Переосмысление романа М. Булгакова Мастер и Маргар

Агнесса Чудотворская
Переосмысление романа  М.А.Булгакова                «Мастер и Маргарита».

Роман очень мудрый. Поэтому он не может быть полностью понят молодым человеком в возрасте  20-30  лет. Потому, что он гораздо  ГЛУБЖЕ,  чем поверхностное впечатление ещё довольно-таки молодого человека. Чтобы его осмыслить и понять – нужны  годы жизни, бесценный жизненный  опыт  и  своя, так  сказать,  испитая   чаша   страданий.
Я читала много отзывов и мнений различных авторов об этом чудесном романе. В частности, «Великий бал у  Сатаны» горного инженера, всю свою жизнь посвятившего скрупулёзному изучению творчества М.Булгакова, в журнале «Наука и жизнь» за 1990 г., Виктора  Петелина  «Последние дни» в книге «Мастер  и  Маргарита» за 1991 г., а так же много других; из последнего - «Коды, ключи, символы в романе «Мастер и Маргарита»» Михаила  Смолина за  2006 г.   
Кое во что им удалось проникнуть, кое во что – нет. У каждого  СВОЯ  интересная версия  разгадок остросюжетных линий романа. Каждому человеку роман открывается своими, особыми гранями, словно гигантский алмаз, в который можно смотреть с разных сторон и видеть всё по-разному. И это нормально, ведь все мы люди уникальные, со своей особой психикой и взглядами на  Бытие.
Первая и основная сюжетная линия романа, как уже известно, – это жизнеописание распятия и смерти природного феномена, уникального человека Иешуа  Ганоцри (Иисуса  Христа) на кресте, и жизнь и смерть его духовного палача -  Понтия  Пилата. Когда судьба поставила последнего перед прямым очень непростым выбором, Понтий  Пилат  попытался избежать ответственности, начав блефовать и переложив ответственность в принятии столь важного и сложного решения на плечи других. Но это его и подвело: блеф не удался, в результате погиб невиновный, очень хороший и особо одарённый человек, а легендарного и несокрушимого  Понтия  Пилата  замучила  собственная  совесть.
А вторая, такая же острая и важная остросюжетная линия – это интригующая любовная связь  Мастера  и  Маргариты: мужчины без имени (его также можно назвать: человек-Талант  или  Божий  Дар) и женщины-мифа, потомственной прапрапрапраправнучке  французской  королевы   Марго.
Был ли  ЭТОТ  РОМАН  на самом деле или же он существовал лишь в воображении  героев  романа?!?
И каким образом они существовали в обоих измерениях одновременно:  и в своём любимом подвальчике после бала у  Сатаны, и каждый в своём миру? Она - дома, где и умерла от острой сердечной недостаточности, а он в клинике для душевнобольных, где и скончался? Может, великий  Булгаков всё же что-то напутал?
О, нет!   
Может, он  ПЕРЕМУДРИЛ?
Также нет!
Гений   М.Булгакова   не   был   бы   таковым,   если   бы    ТАК
не      Н А М У Д Р И Л.
На самом деле  М.Булгаков с особым осознанием и достоверностью описал в своём романе, в первую очередь,   ПУТЬ  талантливого человека по дороге  его  ПРИЗНАНИЯ. А также детально рассказал всем нам,  ЧЕМ  отличается  литература, написанная под вдохновением от литературы, написанной   ПО   ЗАКАЗУ  и под пристальным надзором далеко не самых умных и  талантливых   людей:  критиков  и  вышестоящих   чинов…
Но,  вернёмся   к   нашим   героям.

