ВИА Узоры, 1972-1982 г. г

Владимир Маркелов
ВИА «Узоры», г. Казань, 1972-1982 г.г. Реминисценции и воспоминания….
(материал для второго переиздания книги Вяч. Лопатина (с) 2006 "Звуки времени. Антология Казанского Рока"). Стилистика адаптирована под текст В. Лопатина.


Как и большинство вокально-инструментальных ансамблей, создаваемых в Казани в начале 70-х, ВИА «Узоры» родился в студенческой среде, а именно – в КАИ (Казанский авиационный институт).
В 1972 – 1974 г.г. в составе сборной стройотрядовской агитбригады, молодые студенты 2,3,5 факультетов КАИ участвовали в художественной самодеятельности в районе строительства БАМа. К этому времени каждый уже имел небольшой музыкальный опыт, заключавшийся в основном в подрабатывании в качестве музыкантов в ресторанах города. К началу нового учебного сезона было принято решение о создании группы, в которую вошли: Александр Самойлов (вокал, клавишные инструменты), Рустэм Вахитов (клавиши), Мансур Зарипов (вокал), Александр Обухов (ударные), Ришат Бикмуллин (гитара) и Александр Геркин (бас-гитара). Группа репетировала в общежитиях КАИ, оттачивая мастерство на танцах. В 1973 году (после ухода барабанщика А. Обухова), в ВИА был принят старшеклассник «английской» школы №122 Владимир Маркелов, что в последующем существенно повлияло на качество англоязычных текстов исполняемых ВИА песен. Напомню, что в 70-х - было практически невозможно достать нотные и текстовые альбомы западных групп, кроме The Beatles. Однако, и в предлагаемых «самопальных» перепечатках альбомов битлов, - допускалось множество ошибок и публиковались примитивные эквиритмические переводы (вспомним песни «Однажды» (Yesterday) и «Девушка» в переводе Михаила Пляцковского). Таким образом, и аккорды и тексты «вещей в оригинале» записывались на слух с катушечного магнитофона. В 1973 году ВИА получил официальное название «Узоры» (название, кстати, после первого личного знакомства с Сашей Лосевым, - придумал я – В.М.) и имел репетиционную базу в приличном помещении Республиканского Дома художественной самодеятельности (РДХС) в Клубе Госторговли на ул. Пушкина. Художественным руководителем ансамбля был Равиль Садыков, без пяти минут выпускник Казанской консерватории по классу «духовые и ударные инструменты», известный казанцам, как одарённый джазовый барабанщик, впоследствии, с 1977 по 1995 г.г., продолживший своё творчество в джазовом оркестре под управлением Анатолия Кролла (г. Москва).
Выбор репертуара ансамбля – точно соответствовал названию. Танцевальная и концертная программы включали самые разножанровые произведения, - от шансона и популярных советских эстрадных песен, до тяжёлого рока и джаз-рока. В 1974 году группа в полном составе переехала в Клуб (Дом Культуры) «Строитель» Ленинского района г. Казани. С 1974 по 1976 год наблюдался пик подъёма творческой активности молодых музыкантов ВИА, обусловленный определённой стабильностью статус кво и грамотным руководством коллективом. ВИА «Узоры» - одна из немногих самодеятельных групп, которая может похвастаться тем, что все музыканты состояли в числе штатных работников учреждения, на базе которого они «трудились» (в данном случае – Строительный Трест №2), хотя и на «подставных» должностях: дворников, маляров, каменщиков, охранников. Тогдашний директор Дома Культуры – Борис Николаевич Егоров создал для ребят