Входит свободный человек

Геннадий Аристархов
Тому Cтоппарду, который меня совсем не знает,
       И моим друзьям, которые меня знают прекрасно,
       посвящается…


       "Входит свободный человек."
       Микропьеса в стихах, с одним действием и финалом
       К.Г.М.

       Действующие лица:
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.
ПЕРСЕФОНА- жена главного героя.
ЛИНА- их дочь, 16 лет.


Небольшая комната: книжный шкаф, диван, обеденный стол, телевизор и непонятное сооружение. На диване на животе лежит Лина, перелистывая журнал. У изголовья играет магнитофон. Персефона сидит за столом, подперев голову руками: читает книгу. Телевизор также включен, но громкость приглушена. В расстегнутом пальто появляется главный герой. Он изрядно пьян. Подходит к дивану, выключает магнитофон.

ГЕРОЙ. Баста, карапузики,-кончились танцы.
Вошел свободный человек!
Свободный, как вдова американца,
Или, как наступивший век…

       Достает из внутреннего кармана пальто бутылку виски. Делает короткий глоток.

       Я ухожу от тебя, дорогая.
       И пусть на улице метели,
       И пусть судьба у нас такая,
       Что хорошо нам быть в постели;
       Но хватит. Все. С меня довольно.
       Сегодня все переменилось.
       Я в «Виадуке» был сегодня
       И вот что для меня открылось:
       Никто в мои не верил мысли,
       И птицы для меня не пели,
       И жижей становились брызги,
       Как будто вовсе не летели…
       Все. Хватит, бля. С меня довольно.
       Я в баре встретил Человека!
       И Ей читал стихи, невольно
       Она рукой прикрыла веки,
       Сказала, что я самый лучший
       И, что она еще доныне
       Не видела поэта круче!
       Я угощал ее мартини…

ЛИНА (продолжая листать )
       Мартини был, конечно, с водкой.
       Вот стерва. Кто она такая?
       Завис с какой-то идиоткой,
       Небось все деньги просандалил.

ГЕРОЙ Нет-нет. Не будем мы скандалить…
Да у меня и денег столько нету.
Ну, чтобы с нею просандалить.
Она редакторша газеты:
Не то, чтобы совсем центральной,
Но тоже очень-очень важной.
Ли-те-ра-тур-но-музыкальной…

       Вместо окончания строфы делает глоток из бутылки.

       Хотите нет – хотите верьте,
       И даже можете смеяться,
       Как настоящий литератор
       Я буду там публиковаться!

ЛИНА (Закрывая журнал и приподнимаясь на локтях)
Сначала был ты математик,
Теперь ты, папа, стал поэтом,
А денег в доме не хватает
Ты думал ли когда об этом?
Ведь ты с образованьем высшим.
А толком сам не можешь даже
Ни инженером быть, ни рикшей,
Ни менеджером по продажам!

ПЕРСЕФОНА
Не смей с отцом в подобном тоне.
А ты, Герой, ты борщ есть будешь?
«Вампирский суп от Персефоны»,-
Ведь ты его так сильно любишь.
Так сам назвал его когда-то
И как дурак потом смеялся…
Теперь уходишь вот куда-то,
       Скажи, а где ты жить собрался?

ГЕРОЙ Жена, спасибо. Есть не буду.
Духовной я наполнен пищей
И, созданный на радость людям,
Я сам себе и принц и нищий.
Я – Человек. И я –свободен!
«Мой дом всегда со мной отныне»,
Так говорил сам Аристотель
И уносил свой скарб в корзине.

       Делает долгий глоток из бутылки и, окончательно опьянев, потупясь в пол, обращается к Лине.

ГЕРОЙ Ты все свою листаешь моду,
Сменила б лучше лексикон:
       Ты говоришь- «пошел-ка в жопу»
       Вместо: «Пройдите в афедрон»
       Все. Мне пора. Пора в дорогу.
       Пойду вот только соберусь…
ПЕРСЕФОНА
Пойдем я помогу немного.
Один не справишься, боюсь.

       Берет под руку Героя и они скрываются за дверью спальни.
Звонит телефон. Лина сначала не обращает внимание, потом , резко отбросив журнал, подходит и снимает трубку.

ЛИНА Да, алло, да, слушаю вас,
Говорите же, я вас не слышу…
Что?…На чем?…пошел ты в жопу Макс,
Какие еще к свиньям лыжи!