На самом деле никакой женщины в жизни самобытного, одарённого и талантливого человека – Мастера – НЕ  БЫЛО.
Получив внезапную возможность исполнения своей мечты (посвятить всю свою жизнь написанию изумительной книги), получив неожиданно такую возможность (выиграв в лотерею  100  тыс. руб.) – этот человек тут же порывает все связи со своей  ПРЕЖНЕЙ  ЖИЗНЬЮ.  Он порывает с женщиной, имени которой он даже не помнит (или не хочет(?) помнить); оставляет опостылевшую работу, которая давно не удовлетворяла его духовным запросам; оставляет глубоко ненавистную комнатушку в коммуналке на Мясницкой (позорище соц. времён); впоследствии он даже отказывается от собственного имени(!) – и уединяется в снятых у застройщика двух комнатах, чудесном подвальчике, на лоне  Природы, что недалеко от  Арбата. Там он начинает воплощать свою давнишнюю мечту – написание романа, образы которого давно созрели и приобрели видимые черты в его сознании, ожидая своего реального  воплощения  и  «звёздного часа».
Прохаживаясь прекрасным весенним днём по   Тверской улице,  Мастер  повстречал ни кого иного, а  свою   МУЗУ,  в виде прекрасной женщины, женщины из его мечтаний и грёз: высокородную (не зря так много высказываний автор уделяет в романе вопросам о чистоте крови, о чём будет сказано позже), изящную и  молодую (как раз то, что так нравится в женщинах  мужчинам), и страстную (которая полюбила его с первого мгновения)!   
И действительно, его роман с  Музой  был   ОЧЕНЬ  похож на роман с  РЕАЛЬНОЙ  женщиной и  высоко  «горел» во всё время написания  Мастером  его романа. И несколько угас только после его написания, но потом вновь разгорелся   с   новой   силой!
Этим  М.Булгаков подчёркивает, так сказать,  «Божественное помазание»  Мастера  на  написание   его   романа.
Он указывает, что  Муза  НАСТОЛЬКО  полюбила  Мастера, что это было уже сродни реальной  ЛЮБВИ  между мужчиной и женщиной, реальной  СТРАСТИ    и    ЛЮБОВНОМУ    ЭКСТАЗУ    между  влюблёнными!
Ведь это именно  Муза, именуемая в романе  Маргаритой, даёт  ИМЯ  таланту и облекает его также в живую плоть, назвав  МАСТЕРОМ. Именно она говорит ему о том, что его роман «это её жизнь» и «предрекает  Мастеру  Славу»! Могла ли смертная женщина  НАСТОЛЬКО  разбираться в литературе, чтобы так легко дать звание  Мастера  неизвестному человеку  и предречь  Славу  ещё недописанному роману? Конечно же – нет! Но это могла сделать  Муза! Так как она содержит в себе все сведения обо всём и является маленькой  Божественной истиной, проводником творчества и вдохновения в этом мире.
 
Муза (Маргарита) предстаёт в романе не скандальной  торговкой с базара, не обезумевшей от разрывания на десять частей между работой, детьми, мужем и выполнением тысячи дел и обязанностей в семье, замученной советской женщиной, которую подстерегает преждевременное увядание, разочарование и озлобленность - она предстаёт в романе в образе-мечте всех мужчин: высокородная (благородна и чиста по происхождению; т.е. тут также подчеркивает Булгаков,  что прекрасную  Музу открыли люди высокородного, особого, происхождения, а никак не плебеи, у которых ни времени, ни сил, ни способностей для этого не было); она изящна и молода (то, что как раз так привлекает всех мужчин); она, наконец,  КРАСИВА и очаровательна (не обременена работой, детьми и множественными домашними делами) – она   просто   создана   для    ЛЮБВИ!

Все эти качества были ей присущи как раз потому, что она не была реальной женщиной, а была   Музой,  Вдохновением, с которым у  Мастера был своего рода почти реальный любовный роман! Ведь, как я уже писала в предыдущей статье, написание книги – это глубоко интимный, сокровенный процесс в жизни таланта. Роман рождается, как рождается любимый и долгожданный ребёнок! 