почти идеальные условия для творчества. ВИА имел собственный репетиционный зал, современную (для того времени) аппаратуру и музыкальные инструменты («Регенты», «Беаги», «Музимовские» гитары, ударную установку «Амати», комплект «тесловских» микрофонов, ревербератор, микшерский пульт). В группе, впервые в Казани, апробировал свои усилители, бустеры, «квакеры», ротосаунд-эффект - известный казанский умелец Геннадий Лопатин (прототипы аппаратуры серии «Гелиос» - ГЕна ЛопатинИОСтальные, позже  - запущенные в серийное производство), давний знакомый Б. Егорова. Участники ансамбля были загружены до 4-5 дней в неделю, «обслуживая» все мероприятия стройтреста, а в летний период – танцевальные вечера на открытой танцплощадке перед Клубом, выступали на праздниках «Сабантуя». Продолжая учёбу в КАИ и медицинском институте (В. Маркелов), музыканты участвовали практически во всех межвузовских фестивалях и конкурсах («Зимняя Эстрада», «Студенческая Весна»), не занимая призовых мест, однако, - становились лауреатами и выступали в заключительных концертах.
Из воспоминаний бывшего директора Клуба «Строитель» Б.Н. Егорова:
«…Этот состав отличала какая-то интеллигентность: и в репертуаре, и в отношениях между собой. Никакой пошлости! В коллективе не приветствовались пьянство и опоздания на репетиции. Они сами установили штрафные вычеты из зарплаты за опоздания! Каждое опоздание – минус пять рублей! Получали ребята немного – 40-45 рублей в месяц, плюс - шабашки. Через месяц добились того, что выгоднее стало на такси доехать в клуб за 2-3 рубля, чем опоздать на репетицию!..».
К 1975 году ВИА «Узоры» сформировался в достаточно профессиональную концертную бригаду. Вместе с ребятами в Клубе работал танцевальный коллектив, конферансье (Ильдус Рахимов), солист - оперный баритон (Владимир Макаров), иллюзионист, баянист. По сути дела, - это был уже слаженный, мобильный коллектив, в репертуаре которого – несколько тематических программ, «сотканных в узоры», из отрывков опер, русских народных песен и баллад, ремиксов популярных песен М. Бернеса, В. Ободзинского, М. Магомаева, Ю. Антонова, ВИА «Цветы», «Самоцветы», «Добры Молодцы», «Скальды», «Червоны Гитары», а так же – довольно качественные копии «вещей» The Beatles, Uriah Heep, King Crimson, Jethro Tall, Ten Years After,Deep Purple, Slade,Grand Funk Railroad, Chicago, Barry White и др. Запомнился многим казанцам летний танцевальный сезон 1975 года. В разгар лета, по неизвестным причинам, внезапно закрыли на ремонт танцевальную веранду в Парке им. В.И. Ленина (Соцгород). Танцы для молодёжи на открытых площадках проводились только в Парке им. М. Горького и в Парке им.Петрова. Многотысячная армия любителей живой музыки из Кировского, Ленинского и Московского районов - ринулась в Клуб «Строитель»…
Из воспоминаний Б.Н. Егорова:
«…К летнему сезону мы в 1975 году подготовились хорошо. Починили танцверанду, приобрели новую звуковую и световую аппаратуру, ребята усердно репетировали…Помню: жара, полчаса до начала танцев. Кассир мне звонит: Борис Николаевич! Что делать–то будем?! По корешкам билетов уже почти 5000 продано!.. Я организовал выносной буфет, позвонил в РОВД…Танцы те – напоминали Вудсток -1969… Молодёжь облепила танцверанду со всех сторон, опоздавшие – бесновались в прилегающем парке. На самой площадке – молодёжь, как сельди в бочке…»