       Бросает трубку. Некоторое время ходит по комнате в задумчивости. Затем со всего размаху плюхается на диван, но тот неожиданно сильно, с пружинным треском, сбрасывает ее на пол. Начинает было плакать, но тут входит Персефона и ей приходится отвернуться к телевизору. Лина прибавляет громкость, слышен припев песни «Глюкозы»- «Невеста»:
Я буду вместо, вместо, вместо нее – твоя невеста…

       Персефона неторопливо подходит к телевизору и уменьшает звук.

ПЕРСЕФОНА
       Ну вот. Его я уложила,
       Так что шуметь теперь не надо.
       Пожалуй, выпью-ка я пива,
       Или немного лимонада…

       Возникает неловкая пауза, в течение которой, Персефона опять садится за стол, а Лина придвинув свой журнал начинает его рассеянно листать.

ПЕРСЕФОНА
       А что еще мне было делать…
Не знаю я. Не знаю что же
Такое все-таки случилось…
       Сам на себя он непохожий
       Вдруг стал. Стал весь такой неловкий,
       Такой растроенный какой-то…
       Со скорострельною сноровкой,
       Как револьвер системы Кольта,
       Я и решила тут. Специально
       С подругой встретилась одной,
       Мы с ней учились в Театральном,
       Она психолог неплохой.
       Ее я попросила… в общем,
       Мы обо всем договорились…
       И про редакторшу газеты
       И чтобы «все переменилось».
       Назавтра все он позабудет,
       Уж я-то это знаю точно.
       Но только вот теплее будет
       Ему теперь морозной ночью…

       Подходит к непонятному сооружению в комнате, достает оттуда бутылку пива. Лина перестает листать журнал, она сильно поражена, из-за этого размышляет вслух в прозе: «Ну ты, мама, даешь. Просто клево. А как же он завтра?…хотя все образуется…да и не это для папки главное…»

       Персефона все это время разглядывает бокал в который, видимо, собиралась налить пиво.Вспоминает какой-то случай.

ПЕРСЕФОНА
Ты знаешь, мне всегда с ним было
Так хорошо, так настояще,
Нам как-то денег не хватило
Ну… в ресторане…он блестяще
И грациозно подал руку,
Смеясь кивнул метрдотелю,
       Шепнул мне что-то про науку-
       Все было как на карусели…
       И посадил в такси у входа,
       Сказал, что завтра мне позвонит
       А утром я, не зная кода
       Стучалась в дверь его- откроет?
       А он в больнице был, укутан
       Весь в гипсы и бинты большие…
       Стучалась в дверь его я утром,
       Когда все сохнут мостовые.
       Он джентльмен был вот в чем дело.
       Не знаю, как тебе об этом…
       Я все равно бы не сумела…
       И знаешь, Лина, каждым летом
       Он все не находил покоя,
       Твердил стихи свои упрямо.
       Шутил- настанет ночь зимою
       И подадут нам одеяло!
       Давай-ка, Лина, мы с тобою
       Сейчас заварим вместе чаю,
       Но только тИхонько-тихОнько
       Не нашуметь бы невзначай нам.

       Уходит на кухню. Лина продолжает сидеть в прежней позе, затем берет телефон,набирает номер.

ЛИНА Добрый вечер, здравствуйте,
Алло, алло- Вы меня слышите?
Будьте добры позовите Максвелла,
Что Вы все в трубку дышите?

       С изменившимся голосом и размером стиха.

       Ах, Максвелл, это ты…
       Прими сердечный миль пардон.
       Была расстроена. Прости…
       А что такое «афедрон»?
       А завтра мы пойдем на лыжах?
       А что мне на себя надеть?
       Мне что-то плохо тебя слышно.
       Я и не думала реветь…

       Голос звучит все тише и тише. Свет постепенно гаснет.


       Финальная сцена.

       Свет неожиданно ярко вспыхивает. Зритель видит главного Героя сидящего за столом и пишущего эти строки. Голос из магнитофона, который Герой, отложив перо, включает.

       Внезапное настало утро
       Застав Героя пробужденье:
       И голова болела жутко,
       И страшно мучило похмелье.
       А солнце в комнате светило,
       Стараясь больше издеваться.
       На столике стояло пиво
       Для тех, кто мог туда добраться.
       Он приподнялся на диване,
       Нашарил тапочки рукою,
       Но промахнулся в них ногами
       И донадел их уже стоя.
       Подполз, и разлепивши губы,
       Он пиво в рот открытый вылил,
       Бутылка стукалась о зубы,
       В глазах круги цветные плыли,
       А за окном зима блестела
       На лыжах Лина с Максом шла;
       Старательно и неумело,
       Как лишь влюбленная могла.
       Сосульки на соседней крыше
       Так гордо и смешно висели:
       Не превратились брызги в жижу,
       А все летели и летели…
       На кухне Персефона пела,
       Творя домашние дела.
       «А в Театральный не сумела
       По конкурсу пройти она…»
       Подумал наш Герой, коснулся
       Ладонью взмокшего вдруг лба,
       Потом счастливо улыбнулся
       Так и не вспомнив про вчера.