К сожалению, не у каждого писателя этот  «ребёнок» столь долгожданный. Некоторые штампуют их, глубоко не задумываясь о глубоком сакральном и интимном процессе. Однажды у меня был разговор с одним человеком, который непременно хотел издаваться. Я спросила его, нравятся ли ему его произведения? На что он ответил мне, что он никогда над ними «не работает», так как не желает их заново перечитывать, а не перечитывает их он потому, что они ему бесконечно противны. Я спросила, как же он тогда хочет, чтобы люди читали его, если даже  САМ  этот кошмар читать не в состоянии? Он ответил, что он никогда не задумывался над этим! Здесь разговор вот о чём, важно понять  ВОТ  ЧТО:  если автор  САМ  не влюблён в своё  ТВОРЕНИЕ, как  Мастер в  Маргариту, если ему не хочется перечитывать свой роман (или другое произведение)  снова и снова, если у него нет с ним  БУЛГАКОВСКОГО  романа – значит роман или нечто др. -  НИЧЕГО не стоит! Читателям также будет неинтересно! Ведь автор должен вкладывать в своё произведение творческую энергетику, он должен  ПРОБУДИТЬ  читателя, заставить его переживать вместе с ним!  А ведь многие вообще не знают, что такое вдохновение и творческий экстаз!  Вот  О  ЧЁМ  хотел нам поведать  М.Булгаков!  И сделал это прекрасно! Через образы талантливого человека – Мастера, и  Музы, полюбившей  его  навеки,  в  образе  прекрасной   Маргариты. (Не зря его  Мастер  спрашивает поэта  Ивана  Бездомного, нравятся ли ему его стихи? И, когда  Иван признаётся, что его стихи  «чудовищны»,  Мастер  велит  ему:  «Так  не  пишите  их  больше!»)

Мастер и Маргарита влюбляются в друг друга мгновенно и роман их сродни реальному.  И он даже оказался силён настолько, что получает своё продолжение и после завершения  Мастером  романа. Муза (Маргарита) побуждает его отнести рукопись в издательство для печати, а после отказа – в другое издательство. Мастер её во всём слушается. И, заметьте, он также беспрекословно её слушается на протяжении всего романа. Непосвящённому читателю может показаться, что он видит перед собой «подкаблучника», мужчину без мнения, или даже без собственной воли. А где вы видели мужчину, всегда беспрекословно слушающегося простую земную женщину, не возражая ей и даже не вступая с ней в спор?!! Совсем другое дело, если это  МУЗА! Творческий человек всегда находится во власти  Вдохновения  и подчиняется ему беспрекословно, иначе он не напишет ничего хорошего! И это ещё один аргумент в пользу того, что  Маргарита была выше простой женщины – т.е. была именно  Музой, а  Мастер никогда не был  мужчиной без воли,  без  мнения,  т.е.  «тряпкой». Ведь нужно было иметь очень большую смелость и силу воли, чтобы в  ТО  ВРЕМЯ  написать роман на подобную   тему  и  пытаться  его  опубликовать!..

При появлении человека, журналиста  Алоизия  Магарыча в жизни  Мастера, Маргарита (Муза), как Интуиция, его предупреждает: будь осторожен, этот человек опасен. И это был единственный, и роковой раз, когда  Мастер её ослушался и этим окончательно погубил себя. Аоизий  написал  донос  о том, что у  Мастера хранится запрещённая литература, имея реальной целью – завладение благоустроенным подвальчиком  Мастера.  Мастера  арестовывают, держат в тюрьме, жестоко мучая, а потом уже больного психически и физически, вышвыривают на улицы города.  Мастер  идёт  в подвальчик, но тот уже занят  Алоизием  Могарычом.  Мастер  скитается по городу без жилья и средств к существованию, пока его, наконец,  не  увозит  сострадательный  мужичок  в  дом  для  душевнобольных.

Будучи  затравленным в писательском кругу критиками того времени (ведь он явился со своим талантом  ИЗГОЕМ  среди общества давно загнивших писателей), Мастер, как творческая личность, глубоко уязвим и беззащитен перед представителями власти и ханжества своего времени, и поэтому сильно страдает, до психических расстройств. Он очень глубоко и серьёзно  переживает… (Все творческие люди глубоко ранимы: всё видят и всё воспринимают в увеличенном объёме, именно поэтому их удел психические заболевания  и  проблемы  с  сердцем – медицинский факт. Любой талант – это не норма, это, скорее, отклонение от нормы и, в первую очередь, психическое, но только положительное. Б.Пастернак, получивший  Нобелевскую премию называл   это   «Высокой   болезнью» и добавлял: «Гения горячка цемента крепче и белей».)

