Рассказ о Рексе

Алина Тарская
       

Мне кажется, что я не отношусь к числу больших любителей животных и произошло это по разным объективным причинам. Во-первых, мне часто приходилось переезжать с родителями из города в город, так как отец был военнослужащим, а потом уже по причине учёбы в институте и аспирантуре.Эти переезды нередко были связаны с жилищными и материальными трудностями, что не предрасполагало к обзаведению животными. Кроме того, я по специальности врач и мне ввиду профессии было хорошо известно, сколько различных заболеваний, прежде всего глистных и аллергических, связано с животными. Поэтому, когда я перебралась с сыном из Казахстана в Москву и оказалась в небольшой комнате в двухкомнатной коммунальной квартире, на просьбу сына взять щенка или котёнка я отвечала отрицательно, так как на лето мы обычно уезжали в Казахстан к дедушке с бабушкой, а с животными было бы трудно это делать.
       
Рекс появился у нас гораздо позже, когда мы получили двухкомнатную квартиру, сын Дмитрий вырос, закончил институт и женился. Жена его оказалась большой любительницей животных и они начали вдвоём меня уговаривать взять собаку. Но в малогабаритной квартире с небольшой кухней и крохотным коридором также трудно было бы содержать собаку, тем более что вскоре появился внук. Наконец, будучи в длительной командировке в городе Сосновый бор Ленинградской области, они, наконец, завели собаку породы кокер - спаниель и назвали его Рексом. Когда они вернулись в Москву, собаку, конечно, привезли с собой и в первое же лето оставили её вместе с внуком и со мной на даче. Так, я впервые стала близко общаться с собакой.

 Скажу откровенно, что для меня это оказалось большим удовольствием, тем более, что на даче места было много и содержать животное гораздо приятнее и легче, чем в городской тесной квартире. Рекс оказался очень понятливым и ласковым псом, с чёрно-бело-серой длинной шерстью, длинными ушами и красивыми, большими, карими глазами, взгляд которых был очень похож на человеческий. Хотя мы с ним были совсем недолго знакомы, Рекс быстро привязался ко мне и старался держаться ко мне поближе. Внук Роман (ему тогда было 7 лет) очень удивлялся этому, а я ему объясняла, что Рекс держится поближе ко мне потому, что я в отличие от некоторых не хватаю его за уши и за хвост, не вырываю ему зубы и т.д. Рекс сразу понял, что я серьёзный и спокойный человек и ему будет со мной хорошо.
Кушал Рекс тоже самое, что и мы с Ромой, так, что особых проблем с питанием его не было. Но поскольку я мало что знала о поведении собак, то многое мне приходилось открывать впервые.

Одной из особенностей Рекса было то, что вечером, когда мы собирались укладываться спать, он обычно садился на крыльце и не хотел сразу идти в комнату. Если я пыталась взять его за ошейник и затащить в дом, он, обычно такой ласковый и добрый, скалил зубы и рычал. Я не могла понять, в чём дело, отступала и заходила в дом, оставляя его на крыльце. Выглянув через некоторое время, я обнаруживала, что его нет, он куда-то убежал по своим собачьим делам. Я не могла заснуть, ждала его, через полчаса выглядывала, а он уже опять молча сидит на крыльце – не скулит, не царапается в дверь, а ждёт, когда я выйду и позову его домой. Через несколько дней сосед по даче Павел Васильевич, сказал мне, что у него кто-то каждый вечер опрокидывает мусорное ведро, тогда я поняла, по каким собачьим делам убегал вечерами Рекс.

Одним из сложных вопросов было устройство Рекса на ночь. Я знала, что мои дети, как и многие другие любители собак, приучили Рекса спать в своей постели. Я, как врач, считаю это очень вредным и негигиеничным, и я пыталась не разрешать Рексу забираться на кровати. Мы с внуком спали в одной комнате, где стояло две кровати - одна напротив другой. Рекс сообразил, что я не позволяю ему залезать на кровать, и устраивался на коврике на полу поближе к изголовью моей кровати, при этом запах от него исходил не самый лучший, но мне приходилось терпеть. Хитрый Рекс поджидал, когда я начну засыпать, и тогда пытался запрыгнуть на кровать ко мне или к Роме. Я просыпалась, прогоняла его на пол, но потом засыпала снова и крепко, а утром обнаруживала его в постели внука. Ко мне на кровать он больше не пытался залезть. Однажды, я решила не пускать его на ночь в комнату и оставила на террасе, а так как там тоже была кровать, я закрыла ее полиэтиленовой плёнкой, справедливо решив, что он всё равно запрыгнет на кровать, так пусть спит на плёнке. Каково же было моё удивление, когда утром я обнаружила, что Рекс действительно спит на кровати, но плёнку он сбил вниз, а сам улёгся весьма удобно чёрной мордой на белую подушку.

