История одного человека

Рина Ципора
Рассказ из сборника "Женщина с причудливыми снами" австрийской писательницы
МАРЛЕН ХАУСХОФЕР(1920-1970)


***

Как-то после полудня Большая Мать сидела на своем камне и грелась на солнышке. Позади остался напряженный день, от чего она сделалась немного сонной. Наконец ее глаза совсем закрылись.

Когда же она проснулась, то увидела перед собой Мужчину, который, подняв вверх лицо, с вызовом на нее смотрел. Она окинула его довольным взглядом, потому что он был действительно хорош в играющих бликах солнечного света, обнимавшего его руки и плечи.

- Я ухожу! - решительно выкрикнул он.
- Да? - удивленно спросила Большая Мать, - почему же, дитя мое? Мужчина сделал неопределенный жест.
- Оставаться здесь невыносимо, - сказал он, - я должен найти себе место, чтобы, наконец, спокойно подумать. Его лицо приобрело мечтательный вид, и Большая Мать взглянула на него слегка насмешливо.

«Он еще так молод»… подумала она, но вслух произнесла, - Ну что ж, так и быть, иди. Ты все равно скоро вернешься.
- Нет, - упрямо возразил Мужчина, - я не вернусь. Он развернулся и направился к ближайшему кустарнику. Его высокая фигура выглядела такой одинокой и враждебной, что Большая Мать не смогла даже улыбнуться, однако назад не позвала.

Через некоторое время к ней пришла Женщина.
- Где мой муж?, - взволнованно спросила она, - Ты его случайно не видела?
- Он отправился в сторону вон того кустарника, хочет подумать, - ответила Большая Мать, - Ты можешь мне объяснить, что все это значит?

- Конечно, - в сердцах воскликнула Женщина, - Это просто предлог, чтобы увильнуть от работы. Ты должна была его удержать, теперь мне придется бежать за ним.

Следующим вечером Женщина вернулась и сообщила, что ее муж не желает возвращаться до тех пор, пока не совершит чего-нибудь особенного. Она выглядела сбитой с толку и абсолютно несчастной, наутро ей было очень тяжело расставаться с Большой Матерью.

Прошло действительно немало времени, пока Мужчина снова появился из кустарника. Он уже не был голым, но облачился в красную одежду, а на лбу его красовался венок победителя.
- Я убил тирана, - громко провозгласил он, - Я справился с ним в одиночку!
- Так, так, - добродушно произнесла Большая Мать, - Я надеюсь, он был жирным и хрустящим?
Мужчина возмущенно на нее посмотрел.
- Ты же не думаешь, что я его съел? О, нет, с этим давно покончено.
- Так что же, у него была прекрасная жена или больше еды, чем у тебя?, - предположила Большая Мать.
- Ты меня не понимаешь, - вздохнул мужчина, - я его не из личных побуждений убил, а ради идеалов.
- Что значит идеалов?, - удивленно спросила Большая Мать. Мужчина гневно развернулся и быстро зашагал навстречу заходящему солнцу.
- С тобой бесполезно разговаривать, - выкрикнул он, удаляясь, - Как ты была дикаркой, так ты ей и останешься!

После этого случая Женщина стала приходить намного реже. Иногда, поздним вечером или на рассвете она появлялась и припадала к ногам Большой Матери.
Она начинала говорить что-то вроде: «у моего ребенка вздулся живот» или «я разбила себе колено», а потом жалобно стонала или бормотала, пока сон не настигал ее.
Женщина приходила постоянно измотанная и как бы второпях, но когда проводила несколько часов у ног Большой Матери, словно набиралась новых сил и снова исчезала в густых предрассветных сумерках, ступая мягко, но уверенно.

В одну из таких ночей Большая Мать спросила про Мужчину.
- Ах, - сказала Женщина, - он постоянно пьянствует со своими друзьями, обсуждая, есть ли у меня душа.
- Есть ли у тебя что?, - спросила Большая Мать.
- Есть ли у меня душа», - повторила Женщина, - Я сама не знаю, что это такое. В любом случае, он утверждает, что она есть у него и этим он отличается от животного.
Большая Мать покачала головой.
- Никогда, - сказала она, - я не слышала ничего подобного. А ты бы хотела иметь душу?
- Ну, я не знаю, - задумчиво ответила Женщина, - может быть тогда, он станет меня реже бить, ведь как он сам утверждает, бить можно только животных.
- Ты должна набраться терпения, - посоветовала Большая Мать, - он еще так молод…; но ведь он дарит тебе здоровых детишек?
- Да, это так, - довольно подтвердила Женщина, - Но сейчас я должна немного поспать. Вчера он вернулся домой такой пьяный, что перепачкал всю одежду и даже постель. Я надеюсь, они, наконец, договорятся по поводу моей души, мне бы не хотелось каждый день заниматься стиркой.

Она прислонилась щекой к колену Большой Матери и уснула.
В один теплый летний день, когда Большая Мать проснулась, она увидела Мужчину, стоявшего на траве у самых её ног. Он поклонился ей до земли, но Большая Мать громко расхохоталась, так чудно он вывихнул свои руки и ноги.

