Время до прихода на берег реки ночи 5-9

Сергей Дегтев
ПЯТАЯ НОЧЬ.

Он в ванной бреется, она готовит ему одежду, на стульях в комнате развешаны рубашка, костюм, галстук, носки. Похоже, она готовит его для праздничного вечера.

Он. Кажется уже восьмой час.
Она. Ты так думаешь?
Он. Мой сосед сверху… Ты слышишь его? Он только что вернулся.
Она. Я ничего не слышу.

Пауза

Он. Он всегда возвращается около восьми. Сейчас он снимает обувь.
Она. Ты сошел с ума, как ты можешь это знать?
Он. Кажется, с недавних пор мой слух развился просто удивительным образом. Я теперь слышу все звуки дома. Вот сейчас он включает свет в прихожей.
Она. Немедленно остановись!
Он. Но это правда. Я слышу шаги, голоса, дыхания, вздохи. Это напоминает копошение насекомых под обоями... Особенно это начинает действовать на мозги, когда темнеет. Все звуки дома проходят через мой мозг... Даже если жильцы молчат, я слышу, что они молчат…
Она. Он, твой сосед, живет один?
Он. Да. Он живет здесь всего месяца три. Чувствуешь, как он идет по комнате?
Она. Нет.
Он. Теперь он садится в кресло.
Она (Обнимая его). Ой, он встал и открыл холодильник.
Он. И достает оттуда пакет молока.
Она. Ты уверен, что это именно молоко?
Он. Послушай, как он пьет, так можно пить только молоко.
Она. Пожалуй, ты прав.

Пауза.

Она. Он опять открывает холодильник, кладет туда пакет с остатками молока и закрывает холодильник.
Он. Великолепно.
Она. Он возвращается в прихожую.
Он. А теперь?
Она. Теперь он идет в комнату, включает телевизор.
Он. И что он смотрит?
Она. Какую-то идиотскую спортивную передачу о велогонках.
Он. Мне такие никогда не нравились.
Она. Как ты думаешь, сколько ему лет?
Он. Где-то около тридцати.
Она. Он опять в кухне.
Он. Достает из холодильника замороженную тушку белого кролика.
Она. Начинает его готовить по твоему секретному рецепту.
Он. Но у меня нет братьев. А этот рецепт сейчас во всем мире знают только два человека: я и ты.
Она. Черт возьми! Что это такое?
Он. Ну, вот и ты начала вспоминать черта. А… это парень, помешанный на компьютерных играх. Сейчас он начинает очередную битву с воинами зла.
Она. Слева кто-то начинает слушать симфоническую музыку.
Он. Это помощник управляющего банком. Очень скромный воспитанный молодой человек.
Она. Слышишь, кто-то открыл дверь парадной.
Он. Это, наверное, девушка с третьего этажа. Она всегда возвращается примерно в четверть девятого.
Она. Она выглядит утомленной.
Он. Да, она много работает.
Она. Она снимает перчатки, ищет в сумочке ключи.
Он. На то, что бы их найти, она тратит всегда от сорока секунд до одной минуты.
Она. Она такая привлекательная и одновременно скромная.
Он. Я всегда думаю о том, что она должна познакомится с тем парнем из банка. Это странно, что они никак не могут просто случайно встретиться. Утром он выходит в полвосьмого, а она – без четверти восемь. По воскресеньям она с утра идет на рынок, а он - отсыпается и встает поздно. И так все время, минуты никогда не совпадают. Это длиться уже достаточно долго. Действительно какое-то безумие.
Она. Она снимает обувь, пальто, вешает его в шкаф.
Он. Теперь она идет на кухню.
Она. Должна взять и съесть грушу.
Он. Кажется, в этот раз будет яблоко.
Она. Сейчас она включит телевизор,
Он. …будет смотреть тот же канал, что и банковский служащий.
Она. Они все сошли с ума. Как можно смотреть прямой репортаж с велогонки, которая длиться три - четыре часа.
Он. Должны же все они что-то делать.

