Лесные чудеса

Преображенская Лариса
       По совету соискателя научной степени в области литературы Елены Георгиевской я решила продолжить поиски полезных ископаемых на сей раз на лесных тропинках. И к своему великому удивлению в этих ископаемых ничего полезного не нашла. Хотя это и не удивительно, раз про них не известно широкой публике. Как говорится в народе, талант пробьется и через асфальт. Как Высоцкого не прикрывали, как ни уничтожали деятели культуры, его стихи расходились по рукам в мгновение ока. И сегодня забыть его невозможно, поскольку его песни живее всех живых - в каждой строке пульсирует кровь, слышится его нерв.  И потому его герои всегда будут жить в наших сердцах, помогая нам так же иронично воспринимать действительность. Но для начала окунемся все же в строки прославленных поэтов, которых нам ставят в пример, как эталон высокой поэзии. Одним из таких кумиров филологов является  Генрих Сапгир.  Давайте попробуем понять ценность его смехотворений. С целью экономии места, я сделала его строки согласно законам поэзии – выстроила по рифме, а не так, как хочется автору, который вводит нас в заблуждение, давая понять, что пишет короткой строкой, что доступно только таланту.

ЛЕСА-ЧУДЕСА


     «В леса-чудеса  мы поедем с тобой.
     Там бродит у озера лось голубой.
     Там чащу хвостом подметает лиса,
     Чтоб чистыми были леса-чудеса.

     В леса-чудеса мы поедем.
     Там встретимся с Умным Медведем,
     Заглянем к Сове в дупло.
     В дупле у Совы тепло и светло.
     Две лампы --два глаза совиных,
     И тут же диван на пружинах.

     Рассядемся я, и ты, и Медведь
     И будем песню лесную петь:

     Ель, береза, дуб, сосна,
     Солнце, звезды и луна.

     Дуб, сосна, береза, ель,
     Солнце, дождик и метель.

     А после я приглашу Сову,
     И все мы отправимся в гости ко Льву.
     Живет он под горкой в пещере.
     "ЛЕВ ДОБРЫЙ" -- табличка на двери.

     И Добрый Лев тебе лапу подаст
     И промурлычет: "Здр-р-раст!"
     И смело ты можешь погладить Льва,
     Только спроси позволенья сперва.

     А хочешь, с Оленем в пятнашки играй...
     Ведь это такой удивительный край!
     Не обижает никто никого,
     Все любят пятнашки и прятки.
     Но больше всего, но больше всего
     Там любят стихи и загадки!

     Туда мы отправимся --ты да я,
     Только с собой не возьмем ружья
     И дома оставим твой старый пугач.
     Там Первый Закон: НИКОГО НЕ ПУГАТЬ.

     Висит объявленье у самой опушки:
     "Вам, пистолеты, рогатки и пушки,
     Вход в эту сказку закрыт навсегда!"

     Скорей собирайся, поедем туда!»

   Я специально не стала сокращать это «произведение» - этот шедевр словесности, чтобы вы и сами поняли, что здесь нет НИЧЕГО – ни сюжета, ни метафор, ни изящной словесности. Думаю, любому школьнику и невооруженным глазом видно, что это написано дилетантом. Даже не совсем ясно, кому этот автор пытается подражать – Чуковскому, Барто? Ту и не это, и не то. Первый имел сильную фабулу, красивое построение, наполненное эмоциями, глубокий смысл. Показывал реальную картину действительности, когда у каждого «хата с краю», и никто не хочет вступать в борьбу со злом («Таракан» «Муха Цокотуха»). А здесь помимо очень слабой техники, еще и наивно-детский смысл «Никого не пугать». А пугать-то как раз и надо – «Не ходите дети в Африку гулять». Помнится, своего малыша я именно этими словами и убеждала не уходить далеко от дома. А у Барто сила творчества в лаконичности и простоте восприятия простых житейских истин «Идет бычок качается…» и т.д. На Чуковском и Барто выросли мы, растут наши дети, и, скорей всего, будут расти и внуки, поскольку читать Сапгира им вряд ли кто-то захочет. А чтобы вы не подумали, что другие его произведения на порядок выше, я приведу еще некоторые, выложенные в Интернете в рубрике «Поэзия».