- Рада видеть тебя, сын мой, - радостно приветствовала она, - Ну, что расскажешь?
- Я кое-что открыл, - сказал Мужчина, его глаза радостно блестели, - кое-что такое, чего до этого никогда не существовало, - и он принялся декламировать.

Большая Мать терпеливо выслушала обрушившийся на нее поток слов, наслаждаясь звучным и теплым голосом своего сына. Когда же он умолк, она спросила: «Что это было?»
- Стихотворение, Большая Мать, одно сентиментальное стихотворение. Я написал его для тебя. Тебе понравилось?
- Ты очень хорошо прочитал, - похвалила Большая Мать и погладила сына по щеке, - правда, очень…
Он действительно выглядит замечательно, думала она, и он так молод…

- Что означает «сентиментальный»?, -спросила она вечером Женщину.
- Это что-то абсолютно новое, - ответила та, - Например, прежде чем обнять меня, он объясняет, что собирается совершить нечто неповторимое, таинственное и священное. Как только он это произносит, то тут же набрасывается на меня, как и раньше. Словом называет это любовью и пишет много стихов.

- Я думаю, - проговорила Большая Мать задумчиво, - вместо любви он должен больше думать о том, как прокормить свою семью. Ты так исхудала.

Но Женщина уже ничего не слышала. Она мирно спала, а ее волосы окутывал лунный свет.
Теперь она возвращалась очень редко, и вскоре до Большой Матери доползли слухи об ужасных убийствах.

Наконец, в одну холодную ночь, Женщина снова появилась. Она была сильно напугала и отчаянно рыдала на коленях Большой Матери.
- Я больше не знаю, что мне делать, - в слезах говорила она. Он опять открыл что-то новое. Он решил уничтожить всех своих братьев, у которых большие пальцы на ногах длиннее указательных. Он утверждает, что во всех бедствиях виновны эти люди».

Большая Мать негодующе тряхнула своими длинными волосами.
- К чему же это приведет? - гневно закричала она, - Он глупец!

Женщина посмотрела в темноту.
- Он будет убивать, - медленно проговорила она, - пока будет, кого убивать. Ты должна была с самого начала запретить ему думать. Теперь ты видишь, что из этого вышло.
Большая Мать погрузилась в горестное молчание.

- Я сотру его с лица земли, - наконец произнесла она, - Ты хочешь этого, дочь моя?
- Нет! - закричала Женщина, - Не делай этого, я хочу еще раз попытаться вернуть его к тебе, - она так резко вскочила, что даже споткнулась.

Спустя много времени, Женщина снова возвратилась, но по прежнему одна.
- Я пришла, чтобы умереть возле тебя, - тихо вымолвила она.
Большая Мать приподняла ее, усадила к себе на колени и охватила руками.
- Он убил всех моих детей, шептала она, - Убей его, Большая Мать – он чудовище!
Большая Мать посмотрела на кровоточащие руки Женщины и затряслась от негодования.
Она положила свои черные волосы на лицо умирающей и спросила:
- Что ты видишь?
- Я вижу темное облако, - слабо пробормотала Женщина, - а позади целое море маленьких рук, ног, тел и круглых головок, о, мои дети!

Она попыталась подняться, но Большая Мать прижала ее лицо тяжестью своих темных волос, Женщина бездыханно упала на спину и больше не произнесла ни слова.
Большая Мать скорбно сидела, обвившись своими волосами, пока солнце не коснулось ее лица.
В этот момент из рощи показалась белая фигура. Это был Мужчина. Большая Мать смогла узнать его только по походке, таким отталкивающим и изменившимся он стал.

Мужчина ужаснулся, когда взглянул на нее.
- Что тебе здесь нужно? - едва слышно пробормотал он, - Тебя же не существует. Нет, я просто переутомился от постоянных размышлений, - начал успокоить себя Мужчина и попытался пройти мимо.

- Постой,- скорбно окликнула его Большая Мать, - Должно быть со мной произошло большое несчастье, когда я носила тебя в своем чреве. Я так гордилась тобой, твоей гладкой кожей, блестящими зубами, беззаботной улыбкой. И во что ты превратился? В кошмар, перед которым трепещут все мои дети.

Мужчина весь затрясся от негодования, его редкие волосы ощетинились.
- Кто ты, гигантский призрак? - выкрикнул он, и вдруг подскочил с одной ноги на другую; - Тебя не существует, - пронзительно закричал он, - Тебя не существует, ты просто игра воображения!

Это было отталкивающее зрелище, Большая Мать отвернулась в сторону.
Из высокой травы появилась лохматая волчица.
- У меня нет молока для моих малышей, - жалобно проскулила она, - Уже два дня я ничего не ела.
Большая Мать провела рукой по жесткому меху.
- Вот, - сказала она и указала на танцующего Мужчину, - Съешь его, чтобы его жизнь не была совсем бессмысленной.
Она молча наблюдала за тем, как голодная волчица разодрала Мужчину на части и начисто обглодала все до единой косточки.
- Жирного молока твоим малышам! - пожелала она насытившейся волчице, после чего зачерпнула из кармана полную горсть спелых семян и разбросала их по земле.