В разное время в составе ВИА «Узоры» за период с 1973 -1978 г.г. выступали и помогали в работе:

1. Михаил Меньшиков – художественный руководитель, клавиши, аранжировки ( с 1974-1977 г.; кстати, сам лично - никогда ни в концертах, ни на танцах - не участвовал!);
2. Александр Самойлов – клавиши, вокал, духовая гармоника, аранжировки, постановка голосов (продюсер группы с 1972-1982 г.г.);
3. Рустэм Вахитов – клавиши (1972-1980);
4. Александр Обухов – 1973-1974 г.г. – электроника, ударные инструменты. Перешёл в группу «Звуки времени». Трагически погиб в самом начале 80-х, задохнувшись в закрытом гараже при работающем двигателе автомобиля.
5. Ришат Бикмуллин – соло-гитара, вокал, (1972-1981 г.г.). Так же совмещал работу в ресторане МЦ, на заменах в ВИА «Сайяр» и др.
6. Мансур Зарипов – вокал (в 1977 году перешёл в группу «Сайяр»);
7. Олег Фёдоров – вокал, перкашн (В 1974-1975 г.г.одновременно состоял в нескольких «командах». К 1976 году окончательно покинул состав, продолжив творчество в группах «Орфей» и «Звуки Времени»);
8. Владимир Маркелов – ударные инструменты, эквиритмические переводы, тексты нескольких песен (1973-1982);
9. Александр Геркин («Ватшел») – бас-гитара (1972-1977);
10. Владимир Макаров – вокал (1974-1976);
11. Роза Набиева – вокал, бэк-вокал (1975). Трагически погибла,закончив жизнь самоубийством в начале 90-х;
12. Нина Лебедкова – вокал (1975 г.);
13. Лариса Милова – вокал (1974-1975 г.г.)
14. Татьяна Петровская – вокал (1975 г.);
15. Александр Артемьев – флейта, флейта-пикколо (1975-1976 г.г.; Позже, в 80-90-х постоянно работал в Государственном симфоническом оркестре Республики Татарстан п/у Натана Рахлина, вплоть до смерти маэстро);
16. Ренат Гайнуллин – труба (1975-1976 г.г);
17. Рафаэль Абдулханов – тромбон (1976 г.);
18. Анатолий Баскаков – вокал, ритм-гитара (1977 г.);
19. Евгений Кузнецов – звукооператор (1974-1976);
20. Анатолий Логинов – звукооператор (1975-1978);

Весной 1975 года ВИА «Узоры» в составе концертной бригады (за что был награждён Почетной Грамотой Совета Министров ТАССР) с успехом выступает в Набережных Челнах на празднике, посвященном пятилетию со дня основания Камского автогиганта и, приуроченному к торжественному событию, – подписанию Постановления Правительства СССР о пуске первой очереди. Концерт проводился на импровизированной сцене в кузове сдвинутых грузовиков внутри каркаса недостроенного цеха завода под открытым небом.
В 1977 году состав покидает Клуб «Строитель» (призывают в армию Рустэма Вахитова; к этому времени в другие ВИА переходит половина коллектива: Мансур Зарипов, духовая группа, Олег Фёдоров). В 1977-1979 г.г. ВИА «работает» в ДК им. Горького, Доме Учёных, на швейной фабрике № 4, в летние сезоны - в спортивно-оздоровительном лагере «Медик» (Кордон). Часть коллектива в 1975-1976 г. (А. Самойлов, Р. Бикмуллин, В. Маркелов) успешно осуществляют параллельный проект с группой «Lege Artis» (продюсер – Рафаэль Гимаев, сын директора Чистопольского ЛВЗ), созданной в казанском мединституте. В составе группы: Борис Остроумов – клавишные, Нияз Мифтахов – бас-гитара (позже играл в «Сайяре» вместо В. Земского), Ольга Алексеева – джазовый вокал (в 1980 году с В. Штейнманом великолепно занималась джазом в ДБР при МЦ. В начале 80-х вышла замуж и переехала в Республику Беларусь), Михаил Зайденштейн – скрипка.
 ВИА выступал на межвузовских фестивалях с литературно-музыкальной композицией «Улыбка Мусы» по мотивам произведений татарского поэта (композитор и аранжировщик – Борис Остроумов).
 В1979 году – ребята этим же составом участвуют в «обслуживании» теплоходных круизов по Волге.
В 1979 году бас-гитарист Александр Геркин по распределению переезжает в г. Набережные Челны.
Осенью 1980 года участники ВИА «Узоры» (А.Самойлов, В. Маркелов , Бикмуллин, Р. Вахитов, к этому времени вернувшийся из армии ) были приглашены директором ДК им. Урицкого В. Батраковым для работы в группу «Крылья», вместо выбывших на срочную службу в ряды СА братьев – Николая и Вячеслава Бабкиных, и покинувших группу нескольких музыкантов. В течение трёх репетиционных месяцев было полностью восстановлено концертное звучание в новой аранжировке знаменитой феерической рок-оперы Андрея Богословского «Алые Паруса». В обновленном составе весной 1981 года музыканты принимают участие в записи фрагментов рок-оперы в передаче на Казанском телевидении, посвящённой 55-летию со дня основания ВЛКСМ (режиссёр – Абдулла Дубин). В 1981 году, по истечении срока «устного контракты», музыканты «Узоров» покидают «Крылья».
С зимы 1981 по1982 г.г. малый состав ВИА «Узоры», совместно с джазовым аккордеонистом Сайдашем Гарифуллиным, работает в качестве аккомпанирующей группы с одним из ведущих солистов Татарской Государственной филармонии Камилем Гатауллиным.
В 1982 году группа распадается полностью, просуществовав ровно 10 лет.