       Бурные зрительские аплодисменты.
 Выходит Глюкоза, кланяется. Аплодисменты перерастают в овацию.

КОНЕЦ
 
       Приложение 1


       ЗНАКОМСТВО В «ВИАДУКЕ».
       (вечер накануне появления Главного Героя дома)

       Пустое кафе «Виадук». За одним из столиков сидит Главный Герой.
 Он занят составлением оптимальной пропорции смешивания коктейля.
 Подходит дама.


       Присаживайтесь. Здесь не занято. Прошу.
       Колготки только не порвите-
       Шуруп торчит… А я давно сижу
       Яичницу с беконом заказал, сказали: «Ждите».
       Обслуживанье, знаете ли, просто жуть…
       А водки не хотите ли с мартини?
       Давайте за знакомство, по чуть-чуть.
       Меня зовут…(он называет имя).
       Холодная закуска тут стоит.
       Да, можно в соус не макая.
       Мне что-то имя Ваше говорит…
       Ах, с греческого? Да, припоминаю.
       Вот Математика- царица всех наук,
       Однако же служанка Физики, представьте!
       И повторенье имени- лишь звук,
       Оно есть направленье, контур счастья…
       Не лучше ль нам стаканчик пропустить,
       А то я все твержу о непонятном.
       Вот и конъяк Вам принесли.
       За Ваше пью здоровье! Все в порядке.
       А? Что Вы говорите? Где лимон?
       Вон, рядом с Вашей грудью, (мило!).
       Я в смысле- левой. Посмотрите вон.
       А в соль не надо- это ж не текила.
       Так, говорил о чем бишь я? Ах да!
       О Физике. Конечно же феерия!
       Очарованье, странность, красота…
       Такая тонкая материя…
       Как вожделения предмет!
       Как бесконечный поиск истины!
       Нет. Вовсе Вам не комплимент.
       Это- квантовые характеристики.
       Давай-те ка еще мы по одной.
       Вам конъяку или мартини?
       Приятно посидеть вот так, с душой!

       И что б Вы там ни говорили…
       Нет, карты- нет. А женщины- всегда.
       С деньгами? Так себе. Не густо.
       С друзьями посидеть и выпить иногда,
       На утро, правда, что-то грустно…
       Какой конъяк? Люблю анисовую.
       Образованье? Высшее. Эколог.
       И хобби есть- стихи пописываю.
       Ха-ха. Вы правы. Да. Смешное слово.
       Вы что же, настоящая редактор?
       Какой газеты? Музыкальной?
       А почему названье- «Трактор»?
       Ага! Вот так! Оригинально!
       Давайте Вам прочту стихотворенье!
       Я не навязчив? Нет. Тогда…
       Ну наконец-то! Вот везенье!
       Яичницу…

       Читает стихи.

…поставьте вот сюда.

       А там еще кусочек был такой.
       Ну да и Бог с ним. Не случилось.
       Что? Хорошо? Как Главный мой Герой?
       Что образ Персефоны? Получилось?
       Вы что!? Меня публиковать?
       Ведь это: просто так литература.
       Мне доработать это надо, дописать.
       Сырая здесь еще фактура.
       Давайте с Вами встретимся потом,
       Мне надо кое-что уладить:
       Жене все объяснить, оставить дом,
       Обнять ее, по голове погладить…
       Она, Вы знаете, отводит так глаза
       Как бы задумываясь, размышляя…
       И образ странный вижу я,-
       Как будто на картине Тициана.
       Еще ее походка, как птенец,
       Который первый раз взлетает,
       Он вроде бы идет и, наконец,
       За миг до взлета- неземное представляет.

       Задумывается. Смотрит в бокал.

       Что? Вам уже пора? Сейчас?
       Куда Вы так торопитесь, ей-богу!
       Так значит завтра, здесь же, в тот же час.
       Пойду и я. Вот только выпью на дорогу…

       Дама уходит. Из внутреннего кармана он достает ручку и листок с текстом.
Перечитывает, шевеля губами и произнося некоторые фразы вслух, из которых
зритель понимает, что это за стихотворение. Производит кое-какие исправления.
Делает себе коктейль. Выпивает. Ставит точку.