Здесь нас  М.Булгаков  реально подводит к тому, что и сам видел вокруг себя: перед талантом «с улицы» (каковым был  Мастер) – везде закрыты двери. Ведь важно не то,  НАСКОЛЬКО  ты талантлив, а более важно  КТО  ты,  ЧТО  ты,  есть ли у тебя  УДОСТОВЕРЕНИЕ   писателя,  и для  КОГО  ты  пишешь свои романы, для  КАКОЙ  власти…  И указывает на то, что все эти писательские общества (дома), где, как «ананасы в оранжереях» должна «вызревать целая бездна талантов», писательский талант последних  может так  никогда и не расцвести, а наоборот - очень легко  ЗАГНИТЬ. Ведь не нужно же было  Достоевскому никакого писательского удостоверения (замечает автор словами  Коровьева), по любым его нескольким страничкам итак было видно, что   перед   Вами  –  великий   писатель!

Ведь, как уже говорилось мною и ранее, и выше, написание книги (книг) – это очень интимный процесс и он не терпит суеты. Писателю  НУЖНА  политическая независимость – раз! Написание книг должно стать его  ЕДИНСТВЕННОЙ  работой,  которую он должен выполнять – два. Должна быть финансовая независимость – три. Уединение (хорошее место на лоне  Природы) – четыре. Окружение хорошими образами – пять. У каждого писателя  должно  быть  своё  вдохновение,  своя    Муза,   СВОЯ    Маргарита…

Просто немыслимо полностью реализоваться, раскрыться, проживая в стеснённых условиях (коммуналках), деля ложе с замученной непосильной жизнью женщиной, имени которой даже не хочется помнить! В окружении склок и скандалов, где все основные силы забирает опостылевшая работа  во имя  пропитания!

Таланту  нужны  не  только  условия,  но  и  достойное  содержание.
А его (содержание) имела, в романе  М.Булгакова, только бездарная и загнившая верхушка членов  МАССОЛИТа (критик Латунский проживал один в пяти комнатах, М.Лаврович – один в шести комнатах), плюс заработная плата далеко не простых смертных, ресторанное питание, дачи и всевозможные  льготы…

Впрочем, немногое изменилось с тех пор. Всё то же самое происходит и в наши дни. Меняются фамилии и названия учреждений, но не духовная составляющая…

Виктор Петелин во вступительной статье «Последние дни» в кн. «Мастер  и  Маргарита» 1991 г. очень точно подмечает, что «…ему (М.А.Булгакову) хотелось от души посмеяться над складывающимися нравами и горько поплакать над судьбой талантливого человека, оказавшегося в зависимости от случайных людей в искусстве, от их самодурства и гнёта их собственного мнения, особенно если они ПИШУЩИЕ и  ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ». Точнее не скажешь. Похоже, не только  Булгаков  был знаком с этой проблемой! Но лишь  один  он  решился  об  этом  говорить  -  открыто  «поведать  Миру».
Талант «с улицы» не может быть издан, так как оценку его творчеству дают люди, далеко сами  НЕ  ТАЛАНТИВЫЕ, карьеристы и приспособленцы, которые коллекционируют звания и дипломы, далеко не обладая, присущими для этих бумаг и званий, талантами и качествами. Поэтому им и неприятно, что кто-то «с улицы» может просто так прийти и принести рукопись, претендуя на звание  ПИСАТЕЛЯ, не имея ни соответствующего литературного образования, ни  УДОСТОВЕРЕНИЯ  писателя, ни соответствующих регалий и заслуг! Да ещё и претендуя на звание  МАСТЕРА! Разве они допустят его к  СВОЕЙ  кормушке? Конечно же, нет! Если подобных  МАСТЕРОВ  «с улицы» они станут издавать и воздавать им всё положенное – то всем сразу станет ясно, что  САМИ-ТО  они ничего особенного из себя так и не представляют, т.е. имеют все награды и звания  НЕЗАСЛУЖЕННО. Поэтому, принижая значение другого человека – они возвышаются сами и таким образом укрепляют свои позиции.