Аудиовидеография.

1975 г. – запись выступления ВИА «Узоры» в к\ж «На Волге широкой», (КАМАЗ);
1976 г. – магнитоальбом «Осень»;
1977 г. – запись 30-минутного широкоплёночного альбома литературно-музыкальной композиции «Улыбка Мусы» (Казанская студия кинохроники); светолазерные эффекты – студия «Прометей» (КАИ, г. Казань);(музыка Б.Остроумова на стихотворения М. Джалиля)
1979 г. – фрагмент записи выступления ВИА «Узоры» на праздновании Сабантуя у Казанского Кремля (Казанская студия кинохроники);
1981 г. – запись фрагментов рок-оперы А. Богословского «Алые Паруса» (Казанская телестудия);ВИА "Крылья", ДК им. Урицкого.
1981-1982 г.г. – запись трёх клипов песен К. Гатауллина, солиста Татгосфилармонии.
1983-1984 г.г. – запись фонограмм пяти песен совместно с группой «Сайяр» (Гостелерадио Татарской АССР).


* * *

 Музыкальные байки от ВИА «Узоры».

Вспоминает барабанщик ансамбля Владимир Маркелов
(в настоящее время – заместитель директора по лечебной работе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов «Санаторий Крутушка», врач высшей квалификационной категории, г. Казань.):

«…Интересно отметить, что большинство, ставших в последствии профессиональными музыкантами ребят, начинали своё творчество в школьных самодеятельных ансамблях, и получили первично - «дворовое» музыкальное образование. Это то, что называется «музыкальная среда». Моё детство и юность прошли в окружении поистине одаренных ребят! Знаменитая «девятка» и «котёл» в Московском районе, место тусовок фарцовщиков, битломанов и хиппи, – пара кварталов в границах по улице Декабристов от Восстания до Воровского и, вглубь, -  по ул.Производственной (ул. Ак. Королева) до Проспекта Ибрагимова. Со мной в одном дворе или буквально по соседству жили:
Ильгиз Хамитов (1) (в соседнем доме. Он в беседке давал нам первые уроки игры на гитаре),
Коля Кузнецов(2) (Харрисон), Рафа Гайнутдинов(3)) (Ганик), Альберт Асадуллин (4), Арион Рахматуллин(5) , Толик Осипов (маленький), с которым мы жили в соседних подъездах одного дома; Толик Тимофеев (сейчас играет на барабанах в цирке), Юра Вологин - бас-гитарист, известный в Казани битник и меломан (погиб в армии в 1975 году), Коля Даньшин, Олег Фёдоров, Ришат Бикмуллин, Игорь Зеликсон (сейчас – успешный бизнесмен в Израиле), а также - уникальные электронщики: Толик Логинов, Валера Ильин (трагически погиб в 2005 году).
Все учились в 133, 99 или 43 школах. Я, один из немногих из нашего двора, учился в
122-ой. В 1972 г. мы с Толиком Осиповым, а позже – с Олегом Костициным (6) (он младше меня на два года) дебютировали на сцене родной школы, в качестве юниорского состава, репетировавших в школе В. Кончурина, «Стахабля» (барабаны), Лёши Аксёнова и Саши Келина (сына нашей директрисы). Самодельные гитары с самодельными звукоснимателями, КИНАПы…Давно это было…
К концу 70-х - ВИА были не просто музыкальными группами, занимавшиеся копированием хитов и техническим подражанием известным музыкантам. Сформированные и устойчиво функционирующие группы в те годы - представляли собой творческие коллективы, объединённые общими идеями, устремлениями, помыслами, образом мышления, что и определяло, в частности, личную жизнь молодого человека. «Уж лучше, - пусть он оттачивает технику игры на барабанах, чем затачивает напильник в гараже!» - говаривала моя мама. «Спутники ансамбля» - подруги и жёны, - сопровождали нас, как жёны декабристов, порой не в самых приятных поездках. Намеренно суживался круг близких друзей. Общались, как правило, - семьями. Не обходилось и без казусов, приколов и забавных случаев.
Хотя, честно говоря, - мы друг-другу старались не гадить. Не было подключений электрогитар к аккумулятору, подпиливаний ножек стула. Между нами была довольно большая разница в возрасте, и в группе присутствовал воспитательный момент, взаимоподдержка мудрым советом, добрым словом. Примерно одного возраста были «Ватшел» (А. Геркин), Ричи-Решёткин (Р. Бикмуллин) и Манс (М. Зарипов). Батя (Р. Вахитов) и Сэм (А. Самойлов) уже заканчивали институт, я же – учился в девятом классе. «Погоняла» у меня была – Молодой. А Ришат был действительно требовательным ворчуном, как Ричи Блэкмор. Если что-то не так – мог и струны на гитаре оборвать. Буфером между нами был Ватшел и Сэм. Уравновешенный и интеллигентный человек – Миша Меньшиков, наш худрук, - был гением гармонии! Заставлял брать на гитаре аккорды, которых не существует в природе! После репетиции ночами просиживал один за фортепьяно. Позже, в 80-х, - Михаила настойчиво приглашали (без диплома консерватории) преподавать джазовую гармонию в Казанском музыкальном училище, он – отказался. Устроился…водителем троллейбуса, хотя его дед – профессор медицины, в своё время возглавлял известную в Казани педиатрическую клинику!..
Впрочем, мелкие, безобидные приколы мы друг-другу учиняли. Помню, на одном концерте исполняли песню «Там, где клён шумит…». На словах «…поросло травой место наших встреч» - я слегка приподнялся из-за барабанов, скорчил печальную гримасу, чтобы привлечь внимание зрителей, и, как Майкл Джексон, - прикрыл рукой причинное место. В зале смех и оживление. Солисты – в растерянности, они не видели, что я творю у них за спиной. Я, таки, - не раскололся!»