Он уходит в ванну. Слышен шум воды.


ШЕСТАЯ НОЧЬ.

Он появляется в комнате, идет на кухню, возвращается с бутылкой пива, пьет, садится в кресло, рассеянно смотрит на стол, на котором лежит листок бумаги, берет его, начинает читать.
 
Он (Читает). Где ты был? Я пришла вовремя, но тебя не застала. Ты что и от меня хочешь убежать? Ты обещал ждать меня дома и никуда не выходить. Ты ходил смотреть почту в почтовом ящике? Отнеси сейчас же все, что получил, обратно в ящик, хорошо. Но смотри, что бы тебя никто не видел. К сожалению, я не смогу прийти этим вечером. Но завтра мы увидимся непременно. Утром я забыла у тебя свои перчатки, наверное, они лежат где-то на подушке… Видишь? Можешь их там и оставить, мне будет приятно знать, что ты спишь на моих пальчиках. Послушай, будь умницей и ложись сегодня спать пораньше. И, в любом случае, не перечитывай все, что я написала еще раз. Хорошо? Ты мне обещаешь? Скажи, что обещаешь. Громче, что бы я услышала твой голос.
Он. Да, обещаю.
Он (Продолжает читать). Громче, я ничего не слышу. Еще громче, я тебя очень прошу.
Он. Да, да! Обещаю.
Он (Продолжает читать). Спасибо. Я доверяю тебе. Целую тебя очень крепко. До завтра, и не забудь вернуть всю почту в почтовый ящик. Хорошо? Я у тебя, я с тобой даже сейчас. Согласен? Тогда, до завтра.

Долгая пауза.

Он вновь смотрит на листок бумаги, как будто впервые видит его, берет её послание и опять начинает читать, встает, идет на кухню, открывает холодильник, достает небольшую морковку, чистит ее, возвращается в комнату и продолжает читать письмо.

Он (Читает). Где ты был? Я пришла вовремя, но тебя не застала. Ты что и от меня хочешь убежать? Ты обещал ждать меня дома и никуда не выходить. Ты ходил смотреть почту в почтовом ящике? Отнеси сейчас же все, что получил, обратно в ящик, хорошо. Но смотри, что бы тебя никто не видел. К сожалению, я не смогу прийти этим вечером. Но завтра мы увидимся непременно. Утром я забыла у тебя свои перчатки, наверное, они лежат где-то на подушке…. Видишь? Можешь их там и оставить, мне будет приятно знать, что ты спишь на моих пальчиках. Послушай, будь умницей и… не пытайся читать то, что я написала, в третий раз. Почему ты меня не послушал? Есть вещи, которые ты должен понимать сам. Я не могу тебе вот так всего пояснить. Хорошо, пообещай, что больше меня обманывать не будешь. Ты мне обещаешь? Скажи, что обещаешь. Громче, что бы я услышала твой голос.
Он. Да, обещаю.
Он (Продолжает читать). Громче, я ничего не слышу. Еще громче, я тебя очень прошу.
Он. Да, да! Обещаю.
Он (Продолжает читать). Спасибо. Я доверяю тебе. Целую тебя очень крепко. До завтра, и не забудь вернуть всю почту в почтовый ящик. Хорошо? Я у тебя, я с тобой даже сейчас. Согласен? Тогда, до завтра.

Он (Ошеломленно смотрит на лист бумаги, кладет его на стол, вновь берет, опять читает).

Он (Читает). Где ты был? Ты что и от меня хочешь убежать? Ты обещал ждать меня дома. Я надеюсь, что никто не видел, как ты входил и выходил. К сожалению, я не смогу вернуться этим вечером. Нет, вовсе не потому, что ты раз за разом нарушал свои же обещания. За это я тебя прощаю. А завтра мы увидимся непременно. Послушай, будь умницей. И еще одно, прекрати свое дурацкое расследование. Ты не сможешь найти ни ресторан Акифа, ни самого Акифа. Оставь все это, хорошо. Спасибо. Я доверяю тебе. Целую тебя очень крепко. До завтра. Хорошо? Я у тебя, я с тобой даже сейчас. Ты помнишь, что это наша шестая ночь. До завтра.
Он. Нет, нет. Ты украла у меня эту ночь. Не согласен, я с первого дня был против того, что бы ты уходила.