«Дикий зверь бежит из пущей в пущи,
  Краб ползёт на берег при  луне,
  И блуждает ястреб в вышине,-
  Голодом и страстью всемогущей
  Все больны, - летящий и бегущий,
  Плавающий в чёрной глубине»  (Н.С.Гумилёв)

Здесь М.А.Булгаков, как истинный философ, поднимает  Планетарную  проблему  БОРЬБЫ  ДОБРА  И  ЗЛА выше остальных – талант и порядочность в мире, где по законам эволюции, выживает сильнейший, далеко не самый талантливый и добродетельный, обречены на вымирание, как  Божий  Агнец  на заклание. Он описывает Мир, где, как в кривом зеркале, добродетель предстаёт наитяжтяйшим из пороков, а талант преследуется, как  самый  тяжкий  грех.

Не напрасно в романе  ПЕРВАЯ  проводная нить – это апология распятия и смерти  Иешуа  Ганоцри (Иисуса  Христа) – Божьего  Агнца - коим и явился для власть держащих талантливый человек «с улицы» - Мастер, загнанный, затравленный, непризнанный, уничтоженный и морально и физически, совершенно  несправедливо  и  необоснованно.

И только в  Мире  Горнем,  где каждому  «воздаться  ПО  ВЕРЕ  его» всё снова переворачивается  «с головы на ноги»: добродетель оказывается востребованной, а талант  оценивается по достоинству.
 
М.Смолин в своей книге «Коды, ключи, символы в романе «Мастер и  Маргарита»» сравнивает образ  Маргариты  отчасти с женой  М.Булгакова  Еленой  Сергеевной (автобиографически), отчасти с  Гретхен из  «Фауста»  Гёте. На стр. 108 он говорит, что «В сцене после бала, когда  Воланд  вызывает Мастера  из лечебницы в кв. 50, мы видим измождённого, больного человека, по сравнению с которым  Маргарита  выглядит цветущей, полной энергии, женщиной». И спрашивает: «Возможно ли, чтобы  Михаил  Афанасьевич вкладывал в образ своей героини несколько иной смысл, чем принято считать? И нельзя ли ответить на этот вопрос спустя  пол  века  после  написания  романа?»

На этот вопрос можно найти ответ, если понять, что Маргарита Николаевна - была  никем иным, а  МУЗОЙ.  Этим-то и объясняется её цветущий вид и очарование, не смотря ни на что. Только  Муза во все времена   всегда   цветущая,   молодая    и   прекрасная!

Когда  Муза-Маргарита страдает из-за расставания с  Мастером (о какой  Музе  может идти речь в темнице, под пытками?! Это ещё один аргумент в пользу  Музы!), она несколько стареет и увядает, на что ей и  указывает   Азазелло,  приглашая  на  бал  к   Воланду. Но её быстро оживляет волшебная мазь и придаёт ей уникальных сил и свойств. Т.е. сама  НЕЧИСТАЯ  СИЛА  проявляет  повышенный  интерес  к  Музе  и  подпитывает  её!!! Она становится  МИСТИЧЕСКОЙ   МУЗОЙ – той, что так оживляет и окрыляет  воображение! (Я не перестаю удивляться таланту  Булгакова: открывая один «потайной ящичек» вы видите, что тут же открываются ещё   два  новых,  неизведанных,  ещё   БОЛЕЕ   таинственных!)

