Блиц-марафон экспромтов 82. Этап-4. 16 30-18 00

Творческая Мастерская Ежи
Этап № 4 блиц-марафона.


Время проведения - 9 ноября 2008.
Размещение экспромтов с 16:30 по 17:30.
Размещение шорт-листов с 17:30 по 18:00.


Ведёт этап Нателла Климанова.

Устали? То ли еще будет!
Нателла посмотрела на нашу игру и без сожаления подкинула две такие одинокие фигуры, сидящие у спокойного моря, которое ещё волнуется:

ТЕМА: Поэт и Муза


++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
".. если блекнет Муза – блекнет и поэт".
(Роберт Грейвс "Белая Богиня")

В русской поэзии уже не первое столетие традиционна тема "Поэт и Муза".
Чем она так привлекает русских поэтов?
Израильский поэт Ян Коганов так в прозе описывает музу:

Поэт ждал Музу. Муза не шла. Поэт нервничал, бросался к столу, судорожно рифмовал "блаженства окись" с "дневником на подпись", злился, рвал написанное в клочья, склеивал разорванное, шел на кухню, жарил себе яичницу с колбасой и съедал, запивая кефиром. Музы всё не было. Поэт готовил уроки, бежал к репетиторам, возвращался, снимал с полки томик, бормотал "как знать, быть может, те мгновенья, что я провел у ног твоих, я отнимал у вдохновенья, а чем ты заменила их?" и застывал в блаженном ступоре...
Муза не приходила. Поэт чесал в затылке, бросался к столу, рифмовал "фаэтон" с "протоном", но дальше дело не шло, и он злился. Штудировал, шипя на фамилии, Лотмана и Эткинда, мужал с бабами, защищал кандидатскую. На собственной свадьбе обратился к невесте и гостям со стихотворным тостом-экспромтом, написанным на салфетке, был неверно понят, с трудом избежал увечий. Бегал на кухню, жарил себе яичницу с помидорами, запивал ее ряженкой и ждал...
Муза запаздывала. Поэт овладел техникой стихосложения и научился отделять женскую рифму от мужской. Иногда ему приходили в голову строчки типа "на черном фоне серость сияет белизной", он бросался к столу, записывал, осатанело искал достойное продолжение, не находя, добивал стихи, чем придется, злился, плелся на кухню, жарил себе яичницу с луком и запивал ее молоком. Просиживал штаны на Ученом совете и родительских собраниях, в поисках ощущений изменял жене, Бог знает с кем, дома вытаскивал из шкафа потрепанную книгу, недоумевал над строчкой "а ты прекрасна без извилин" и невидяще глядел в темный угол комнаты...
А Муза где-то шлялась. Поэт наваял всё-таки сборник стихов, нашел спившегося приятеля-однокурсника и с его помощью издал книжку "Хомяк на плахе" в издательстве "Кеглино" одноименного райцентра. Книга вышла на серой бумаге, тиражом в пять тысяч никому не проданных экземпляров с теплым предисловием самого Евсея Кошолотова. Поэт читал из нее стихи внукам перед сном, бахвалился книгой перед коллегами по институту, но в глубине души оставался чем-то недоволен. Всё реже и реже он бросался к столу, записывая приходящие на ум метафоры, подолгу погружался в себя, бормотал "когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший, с бритвою в руке" и дрожал от ненависти. Шаркая шлепанцами, брел на кухню, жарил себе яичницу-болтунью с молоком и запивал ее водкой. А Муза...
И тут в дверь позвонили. Поэт открыл, и в темном подъезде ему явилась Муза в слабом собственном свечении. Стройная, зеленоглазая, она смотрела на поэта и улыбалась. "Извини, - сказала она, - я немного подзадержалась, но, ты же видишь, я все-таки пришла к тебе!" Поэт долго смотрел на Музу, не веря своим глазам, и, наконец, с трудом открыв пересохший от волнения рот, сказал ей: "Да пошла ты знаешь, куда!" Захлопнул дверь прямо перед ошалевшей от неожиданности Музой и громко, по-детски, заплакал.

А вот как поэты прошлого и настоящего творили и творят на тему:"Поэт и Муза":
 

Юрий Домбровский. Поэт и муза:

       
       Взгляни - и мимо, около окна,
       Стоит поэт твой - прост, многотелесен, {*}
       С улыбкою он смотрит с полотна
       В тот скорбный мир, где не хватает песен.
       А рядом Муза - край ее плаща
       Касается зеленого хвоща;
       И море, недоступное для бури,
       Несется здесь из тюбика лазури.
       
       {* Картина "Поэт и Муза".}


" "Она красавица, а я урод -
       Какой все это примет оборот?
       Я крив и ряб. Я очень, очень болен.
       Она легка, как золотая пыль..."
       
       "Однажды, поднимаясь от залива,
       На памятник наткнулся я красивый:
       Средь горных сосен в узком их кругу
       Стоял он, ангел отрешенный, белый,
       И девушка в хитоне, паче мела,
       Грустила на высоком берегу.
       Ее лицо, бровей ее дугу,
       Все для полета собранное тело
       И эту невесомость без предела -
       Власть мрамора и розы на снегу.
       Воспоминанье общее об этом
       Я сохранил доныне. Пьедестал
       Тяжеловесным золотом блистал
       И отдан был лирическим поэтам:
       Некрасов, Майков, Тютчев, Пушкин, Блок,
       Конечно, Надсон, Лермонтов, Плещеев...
       Кто притащил строку, кто десять строк,
       Невесту провожая в дом Кащеев."



"..одноглазая муза Бурлюка со сдвинутыми набок грудями
костлявая муза символиста с черепаховым мундштуком и кокаиновым
       блеском в глазах
вертлявый муз Кузмина с напомаженным коком и в наглаженных белых брюках
прокуренная муза классика всех измучившая мемуарами
почёсывает пожелтелым ногтём мездру под крашеными волосами
коренастые музы деревенщиков целой бригадой
муза Пушкина в атласных туфельках и с задранным кружевным подолом
физкультурницы комсомольских поэтов: все вышли в советские дамы
спелая литинститутская муза из тех что не носят лифчиков под блузкой
и ходят с обгрызенными ногтями.."
...................................(Алексей Алехин )

"Если я расскажу, какие у тебя волосы,
Все язычники мира захотят окропить себя ими
Вместо вод Иордана, и, кто знает,
Не суждено ли мне обернуться твоими власами,
Чтобы стать новым Иоаном Крестителем
У начала новой религии,
Начинающейся с твоего имени."
..................(Владислав Ирхин)

Желаю удачи в раскрытии вечной темы "Поэт и Муза"!