Он кладет листок на стол. Некоторое время смотрит на него, трогает край, вновь берет. Опять начинает читать.

Он (Читает). Да, ты должен помнить, что это наша шестая ночь. Я сейчас с тобой. Это будет очень хорошая ночь, вот увидишь. Мои перчатки рядом на подушке. И еще все предыдущие пять ночей, которые остались в твоей квартире, с тобой. А теперь ты должен, наконец, выключить свет и научиться слушать тишину. Ты ляжешь в постель, закроешь глаза и будешь слушать только тишину. И больше не притронешься к моему письму. Мы будем слушать тишину вместе. Согласен? Ты должен представить, что это тишина моего голоса, что тишина – это и есть я. Эта тишина – это я, которая тебя ласкает. Успокойся, послушай.

Он слушает тишину.

В тишине слышны звуки бегающий по комнате животных, видимо это невидимые белые кролики, усиливается запах винограда или, может быть, коньяка.


СЕДЬМАЯ НОЧЬ.

Она входит. Снимает обувь. Включает свет в прихожей. Снимает пальто, вешает его на вешалку. Снимает шапочку и распускает волосы. Идет на кухню, берет в холодильнике яблоко. Заходит в комнату, садится на стул и ест яблоко.

Вся комната заполнена маленькими клетками, укрытыми платками.

Она. Давай, выходи оттуда!

Пауза.

Она. Давай же, выходи!

Пауза.

Она. Ты что, правда, сердишься?

Пауза.

Она. Ты ел что-нибудь?

Пауза.

Она. Если хочешь, я что-нибудь приготовлю.

Пауза.

Она. Хочешь спагетти?

Пауза.

Она (Роется в холодильнике). А омлет?

Пауза.

Она. А белого кролика, тушенного в сметане?

Пауза.

Она. Ну, скажи хоть что-нибудь, ты перешел все границы… Я тебе ничего такого не сделала.
Он (невидимый, его голос слышен из всех концов комнаты). Таки сделала.
Она. Нет же, нет!
Он (невидимый). Да.
Она. А если мы помиримся?
Он (невидимый). Нет!
Она. Я приготовлю тебе что-нибудь поесть. Я даже уже вымыла посуду.
Он (невидимый). Нет!
Она. Я принесла бутылочку конька, того, который ты так любишь.
Он (невидимый). Да плевал я на него. Я от него шалею. С этой минуты буду пить только молоко.
Она. А что означают все эти клетки?
Он (невидимый). Тебя не касается!
Она. Так ты не хочешь меня поцеловать?
Он (невидимый). Зачем?
Она. Иди сюда, я хочу, что бы ты меня поцеловал.
Он (невидимый). Погоди. Сначала я должен покормить своих зверьков.

Она открывает бутылку и наливает две рюмки.

Она (Пьет). Этот коньяк действительно чудесный. Недаром ты забыл все, кроме этого чудесного запаха.
Он (невидимый). Передай мне, пожалуйста, ту клетку.
Она. Какую именно?
Он (невидимый). Большую… Спасибо… Ай! Ай!
Она. Что случилось?
Он (невидимый). Ничего.
Она. Тебя укусили?
Он (невидимый). Что? (Вспышки в клетках). Да остановитесь, о, Боже, остановитесь!
Она. Что ты там делаешь?
Он (невидимый). Они спятили, спятили. Только что появились на свет, а уже начинают плодиться. Еще и считают, что я их отец.
Она. Но это так. Имей в виду, что именно ты провоцируешь их на размножение.
Он (невидимый). Но я ведь я их даже не касаюсь.
Она. Неужели?
Он (невидимый). Конечно. Они стали чрезвычайно распущенными, вступают в связи с моими запахами, с моей тенью, с моим дыханием, со стуком сердца. Стоит мне взглянуть в зеркало, они вступают в связь с моим отражением… Едва я произношу слово, как они пытаются соблазнять даже слова… Никогда не видел такой жажды жизни. Что с этим делать? Куда я их буду сажать через два – три дня. Передай, пожалуйста, еще одну пустую клетку, ту, что справа от тебя.
Она. Какую, вот эту маленькую?
Он (невидимый). Да. Они еще есть в шкафу, открой, пожалуйста, шкаф.