Пытаясь осветить отношения  Мастера  и  Маргариты,  М.Смолин делает печальный вывод о том, что  любовь  Маргариты была, мягко сказать, слишком «навязчивой» в своей  «любовной эйфории», и что «появление возлюбленной в судьбе  Мастера  и послужило  катализатором  всех его проблем», и что «есть определённый тип женщин, постоянное присутствие которых просто ПРЯМО ПРОТИВОПОКАЗАННО  творческим людям»! И название в своей книге этому разделу дал соответствующее: «Убивающая  Любовь»!
Я думаю, понятно, что  М.Смолин  НЕ  ДОШЁЛ  до  ГЛУБОКОГО  понимания этой проводящей сюжетной линии в романе (хотя другие его «находки» мне довольно-таки интересны), а потому  его рассуждения о личности  Маргариты  у него несколько   тривиальны, банальны и даже… циничны…

Несколько аналогичны и умозаключения В.Петелина в его статье «Последние дни». Он считает, что «…Мастер  мог принимать  Маргариту до тех пор, пока их любовь была тайной. Как только она объявила ему о своём желании разорвать с мужем и открыто прийти к нему, он этому воспротивился». Т.е. рассуждает о чувствах  Мастера  так же банально и тривиально, как будто речь идёт о чувствах простого среднестатистического мужчины. Но ведь  писатель  был не заурядной личностью, он был  Мастером! И тут же спохватывается, добавляя «Он не мог принять её жертвы. Он не мог видеть её несчастливой… Казалось бы, мечта его сбывается, но он не может принять её: « - Я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мною»». Вот ответ! Во втором его умозаключении! Но не в первом. Автору просто надо было хорошенько подумать, прежде чем делать поспешные выводы. Очень обидно, на самом деле, слышать от собратьев по перу,  ЭЛИТЫ мужского народонаселения, призванных самой  Природой воспевать  Любовь и понимать её, как никто,  рассуждения, достойные завсегдатаев дешёвых пивнушек, где и женщин  ни во что не ставят, и любовь их не воспринимают… Ведь эти писатели не понимают естественного:  САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ  ЛЮБВИ!
 
Любовь  Мастера  была  выше уровнем простого смертного обывателя: погибая, он не хотел вовлечь в пучину своей гибели самое дорогое для него на свете существо – свою Маргариту! Он бесконечно желал ей счастья и дальнейшего благополучия! Его  Любовь ни в коем случае не была собственнической, эгоистичной, т.е. земной («ревнует – значит, любит» нар.), т.е. была, в некотором смысле даже  НЕЗЕМНОЙ,  БОЖЕСТВЕННОЙ  ЛЮБОВЬЮ,  высшее   проявление   которой -  САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ!

В.Петелин утверждает, что именно эта решимость  Маргариты  толкнула  Мастера «уйти из дому и пробыть два месяца неизвестно где» - лишь бы избежать подобной развязки отношений с  Маргаритой. Очень нелестно, ув. В.Петелин, не знать текста романа, рецензию на который Вы даёте. В романе чётко написано: «- Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окна постучали…» ПостучаЛИ! И даже не постучал! Следовало бы догадаться  КТО  и  ЗАЧЕМ  постучал в окна гонимому  Мастеру… Тем более  ДО  этого  совсем не зря была рассказана  подвыпившим  Степой  Лиходеевым  история о квартире №  50, где жильцы «таинственным образом» один за другим исчезали… А уж для совсем непонятливых  Азазелло  в  кв. 50  после бала реально говорит  Алоизию  Магарычу: «- Это вы, прочитав статью  Латунского  о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением, что он хранит у себя нелегальную литературу?... Вы хотели переехать в его комнаты?» И  Алоизий  признаётся: «- Я ванну пристроил…одна побелка, купорос…» Вот в чём дело. На  Мастера  был донос, целью которого было - завладение благоустроенными комнатами  писателя! И человек был извлечён из дому, увезён в тюрьму и ни одна живая душа не знала,  ГДЕ  он  находится,  ведь   ОТТУДА   ещё  никто  не  возвращался…      
И  М.Смолин  и  В.Петелин  не поняли одного, но  САМОГО главного об этом романе: речь шла  НЕ О РЕАЛЬНОЙ  женщине, а о Музе (в собирательном образе  «всего  САМОГО  красивого от всех женщин»: немного от жены (а как же иначе!), немного от французской страстной и чистокровной королевы  Марго (девушки мечтают о прекрасном принце, а мужчины – всегда о высокородных и благородных дамах!), плюс молодость и свежесть, страстность и влюбчивость, привязанность и верность, и т.д. и т.п.. Ведь только  именно  МУЗА  могла обладать всеми этими качествами  ОДНОВРЕМЕННО! И ни в коем случае не простая из смертных женщин!) - а потому М.Смолин ПРЯМО  ПРОТИВОПОКАЗАЛ её присутствие всем  ТВОРЧЕСКИМ   людям!  Просто  «идеально»! Чем очень рассмешил меня, так как  у писателей и пр.  Муза  итак нечастый гость, а тут ещё и гнать её взашею – я просто долго смеялась... Надеюсь, что  Вы  просто молоды, и поэтому  Вас  прощаю.

