«Катулл, измученный, оставь свои бредни…»
(Гай Валерий Катулл)
Поэт, не мучайся! Оставь свои вирши –
Свои наивные нестройные строки.
Зачем ты пыжишься часами над ними,
Копаясь в куче ассонансов и тропов?
Бросай игру в словечки, ритмы и звуки,
Что никогда не принесёт тебе прибыль.
Открой глаза. Смотри-ка: мир вокруг – супер!
Богатство пенное любых сортов пива,
Сияют ярче звёзд огни ночных клубов,
А на экранах - спецэффекты, поп-звёзды,
В шикарных шоу блещет лиц и поп глянец.
Быт мирных стад пасут дубинки ОМОНа
И дети знают наизусть всю рекламу.
Спустись с небес! В железном долбаном веке
Стремятся все заняться выгодным делом:
Торговлей нефтью, кокаином и водкой –
Всем, что приносит горсть непахнущих денег.
Никто не едет за ненужным туманом
И не мечтает о морях и кораллах.
Спустись, прозрей и приготовься бороться.
Успешный мир – не для раззявистых лохов.
От нас он требует зубастости, хватки,
Уменья встать на горло собственной песне
(Хотя, приятнее – на горло чужое).
Всегда готовым будь загрызть конкурента.
Запомни: добреньким – не место под солнцем.
Когда ж поймаешь благосклонность Фортуны,
И станешь ты успешным, сытым и толстым,
Тогда – пожалуйста: пиши свои бредни.
Вот только думаю, что вряд ли сумеешь.
ПРИМЕЧАНИЕ для читателей, не слишком искушённых в античном стихосложении:
Размер, которым написано это стихотворение, называется «холиямб», что переводится на русский не иначе как «хромой ямб». Отсюда и название данного шедевра. Размер сей был введён в литературный обиход хитроумными древними греками и подхвачен строгими древними римлянами.
Эффект «хромоты» создаётся переходом от ямбических стоп в начале строки к хорею в конце её. Ямбические стопы могут, впрочем, свободно заменяться спондеем или трибрахием. На стыке ямба с хореем происходит сбой ритма, дойдя до коего читатель может споткнуться, упасть и, держась за ушибленное колено, помянуть автора не всегда хорошим словом.
Относясь с пониманием и сочувствием к читательским коленям, упрямый автор, тем не менее, считает свою творческую задачу выполненной в полном соответствии с замыслом и напоминает желающим укорить его в технической беспомощности и эстетической глухоте, что
«Объекта эстетические свойства
в конце концов зависят от субъекта…»
(Тимур Кибиров)
Буду рад, если прочтение моего скромного опуса подвигнет читателя к более тесному знакомству с античной версификацией.