Она открывает шкаф, и множество клеток падает на пол. Вспышки во всех клетках, напоминающие фейерверк.

Она. Ну, хватит, выходи. Пусть они немного подождут, а ты выходи  оттуда.
Он. Боже мой, откуда я должен выйти. Я нигде. На самом деле, сам не знаю, где я. Может ты скажешь, откуда я говорю с тобой.

В комнате появляется какая-то, едва видимая дымка, походящая на тень.

Она. Да.
Он (невидимый). Откуда?
Она. Отовсюду.
Он (невидимый). Тогда, я везде.
Она. Ты умрешь там с голоду.
Он (невидимый). Я не могу умереть с голоду, потому, что еда не может умереть с голоду.
Она. Так они тебя едят?
Он (невидимый, вздыхая). Так мне кажется.
Она. Ты уверен?
Он (невидимый). Да, думаю, что они мною уже наелись, пока я не успел разобраться, что происходит.
Она. И тебе было больно?
Он (невидимый). Наоборот, даже понравилось. Когда я перемещаюсь по комнате, они страшно возбуждаются и продолжают размножаться со скоростью света. (В гневе). Брысь, брысь!
Она. Чего они еще хотят?
Он. Они только что занимались любовью с тем, о чем я думал.
Она. О Боже, перестань же думать. Они заполнят весь дом.
Он. А ты не можешь присоединиться ко мне в таком случае. Мне кажется, было бы лучше, если бы они занимались любовью одновременно с нами.

Серия вспышек. Тени переплетаются между собой.


ВОСЬМАЯ НОЧЬ.

Он. Я хочу вступить с тобой в брак.
Она. Я согласна.
Он. Надеюсь, ты еще не замужем?
Она. Нет.
Он. Чудесно.

Короткая пауза.

Он. Так что же?
Она. Что?
Он. Ты хочешь стать моей женой?
Она. Я надеюсь, ты не женат?
Он. Нет.
Она Чудесно.

Короткая пауза.

Он. Так что же?
Она. Что?
Он. Мы женимся?
Она. Да.
Он. Я хочу, что бы мы сделали это сейчас же.
Она. Хорошо.

Короткая пауза.

Он. Сейчас!
Она. Сегодня?
Он. Не сегодня, а сейчас же!
Она. Сейчас!
Он. Да.
Она. Хорошо.

Короткая пауза.

Он. Так что же?
Она. Что?
Он. Мы это делам?
Она. Да.
Он. Нам нужен свидетель.
Она. Только если мы этого хотим.
Он. В самом деле. Нам не нужен свидетель.
Она. Нет.
Он. Очень хорошо.

Пауза.

Он. Нам никто не нужен.
Она. Нет.
Он. Очень хорошо.
Она. Но нужен хоть какой-то ритуал.
Он. Мы можем выйти на  балкон, если ты хочешь.
Она. Согласна.

Он открывает дверь на балкон, они выходят туда, взявшись за руки.

Он. Ты готова?
Она. Да.
Он. Тогда я объявляю нас мужем и женой.
Она. Да.

Несколько раз звонят мобильные телефоны, потом звонки прекращаются.


ДЕВЯТАЯ НОЧЬ.