В пользу того, что  Маргарита – это собирательный образ писательской  Музы  свидетельствует не только тот факт, что  Маргарита предстаёт в романе женщиной роковой (с чертинкой), совершающей прелюбодеяние (изменяющей мужу, хорошему человеку), а так же её (ведьмина) склонность к мести критику  Латунскому, которого она обещает  Мастеру сначала  отравить, а потом ловко громит его квартиру (полтергейст!); но  и  ТА   ЛЁГКОСТЬ,   с которой она оказывается в апартаментах   Воланда,  а  так  же  на  балу. В отличие от простых смертных людей  Муза  не боится  НЕЧИСТУЮ  СИЛУ, а наоборот,  БЕСКОНЕЧНО  ВОСХИЩАЕТСЯ  ЕЮ,  и  даже готова   ВЕЧНО  служить  её главному представителю на  Земле – Воланду!

Ведь   это   Муза!  Она   может   ВСЁ!
Кому  же,  как  не  ей,  быть   КОРОЛЕВОЙ   на  балу   у   Сатаны?
Кому же, как не ей, по силам  ПОТРЕБОВАТЬ  у  Высших  Сил  вернуть ей возлюбленного  Мастера и отправить их обратно в уютный подвальчик?! Кому же, как не ей, играться, ласкаться и баловать  Мастера, как любимого ребёнка? И в этом равных ей среди смертных женщин нет!
Или есть?!?

Когда  Азазелло  убивает вернувшихся в подвальчик  Мастера  и  Маргариту посредством отравления – в городе от острой сердечной недостаточности внезапно умирает молодая женщина, а в лечебнице умирает никому не известный пациент, замученный инквизиторской властью, человек без имени. Такое «двоефактие», «де жа вю» не будет  Вам давать покоя, пока  Вы не примете версию раздельного существования в романе реальной женщины  Маргариты   и   Музы, а так же психическое раздвоение  больного  Мастера  на человека без имени  и  его духовного двойника – Мастера, в момент, когда  Воланд  по требованию  Маргариты после бала вызывает его  в кв.50 – ЗА  ОСНОВУ.

Молодая женщина, с молодости пристроенная (благодаря чистоте крови) к «хорошему» мужу, но так и не сумевшая на протяжении многих лет стать счастливой, по своему духовному родству очень подходила в возлюбленные романтичному довольно-таки молодому человеку – талантливому писателю. В своих грёзах, которые продолжали оставаться девичьими, она восхищалась  молодым и талантливым писателем, хранила, как фанатка, его фотографию и подарок – засушенную розу и кусочки страничек, чудом уцелевших в пламени печи. Она умирает внезапно, едва выйдя из спальни, схватившись  рукой  за  сердце.

Ещё ранее, в результате своей глубокой неудовлетворённости собственной жизнью, глубочайших разочарований и СТРАДАНИЙ (вспомните записку  Маргариты мужу: «…Я стала ведьмой от   ГОРЯ  и  БЕДСТВИЙ, поразивших меня…», у этой милой женщины внутри разворачивается  ГЛУБОЧАЙШИЙ  КОНФЛИКТ  между её разумом и чувствами, в результате которого происходит раздвоение её внутренней сущности на две части, одна из которых и устремляется на поиски своего возлюбленного, выполняя заодно и  Божественную миссию, возложенную на неё: миссию  Музы. Периодически  вторая половина  Муза-Маргарита  возвращается в дом своей первой половины, объединяется с нею и живёт одной жизнью. Она приносит фотографию, засушенную розу и чудом уцелевшие странички, отчего Маргарита Николаевна и безысходно страдает. В целом, это признаки (о которых хорошо знают психиатры) начавшейся болезни, которая не сулит человеку ничего хорошего. Не зря  Мастер  говорит ей в подвальчике: «Бедная моя, бедная… Я знаю, что мы оба – жертвы душевной  болезни».

