Нектар от Всевышнего

Митислав Кальниченко
       ....     Свистящий вертолет взлетает, распугивая в стороны на галечной косе ломаные ветки и мелкий песок, затем уходит вбок и скрывается за ближайшим хребтом. Выброшенный на речную косу груз лежит беспорядочной и пока не разобранной кучей.
    На нас вдруг, сверху, падает вакуумная тишина и покой, настолько контрастирующие с последней суетой и хлопотами, что в первые часы кажется, будто ты попал на другую планету. Что, в принципе, таковым и является. Затем, наслушавшись тишины, мы начинаем разбирать груз и устанавливать лагерь.
    И первое, что при этом достают из горы шмоток, – это чёрный от копоти прошлогодних лет чайник, или большой котелок, железный самосваренный рогатый таганок, заварку, обожженные «солдатские» кружки с обмотанными берестой рукоятками и кусковой сахар. И пока остальные ребята рубят колья для палаток, натаскивают на ближайшие два-три дня дрова, сортируют вьючники, разбирая посуду, спальники, лотки, лопаты, колоду [3] и ещё очень многое и многое, что пригодится в четырехмесячном сезоне, я начинаю первое в этом году священнодействие – готовлю ПОЛЕВОЙ ЧАЙ!!!
     Здесь хочется немного отступить и для жителей других галактик, не бывавших не только в поле [4], но и в сколь бы то ни было серьёзном лесу, вообще объяснить, что это такое.

2.
     Чай, как известно, первыми стали выращивать и готовить китайцы – мудрая нация с глубочайшей историей и культурой. Они же культивировали сотни видов и разновидностей чая и десятки способов его приготовления.
Доводилось и мне пробовать разные сорта императорских напитков и бывать на настоящих чайных церемониях. Не спорю, всё это очень красиво, утонченно и вкусно… но! 
Какие бы сорта чая, найденные в среднем и нижнем течении Янцзы, для чайной церемонии Гунфу Ча не использовали хОди [5], какую бы исИнскую глину для изготовления специальных чашек чаоу не добывали и как бы не медитировали над чайниками, наблюдая до каких бульков и состояния «Шума ветра в соснах» должна нагреться вода…
Если бы хоть раз в жизни хоть один Властелин Поднебесной попробовал то, что готовлю я в первый день таёжного лета… Он бы долго-долго плакал от изумления и счастья, личного повара высек бы позаимствованной у соседей веткой сакуры и издал специальный указ, запрещающий приготовление чая иным способом, а меня и моих потомков назначил вечными и главными церемониймейстерами.
Жаль только, что ни одного китайского императора за все таёжные годы я не встречал. Да и в Китай переехать все равно бы не согласился. Тем более, что для него, императора династии Ся, как и всех последующих династий Шан ли, Чжоу, Тан или Суй, достаточно грустные новости.
Настоящий полевой чай готовится при одновременном наличии специального обожженного и пропитавшегося за много лет таежными тягучими ароматами железного котелка или чайника, специальной воды из чистейшей горной речушки, специальных смоляных дров и, главное, – специального же таёжного воздуха. А вот заварку, как ни странно, используют самую обычную, помните, «Индийский», со слоном, первый сорт? А это всё, согласитесь, откуда у них, у китайцев взять? Что у них вообще есть, кроме трактата Сунь-цзы "Искусство войны", риса, бамбука и пороха?!               
Итак, как уже было сказано, первое – это котелок. Это достаточно большая чугунная или дюралевая полукруглая посудина с самодельной ручкой из стальной проволоки, поскольку родная перегорела ещё два года тому назад. Но дело не в посудине, а в том, что за семь-восемь, а то и двадцать таёжных лет эта дюралька куда лучше и вкуснее, чем самая великолепная исИнская глина, пропиталась тем волшебным ароматом лесного дыма, переливчатого пения тысяч птиц, таёжных закатов, отблеска миллиардов звезд и хариусИной воды.