Она. Ты спишь?
Он. Мне снится, что ты говоришь со мной.
Она. Ты меня слышишь?
Он. Мне снится, что я тебя слышу.
Она. Ты боишься?
Он. Да.
Она. Чего ты боишься?
Он. Боюсь, что кто-то придет и разбудит нас.
Она. Я с тобой, в твоем сне?
Он. Да.
Она. Ты можешь коснуться меня?
Он. Мне нет нужды тебя касаться, потому что мы видим один и тот же сон.
Она. Ты можешь рассказать свой сон?
Он. Он еще очень непонятный. И мне начинает казаться, что он постепенно отделяется от нас.
Она. От наших тел?
Он. Да, и мы его понемногу оставляем.
Она. А наши тела, ты их видишь?
Он. Да, они спят, обнявшись, им очень хорошо.
Она. Тогда послушай внимательно. Нужны ли нам еще наши тела?
Он. Скорее всего, нет.
Она. А наши тела. Им не будет жалко нашего отсутствия?
Он. Скорее всего, нет.
Она. Ты чувствуешь, что мы начинаем покидать наше присутствие?
Он. Да.
Она. Отделяться от нашей памяти?
Он. Да.
Она. От наших пяти чувств... Они остаются за нами будто пятиугольник, нарисованный на асфальте.
Он. Да.
Она. Ты страдаешь от этого?
Он. Нет, я становлюсь необычайно легким.
Она. Теперь они очень далекие, наши тела, сплетенные в объятиях. Все дальше и дальше. Ты их еще видишь?
Он. Как две маленькие точки.
Она. Мы стали двумя голосами, просто двумя голосами.
Он. Чем-то большим.
Она. Чем-то большим, это чем?
Он. Скорее всего, двумя взмахами белых крыльев в полете.
Она. Мы в свободном полете над нами самими, разве не так.
Он. Нет, что-то большее.
Она. Что-то большее - это что?
Он. Я не знаю. Мы летим надо всем, нам уже не нужным.
Она. Мы парим над миром.
Он. Над всем миром.
Она. Возможно, мы стали неразлучными, наконец-то неразлучными.
Он. Я ощущаю тебя, так, будто мы два крыла одной птицы.
Она. Тогда удивительно, что мы еще можем общаться. Теперь у нас должен быть один голос.
Он. Думаю, так скоро и будет.
Она. Ты слышишь меня, будто я твой собственный слух?
Он. Да.
Она. Ты видишь меня, будто я твое собственное зрение?
Он. Да.
Она. Тогда ты не можешь меня больше коснуться, потому, что нельзя прикоснуться к своему собственному прикосновению.
Он. Именно так. Но я лишаюсь и второго тела, которое я обцеловывал, и грущу о том, что не имею тела, которое ты можешь целовать и ласкать.
Она. Наоборот, я чувствую, что наша любовь и наши ласки приближаются к совершенству. Ты видишь что-нибудь вокруг себя?
Он. Мне кажется, что я веко, которое прикрывает все видимое.
Она. А что находится в центре всего, что ты видишь?
Он. Мы.
Она. А что ты слышишь?
Она. Музыку. Музыку падения в самом падении.
Она. Это не очень хорошо. Ты еще боишься меня?
Он. Может быть. Я так и не успел тебя понять, даже не узнал твоего имени.
Она. Не отвечай мне больше.
Он. Но я ведь знаю все ответы.
Она. Ты еще боишься тишины?
Он. Нет. Потому, что тишины больше не существует.
Она. И мы будем говорить так до бесконечности.
Он. Да, боюсь, что если мы прекратим говорить, то потеряем равновесие и упадем.
Она. Ты еще помнишь то место, откуда начался наш путь?
Он. Нет.
Она. Ты помнишь мой последний вопрос?
Он. Нет.
Она. Ты помнишь, что я спросила через мгновение?
Он. Нет.
Она. Ты еще слышишь тишину?
Он. Нет.
Она. Как быстро ты можешь отвечать на вопросы?
Он. Я отвечаю на них еще до того, как ты их задаешь.
Она. Хорошо, теперь решай сам, мы переходим на ту сторону?
Он. Да.
Она. Ты уверен?
Он. Да.
Она. Я спрашиваю в последний раз. Ты абсолютно уверен?
Он. Да.