Но, если у  Мастера происходит разделение физической и духовной составляющих во время лечения под воздействием психотропных препаратов, которыми его там пичкали, и в тот самый момент, когда его духовную составляющую вызывает к себе  Воланд после бала в квартиру, то у  Маргариты  Николаевны  такое раздвоение происходит  намного раньше и не в результате приёма лекарств, а как следствие глубоких страданий и начавшегося у неё душевного заболевания. Именно тогда её вторая часть – духовная составляющая - отправляется бродить по городу в поисках своей мечты – любимого человека. И, когда она его находит,  она признаётся ему: «Если бы я сегодня не встретила тебя – то я непременно  отравилась»       (мысли  о  суициде  –  это  также  признаки  глубоко  душевного  расстройства).

Эти два человека,  молодая женщина и талантливый писатель, были созданы друг для друга  Высшими  Мирами, но в силу земных обстоятельств так и не сумели обрести друг друга и познать  Земное  счастье. Оба страдали, были  раздавлены  жизнью  и  жестокой  судьбой.

И, поскольку духовная составляющая молодой женщины была постоянно с  Мастером  в виде  Музы, то умирает  молодая женщина Маргарита  Николаевна именно от внезапного сердечного приступа, что явилось завершающим этапом душевного заболевания (последствием глубокого конфликта её разума и сердца). И  в это же самое мгновение в лечебнице умирает физический  двойник   Мастера,  человек  без  имени. 

Когда эта несчастная молодая женщина и человек без имени умирают – всё  уравновешивается.

В мире становится на два несчастных человека меньше, а фантазии и грёзы в виде   Музы-Маргариты  и   Мастера  – становятся реальными… и   НАЧИНАЮТ…   ЖИТЬ!

Но  это  ЖИЗНЬ  уже   ДРУГОГО   плана,  в   ДРУГОМ   измерении  и  БЫТИИ…

Вот в этом-то и состоят великие разгадки самого  ТАИНСТВЕННОГО  и  чудесного романа  ХХ-го века  Михаила  Афанасьевича  Булгакова  «Мастер  и  Маргарита»!

Помимо того, что  М.Булгаков, как историк и тонкий психолог, очень точно и детально описал  ВРЕМЯ  и  события, происходившие в  его эпоху, не смотря на множественные запреты и  ТАБУ в тот страшный период, когда только одна  БУМАЖКА, одно только  СЛОВО  решало  БЫТЬ  человеку  или  НЕ  БЫТЬ, ему, как никому, удалось реализовать свой  МИСТИЧЕСКИЙ  ТАЛАНТ  писателя и рассказать не только  О  ВЕЛИКОЙ  ЛЮБВИ  между мужчиной и женщиной, но одновременно  РАССКАЗЫВАТЬ(!) о  Библии,  О  ДОБРЕ  И  ЗЛЕ,  О  ГЕНИАЛЬНОМ   И  ПОШЛОМ,   О  ВЕЛИКОМ  И  ГЛУПОМ,  О  БОЖЕСТВЕННОМ  И  ЗЕМНОМ,   и т.д. и т.п.!

Это роман не столько о простых смертных людях, сколько о  ТАЛАНТЕ,  ВДОХНОВЕНИИ   и  о  трудном   ТВОРЧЕСКОМ   пути  этого  таланта, о бесконечной, пламенной  ЛЮБВИ  между   МАСТЕРОМ  и  МУЗОЙ-МАРГАРИТОЙ, между автором и его произведением, которая, начавшись в земных пределах – впоследствии переносится в пределы  КОСМИЧЕСКИЕ,  БОЖЕСТВЕННЫЕ,  БЕСКОНЕЧНЫЕ!..