     И поэтому в первый полевой чай котелок отдаёт обратно, будто любимой женщине, всю свою страсть, любовь, зимнюю грусть и долгожданное предчувствие первой встречи.
    Второе – это вода. Хотя само слово вода для описания того, что, будто сытая дикая кошка, перед вами урчит и мурлычет, переливаясь и подмигивая озорными глазами-перекатами, совершенно не подходит. Больно оно пресное. Скорее всего, это космический нектар, впитавший в себя за миллионы лет всю энергетику улыбающейся луны, леденящего якутского солнца и искрящийся холод звезд из других галактик. Эту воду можно не то, что пить, а резать, мазать на парной хлеб и есть, до того она тягучая и вкусная.
    Третье – смоляные дрова. Годится и заскорузлая, изломанная холодами листвяшка, и пихтач, и скукоженный редкий березняк, но, конечно же, самое лучшее – это жирный, как деревенский боров, смоляной стланик. Он самый хитрый из всего, что растет на севере. Когда все другие деревца, будто стойкие оловянные солдатики, пытаются выжить и выстоять в минус пятьдесят-шестьдесят мороза, и, надо сказать далеко не всегда им это удается, этот умник вместо теплой шубы укрывается песцовым снегом и на всю долгую зиму ложится под ним спать, обнимая Матушку-Землю. И чем они там, обнявшись, всю зиму, занимаются - только им и Богу известно.
Но то, что точно известно нам, геологам, -  что всю сексуальную энергию Земли стланик во время приготовления чая или еды передает нам, вкладокопателям – берите, мол, пользуйтесь. Берем. И пользуемся. Может быть, именно поэтому и ищем потом всю жизнь. Чего ищем, кто нас просил? Точно уж не Матушка-Земля, оно ей надо? Хотя она у нас щедрая – на то она и Мама.
       И последний ингредиент, без которого не получится настоящий полевой чай, — это таежный воздух. Воздух есть разный, и аромат и энергетика у него разная. Например, деревенский воздух пахнет парным молоком, покоем, крестьянским потом, картофельной самогонкой и тягучими русскими песнями.  Городской – суетой, деньгами, дешёвыми амбициями, дешёвой же, никому во Вселенной не нужной беготней от самих себя и быстрой, на скорую руку, любовью.  Воздух шоссе пахнет скоростью, жжеными шинами и злостью водителей друг на друга. В русском лесу пахнет сегодня отравленными заводами грибами, щебетом птиц, свежевыловленным вялым подлещиком и разбросанным на многочисленных пикниках мусором. Но главное – реками русской, не очень русской и совсем чужой, пришлой крови, пролитой непонятно зачем и для чего, за какие такие идеалы, умыслы и завоевания. Кто их сюда звал, многотысячных покорителей им непонятного народа?! Явно нерусские люди.
       А вот воздух северной тайги — это совершенно другое дело. Он имеет ни с чем не сравнимый аромат, осязаемость, и вкус. Наверное, такой же вкус у воздуха был миллионы лет назад, в доадамову эпоху. Тогда, когда не было ничего, кроме Земли и Бога. Потом, как известно, Создателю стало скучно, Он сотворил человека со всеми печальными для планеты последствиями, выветрившими напрочь с Земли ароматы Всевышнего. Но таки есть ещё, есть укромные уголки, которых Господь крылом своим коснулся и оставил там всё, как прежде. И пахнет там всеми пятью миллиардами лет земной истории. И, если прислушаться, то можно отличить волнообразное дуновение вулканического привкуса неолита, папоротника мезозоя, морскую горечь мелового периода и трубный крик мамонтов последнего пока на Земле оледенения.
       Итак, котелок, вода, стланик и воздух. А теперь попробуйте представить все эти сухофрукты вместе и только на секундочку вообразить, какой в результате получается чай. Представили? Завидно? А я его пил. Нектар от Всевышнего.
P.S. Это отрывок из моего очерка "Мокрая история или Дневник последнего геолога"
Вот ссылка на него: http://stihi.ru/2011/06/22/919