НОЧЬ И ДЕНЬ.

     Косматые Грустилы
     Над мостиком грустили.

     И тихая Журчала
     Под мостиком журчала.

     А серое Ухало
     Летало и ухало.(ухАло?)

     На цветах лежала Мгла --
     Так и ночь прошла.

     Явился красный Веселей
     И крикнул: -- Ну-ка, веселей!

     Запели, заплясали,
     Зеленые Плясали.

     И желтые Бежали
     По лесу побежали.

     Заиграли Свет и Тень,
     И настал веселый день.

Рифмы га грани фантастики!!!

БАБОЧКА

     Я вчера заметил в парке
     На сосне рисунок яркий,
     Разглядеть его хотел...
     Вдруг сложились половинки
     Этой радужной картинки,
     И рисунок улетел!

Даже не отпечатавшись в памяти.

КУЗНЕЧИК

     Надеть бы
     Зеленый пиджак
     И прыгнуть бы
     В небо --
     Вот так!
     И скакать
     И плясать
     По лугам,
     Удивляясь
     Проворным ногам.
     Мне б зеленую
     Скрипку
     Достать,
     Я сумел бы
     Кузнечиком
     Стать.

Но не достал ни скрипки, ни неба.

Простите, но даже комментировать это нет никакого желания.

Источник информации http://lib.ru/TALES/SAPGIR/krasnyjshar.txt

А для сравнения приведу песню Высоцкого, написанную для спектакля.

 «Серенада Соловья Разбойника».

Выходи, я тебе посвящу серенаду!
Кто тебе серенаду еще посвистит?
Сутки кряду могу, до упаду,
Если муза меня посетит.

Я пока еще только шутю и шалю,
Я пока на себя не похож,
Я обиду терплю, но когда я вспылю,
Я дворец подпилю, подпалю, развалю,
Если ты на балкон не придешь.
Ты отвечай мне прямо, откровенно –
Разбойничую душу не трави!...
О, выйди, выйди, выйди, Аграфена,-
Послушать серенаду о любви!

Ей-ей-ей, трали-вали..
Кабы красна девица жила в полуподвале,
Я б тогда на корточки
Приседал у форточки,
Мы бы до утра проворковали.

Во лесных кладовых моих уйма товара:
Два уютных дупла, три пенечка гнилых…
Чем же я тебе, Груня, не пара,
Чем я, Веня, тебе не жених?

Так тебя я люблю, что ночами не сплю,
Сохну с горя у всех на виду.
Вот и голос сорвал – и хриплю, и сиплю,
Ох, я дров нарублю, я себя погублю,
Но тебя украду, уведу!

Я женихов твоих  - через колено!
Я папе твоему попорчу кровь!
О, выйди, выйди, выйди, Аграфена,
О, не губи разбойничью любовь!

Припев.

  С первой строки нас посещает не только его муза, но и улыбка и держит в своем плену до последней строчки. Хотя, пожалуй, будет держать еще долго, пока эта картинка не сменится другой. Рука мастера видна  даже школяру. Тут и стилистика, и характер героя, и способ выражения чувств, и даже среда обитания соответствует данному персонажу. А такая сила любви не оставит равнодушной никакую Аграфену.  И, безусловно, красна девица выскочит даже в форточку навстречу этому соловью. Настоящие соловьи со своими серенадами отдыхают. А какие находки творческие относительно богатств разбойника, прям, дух захватывает!!! Очень удачное разложение Аграфены на части – Груню и Феню. Просто высший пилотаж. И страсть, явно, не наших домашних мальчиков. Сразу вспоминаются слова из песни В. Сюткина «Любите, девочки, простых романтиков». И, конечно же, тут присутствует, помимо мастерства, Дух Благодати.

  Таким образом, я в очередной раз доказала вам, насколько несоизмеримо творчество Владимира Семеновича с прочими деятелями рифмоплетства. Приношу свои глубокие соболезнование всем тем, кто уничтожал морально, а, следовательно, физически этого гения слова и дела. Ваши действия оставили черную метку в вашей душе, которую не убрать никакой «белизной», она как проклятие будет преследовать и вас и даже ваших детей, хотите вы этого или нет. Надо за все давать ответ. И его ранняя смерть, прежде всего, на вашей совести!!!