* * *

«…В коротком перерыве во время танцев – забегаем за кулисы перекусить: хлеб, кусок расплавленного сала…Лето, жара. Салфеток, естественно, – нет, тряпок – тоже. О новые джинсы вытирать руки – жалко. Сэм гонит всех обратно на сцену; наспех вытираю ладони друг о друга. Через пять секунд – барабанная палочка улетает в зал, за ней – вторая. А палочки сломанные - я сдавал поштучно Борису Николаевичу, директору клуба (прижимистый был мужик!) в обмен на новые. Расстроился – неимоверно…»

* * *

«...Внезапно, во время танцев, - отключается электричество. Какой-то «спутник ансамбля» за кулисами из числа мелких фарцовщиков-алкашей клёшами вывернул штепсель удлинителя. Что делать? – соло на барабанах до устранения неполадки. И это – на «Easy Livin’»! Кошмар!! Бедный Хенсли почесал бы репу от такой аранжировки!..»

* * *

«…Во время работы на премьерном круизе теплохода «Валериан Куйбышев» (Москва-Казань-Астрахань) в августе 1979 года, проплывая мимо международного молодёжного лагеря «Волга», в паузе между танцами вдруг услышали до боли знакомый голос, доносившийся с берега: «…Ты - это я-а-а, а я-а, - это ты…»(Олег Федоров в это время уже давно пел в группе «Звуки Времени»). Решили коллегам послать своеобразный музыкальный привет. Вещь закончилась, а мы – снова: «…Ты - это я-а-а, а я-а, - это ты-ы…». Публика наша была в восторге, не знаю – услыхали нас ребята в «Волге», или нет…»

* * *

«…В том же круизе отмечали День Нептуна, совпавший (как потом выяснили) с Днём Военно-воздушных сил. Играем инструментальную босса-нову, вдруг – жутчайший рёв! В десяти метрах от борта теплохода и в метре от воды проносится МИГ…Десять секунд – и его уже не видно в небе!.. Ничего себе приветствие!.. Говорят, что капитан в тот день истратил весь стиральный порошок, что жена положила в сумку…»