Пауза.

Она должна быть достаточно длинной, что бы особенно нетерпеливые зрители подумали, что спектакль уже завершен. Собственно, все остальное и действительно уже не имеет особенного значения.
 
После паузы.

Она. Что ты любил больше всего, когда был мальчишкой?
Он. Сидеть на берегу реки и бросать в нее камешки, а потом следить, как медленно расходятся круги по воде. Я мог этим заниматься часами, и мне никогда не наскучивало.
Она. Назови реку, возле которой ты бы хотел жить.
Он. Дунай. Дунай в его верхнем течении.
Она. Тогда в следующей жизни ты будешь рекой.
Он. А ты?
Она. А я - маленьким мальчишкой, который приходит к берегу реки и часами кидает в нее камешки.

Темнота.


УТРО.

Пустая комната. В ней постепенно светлеет. Слышны голоса с лестничной площадки.
Первый голос. Это тут.
Второй голос. Вы уверенны?
Первый голос. Разве вы не чувствуете запаха? Мне кажется, он какой-то необычный.

Стук в дверь.

Второй голос. Александр, откройте.
Первый голос. Не тратьте времени. Уже десять дней, как его никто не видел.
Второй голос. Вы уверенны, что он находится там?
Первый голос. Я боюсь худшего (Обращается к кому-то еще, вышедшему на лестничную площадку). Уважаемая, вы не могли бы присутствовать при вскрытии квартиры?
Голос женщина. Добрый день.
Первый голос. Это представитель властей.
Второй голос (представителя властей). Вы собственница этой квартиры?
Женский голос. Да.
Голос представителя властей. У вас есть запасной ключ?
Женский голос. Он у меня был, но Александр несколько раз терял ключ, я давала ему запасные. Боюсь, что…
Третий голос Добрый день.
Все. Добрый день.
Третий голос. Так я могу приступать?
Голос представителя властей. Подождите, нам нужен еще один понятой.
Первый голос. Девушка, спуститесь к нам на минуту, пожалуйста?
Голос молодой девушки. Добрый день. Конечно.
Голос молодого человека. Я живу этажом выше. В течение последних десяти дней в квартире было тихо. Лишь постоянно звонил мобильный телефон, кажется, даже два. Но трубку никто не брал.
Голос представителя властей. Вы знали жильца квартиры?
Голос молодого человека. Нет, я его ни разу не видел и здесь живу недавно.
Голос молодой девушки. Я иногда слышала, как он разговаривает по-арабски, похоже, что читал стихи.
Голос молодого человека. И я.
Голос молодой девушки. Но последние две недели я его не слышала.
Третий голос. Так что, можно начинать?
Голос представителя властей. Да, начинайте.
Женский голос. Только осторожней, пожалуйста.

Снаружи кто-то копается в замке, слышен скрежет металла по металлу, новые комментарии присутствующих, которые сливаются в негромкий гул.

-Правда, что…
-Мне кажется, что этот запах говорит о многом…
-Я всегда считала…
-Извините, что вы сказали…
-Может надо найти его родственников…
-Это представитель властей…
-А, тогда понятно…
-Пойдем скорее, нечего здесь делать…

Дверь открывается, но не полностью.

Третий голос. Не открывается до конца. Такое впечатление, что изнутри ее чем-то подперли.

На дверь сильно давят, она слетает с петель, задевает стул, с него падает миска, полная небольших круглых камешков, которые раскатываются по квартире. В комнату никто не входит.

Занавес.


(Может быть, по мотивам пьесы французского писателя Матея Вишнека “Приключения медвежат панда”, хотя автор в этом не уверен, так как не читал её на русском языке, а французского не знает.)