Рекс очень любил купаться и с удовольствием ходил с нами на речку.
Недалеко от нас протекает небольшая, но очень красивая, с чистой водой речушка Протва. Рекс хорошо плавал, а мой внук в это время только учился плавать. Рома любил купаться, веселился, хохотал, вода попадала ему в рот и он пугался, захлёбывался. А я ему объясняла - посмотри, как плавает Рекс: морда высоко над водой, чтобы вода не попала в уши, рот закрыт, нос поднят кверху. Кроме речки, у нас были противопожарные водоёмы, Рекс тоже любил в них плавать. Вечером я ему говорила: «Рекс, пойдём купаться». Он с удовольствием бежал к водоёму, плавал некоторое время, потом чистый и довольный бежал домой. Однажды, после сильных дождей, Рекс был очень грязным, вся шерсть на лапах и на животе была в засохших грязевых сосульках. Я позвала его вечером пойти купаться к водоёму, он с удовольствием, как всегда, побежал, а когда мы подошли к водоёму, категорически отказался идти в воду. Я гонялась за ним вокруг водоёма, потому что я очень хотела, чтобы он искупался, но он весело убегал от меня и мне пришлось вести его домой, таким же грязным, каким он был до этого. Причины отказа его от купанья в тот вечер я так и не поняла.

Как-то мы пошли с Рексом в гости к одной из моих соседок по даче Валентине Михайловне, у которой была внучка Юля. В тот период у нас на дачах ещё не было водопровода и воду носили из колодца, который был довольно далеко от Валентины Михайловны. Она с трудом наносила воды в детскую ванночку, чтобы искупать любимую внучку и оставила воду греться на солнце. Пока мы с ней беседовали о своих делах, Рекс залез в эту ванночку и блаженно в ней плавал – чёрная собака в чистой белой ванночке! Видимо, дома его часто купали в ванне, и он решил, что эта ванна тоже приготовлена для него. Мне пришлось извиняться за свою собаку, но поправить уже ничего нельзя было.

Рекс быстро подружился с моими соседями по даче и все его любили. Дети звали его побегать с ними – они на велосипедах, а он с удовольствием бегом за ними. Можно представить, как трудно собакам в городских квартирах часами лежать без движения и стараться никому не мешать. Мы с внуком пытались учить Рекса разным несложным трюкам – прыгать через палку, через стул, садиться на стул, танцевать и др. При этом награждали его печеньем, которое он очень любил. Мы хотели устроить выступление с Рексом для детей. Рекс проявлял неплохие способности в обучении, но мы были не очень настойчивы и скоро эту затею оставили.

Однажды, Валентина Михайловна, о которой речь шла выше, попросила Рекса пойти с ней поискать её внучку, которая ушла в гости к одной из подружек. Я много слышала, как хвалят собак за их ум и сообразительность, но и я, и Валентина Михайловна были просто поражены, что Рекс понял её просьбу и быстро привёл её именно к тому дому, где находилась её внучка. Рекс любил ездить с нами на машине, вообще он старался от нас не отставать. Однажды, я не хотела его взять с собой в поездку на машине, заперла калитку и велела ему оставаться дома. Но Рекс видел, что я вывела машину с участка и решил найти другой выход. Он быстро обежал участок по периметру и нашёл место, где было некоторое расстояние между неровной почвой и сеткой и вылез на улицу. Не успела я завести мотор, как он уже оказался рядом с машиной, и нам пришлось пришлось взять его с собой.

Кокер-спаниели являются охотничьими собаками. У нас в то лето на дачах было очень много мышей. Причём, чем лучше была обработана дача, как, например, у нас, и чем больше был на ней урожай, тем больше там было мышиных норок. Мыши грызли буквально всё, что удавалось вырастить, включая огурцы и кабачки. Рекс разыскивал и разрывал мышиные норки, чем помогал нам бороться с грызунами. При этом, обнаружив норку, он рычал и весь дрожал, а морду засовывал в нору целиком по самые уши, и мы с трудом могли оторвать его от этой увлекательной работы. Один раз он раскопал нору, в которой лежали четыре маленьких, недавно родившихся мышонка, тоненьких, как пальчики. Мой внук взял этих мышат в ладони и бегал с ними вокруг, и говорил, что их нужно спасти и согреть.

