Университет XXI века

Евгений Багашов
Университет XXI века: кризис или подтверждение его исключительной роли в развитии цивилизации?


Университет, будучи лишь одним из видов образовательных учреждений, и притом все более и более срастающимся с предшествующей ему общеобразовательной школьной линией, ни в коем случае не может быть рассмотрен в отрыве от общих установок системы образования. Потому прежде чем говорить о роли университета в культурной жизни XXI столетия, следует сперва наметить основные тенденции развития самого образования вообще.

Образование есть род человеческой деятельности, направленный на воспитание человека, обладающего некоторым набором характеристик, наличие которых, собственно, и позволяет говорить об образованности. Данный набор характеристик, в общем, сильно зависит от социальной структуры, от имени которой выступает данная конкретная образовательная система. Cамо образование неизбежно стоит на службе у представления об "идеальном человеке", являясь его ближайшим проявлением.

Так, для миропонимания, основанного на ценностях религии и апологии общественного неравенства, человек имеет чрезвычайно высокую ценность. Ключевым фактором жизни общества здесь является этика: этика как плод личной дисциплины и всякого высшего воспитания. Ценности устанавливаются сравнительно небольшим числом лучших представителей общества, и их же ревнители должны постоянно на практике подтверждать собственную исключительность. При этом образование есть их первейшая опора: оно дает им право с гордостью взирать вокруг себя, черпать из собственного превосходства силы и уверенность. Образование есть привилегия, оно отличает и возвышает. Меж тем осязаемый пример прекрасного, благородного человека все более укрепляет веру в высокое метафизическое значение человека вообще. Здесь, к примеру, берет начало вся античная культура: человек, видящий в окружающем мире и в обществе, словно в зеркале, лишь торжество своей власти и красоты, был ее знаменем.

С упадком же аристократического общественного порядка и приходом эпохи народовластия, характеризующейся восхождением нигилизма и уничтожением всей прежней системы ценностей, само значение человека катастрофически снижается. Общественная иерархия подвергается последовательному уничтожению. Быть исключительным и лучшим признается безнравственным, ценности людей посредственных перевешивают. Либерализм, социализм и прочие анархические течения указывают на перевес в обществе взглядов людей, не способных к самодисциплине и духовному напряжению, которые абсолютно необходимы для существования иерархии. - Расслабленность и комфорт становятся основными духовными ценностями.
Главной и общепризнанной целью общественной жизни меж тем становится работа - в качестве основного и привычного занятия для большинства на протяжении истории. - Если античный человек считал работу неприличной, поскольку любые бедствия и недостаток делают человека как минимум некрасивым, а борьба с нуждой - удел разве что рабов, - то человек современный считает работу едва ли не величайшим благом. Сложно себе представить, насколько ужасные последствия для всей культуры могло иметь распространение подобного взгляда на мир. -

Естественно, подобный переворот едва ли не в первую очередь затронул и сферу образования. - Идеальным человеком отныне становится способный к наиболее производительной и полезной работе. К этому привлечены все средства: учеба делается как можно более механической и скучной, наполненной бесполезными для юношества массивами информации, дабы приучить их к монотонности последующей специальности и вместе с тем - послушности государству. При изучении всякого вопроса преобладает исторический метод, в основе которого лежит признание неустойчивости и изменчивости мира - что само по себе в принципе противоречит действительному образованию, которое должно было бы рассчитывать на неизменность, на свою вечную значимость. - Таким образом у благородных натур отбивают всякую тягу к идеалам, делают их обозленными на самих себя, болезненными и податливыми. В то же время с исчезновением основного педагогического метода прошлого - подражания примеру уважаемого человека, - исчезает и само воспитание. Люди оказываются предоставленными самим себе, и погрузиться в работу - пожалуй, единственное, что им действительно остается.

В итоге под именем современного образования мы имеем лишь огромную машину по подготовке рабов - знающих, но безынициативных, пребывающих скорее в прошлом чем в настоящем, потерявших из виду путеводную нить инстинкта и стремления к увековечению своей воли. И если бы у подобного сословия хотя бы был бы свой "смысл"! - Свой хозяин!

Ролью университета в данном смысле является лишь довершение начатого в школе, гимназии и т.п. - Меж тем как в средние века университет был скорее организацией, не чуждой праздности: собранием относительно взрослых и зрелых людей, во вполне свободной форме обсуждающих различные интересующие их, но мало связанные с насущностью, вопросы. - Безусловно, Новое время испортило университет, и эта порча приносит уже сейчас самые поздние свои плоды.