные эмоции. Буддисты – нет.
Конкретно отрицательные эмоции возникают в сознании, но по природе наше сознание и отрицательные эмоции часто возникают в повседневной жизни и привлекают ревность. Но не весь день с утра до вечера. Например, ненависть является непрерывной частью нашего сознания, мы поступаем так, чтобы жить. Тогда никто не смог бы чувствовать переживание прощения. Ненависть проходит. Ее природа и природа сознания различны. Есть противодействующие эмоции, но нет противодействия, противоядия самому сознанию. Не существует силы, противопоставленной самому сознанию. Сознание подобно пространству – нет противодействия пространству.Таким образом, вопрос состоит в том, каково же противоядие против неведения?