* * *

«…В Москве я отстал от теплохода. Элементарно опоздал на Речной Вокзал, не рассчитав времени. Ещё полтора круиза играть без барабанщика! Сотовых телефонов, ритм-боксов, а, тем более, - минусовок и караоке тогда не было. Ребята – в шоке. Подсел я на теплоход в три часа ночи на шлюзе в Яхроме, куда добирался на электричке. Днём было +30, ночью +5. А путешествовал по Москве я в одной маечке…Зуб на зуб не попадает. Торкаюсь в каюту – закрыто изнутри, все дрыхнут. Полчаса ломился! Потерю барабанщика ребята отметили непомерным всенощным возлиянием водки. А шведский стол накрыли прямо на моей койке. Меня уже никто и не ждал…»

* * *

«…В 1980 году я подрабатывал в ресторане «Океан». Район, прямо скажем, - не совсем интеллигентный: новостройки, заселённые переселенцами из Савиново, Сухой Реки, Жилплощадки. Играем «на парнас». От стола, за которым напротив сцены сидят «гопники» в сизом сигаретном дыму, отделяется мрачноватая фигура и направляется к сцене. «Пацаны! «Корешок мой – Сенечка» сбацайте!». Паша Быстряков: «Нет проблем, - трюльник!». Пауза; «фигура» рыбьими глазами смотрит на музыканта, затем медленно лезет рукой вглубь внутреннего кармана своего пиджака. Паша подставляет коробку из-под обуви («парнас» в руки тогда брать не было принято), а мужик медленно достаёт из-за пазухи…огромный тесак! «…Понял!! - примиряющее вопит Паша, лихо разворачиваясь к фоно на крутящемся стуле: «…к о р е ш о к м о й С е н е ч к а и я!..»…»

* * *

«… В конце марта 1980 года я был приглашен отыграть «на замене» концерт с ВИА «Сайяр». Внезапно заболел барабанщик – Фарид Сабирзянов. Позвонил Рашид Абдуллин (7) : «Выручай! Полуторочасовой сольный концерт в Зеленодольске. Билеты проданы, афиши расклеены. Всё будет нормально, - ты только брэков много не делай!..» У сайяровцев к тому времени была сделана неплохая цветная афиша (там, где Фарид упирается ногой о свой «Премьер»). Распечатал Абдуллин эти афиши большим тиражом, основную часть, однако, - пустив на двухслойные полиэтиленовые сумки с ручками. В ДК повесили обычную, черно-белую афишку, естественно, - с указанием фамилий участников состава. Концерт я «на шару» отыграл нормально (Абдуллин вручил мне червонец и цветной плакат со своей дарственной надписью: «Гениальному барабанщику Володе Маркелову от ансамбля «Сайяр». Подпись). По завершении концерта – традиционное представление участников. Меня, конечно же, называют Фаридом Сабирзяновым. Встаю, кланяюсь…После заключительной «вещи» ко мне подбегает из зала миловидная девушка, вручает скромный букетик цветов, и на татарском языке, опустив глазки, говорит: «Фарид! Мин синэ яратам!(*) Можно я Вас в щёчку поцелую?!...». Ребята – угогатываются…»

(*)"ты мне нравишься" (татарс.)


* * *
       (1)С 90-х джаз-гитарист в оркестре п/у Анатолия Кролла.
       (2)Известный казанский джазовый музыкант-гитарист, успешно осуществляющий ныне сольные проекты.
       (3)Кабацкий музыкант, виртуоз-гитарист.
       (4)В конце 70-х покинул Казань.
       (5)Позже руководил «Нороком», где начинала карьеру София Ротару.
       (6)Талантливый вокалист, лидер известной и сейчас казанской группы «Волжане», активно отметившей в 2008 году грандиозным концертом своё 35-летие.Погиб при странных обстоятельствах в 1997 году.


       (7)Известный композитор, аранжировщик, Член Союза Композиторов СССР. Умер в запое в конце 90-х.

*   *   *