В следующий раз я пошла к другой моей соседке по даче – Маргарите Дионисовне. Она не любила собак и не разрешала Рексу приходить к ней на дачу, видимо, боялась, что он ей что-то попортит на грядках или цветниках. Но Рекс увязался за мной, а когда мы пришли, то она рассказала, что у неё кто-то съедает урожай клубники. Рядом с клубничной грядкой у неё лежал фанерный лист, а на нём разные предметы. Рекс тотчас учуял запах мышей, которые обосновались под фанерным щитом рядом с грядкой и раскопал там норку. Оказалось, что именно мыши съедали клубнику у хозяйки. Маргарита Дионисовна так была благодарна Рексу за помощь, что угостила его чем-то вкусненьким и пригласила его приходить к ней на участок, когда он захочет.

Рекс старался хорошо исполнять свои обязанности по охране нашего дачного участка. Тогда у нас ещё не было забора и Рекс считал своим долгом громко лаять на всех проходящих мимо нас по дороге людей. Сколько я ни объясняла ему, что дорога является общественным местом и люди имеют право ходить по ней, Рекс ничего не хотел понимать. Тогда я сажала его на ремень за домом, чтобы он не слишком досаждал прохожим. Особенно собаки не любят бегущих людей или быстро едущих на велосипедах мальчишек. Один раз Рекс даже укусил мальчика на велосипеде за щиколотку, но, к счастью, не очень сильно. Мы его поругали и больше это не повторялось. Позже, когда мы поставили ограду вокруг дачи, Рекс продолжал охранять дачу и лаять на прохожих, и бежал за ними внутри ограды, что было совсем безопасно.

Однажды днём ко мне пришла одна соседка с собакой, причём Рекс был знаком с этой собакой, так как мы часто ходили с ним в лес мимо их участка, и Рекс общался с этой собакой довольно дружно. Но когда они пришли к нам и собака вслед за хозяйкой зашла в наш дом, Рекса словно подменили. Он поднял такой скандал, так громко лаял и бросался на эту собаку, что нашим гостям пришлось срочно уйти. Видимо, Рекс согласно звериному инстинкту защищал свою территорию от другого животного. Ещё один раз Рекс подрался с другой собакой, когда мы шли мимо их участка по улице. Я не подозревала, что он может таким задиристым. Хозяин участка с трудом оттащил свою собаку, а я свою.С тех пор я старалась по той улице с Рексом не ходить.

Наши дачные участки расположены в Подмосковье на большом поле вблизи леса, места там грибные и мы часто с соседями ходим собирать грибы.
Я пыталась научить Рекса находить грибы по запаху, но, видимо, эти запахи были ему не знакомы или не интересны. Рекс с удовольствием ходил с нами в лес, весело бегал по лесу, но ни одного гриба так и не нашёл.

Большой опасностью для животных летом являются клещи, которых много и
 в лесу, и в траве. Поэтому мы регулярно осматривали Рекса вечером и расчёсывали его густую и длинную шерсть, чтобы удалить клещей.
До поры до времени всё было хорошо, но в один из летних сезонов, уже к его концу, Рекс что-то загрустил, стал не таким резвым и активным, как обычно. Было похоже, что он заболел, но чем – мы не могли понять. В таком состоянии мы и привезли его домой, в Москву. Дома состояние его продолжало ухудшаться, он становился всё более вялым, сонным, уже не вскакивал весело, как раньше, когда кто-то из семьи возвращался вечером домой и не тащил ему тапочки, а только слабо повиливал хвостом и смотрел виновато, как будто извиняясь.

Я просила детей, чтобы они сходили с ним к ветеринару, но все были заняты и отнекивались или переругивались, сваливая эту задачу один на другого. В это время к нам приехала из США наша родственница, жена моего двоюродного брата Виктора, который уже несколько лет жил в Америке. Она изредка приезжала в Россию к своим родным, летела самолётом из Нью-Йорка до Москвы, потом садилась в поезд до Саратова, а если не успевала в этот же день на поезд, приходила к нам ночевать. Видимо, она очень любила животных, так как Рекс сразу к ней подошёл, положил голову на колени, она чесала ему за ушами (он очень это любил), гладила по голове и шее и вдруг говорит нам: « У него клещ на затылке!». Оказалось, что именно клещ, которого Рекс привёз с дачи, и был причиной его болезненного состояния. Клеща общими дружными усилиями удалили, и наша собака быстро поправилась. Подумать только, что нужно было человеку приехать к нам на один день из Америки, чтобы спасти нашего Рекса. Как говорится, всё хорошо, что хорошо кончается.