Uber Osts- und Weststilen des Denkens

Сантьяга Питерский
Формула Декарта "Я мыслю, значит, существую"  может быть трансформирована сегодня в "Как мыслю, так и существую".

Как мы мыслим?

Мы делим мир на черное и белое, на свое и чужое, на высокое и низкое, на плохое и хорошее.. Мы всегда делим мир. Мы всегда противопоставляем.

А в то же время восточный стиль мышления рассматривает противопоставление как плод помраченного сознания. Вспомните хотя бы канонический, известный всем Инь-Янь.

Мы всегда стараемся сэкономить время. Мы бежим. Мы в лучшем случае видим мир вокруг себя только мельком. Обычно же мы вообще его не видим.
Почему все больше и больше интересных фотографов появляется в Японии и Китае? Почему столица дрифта – Токио? И почему эти два вопроса стоят рядом?
Потому что они всегда осматривают мир вокруг. Для них заложено на генном уровне, что мгновение включает в себя вечность, а вечность – мгновение. Настоящее является плодом прошлого и семенами будущего. Поэтому в каждом мгновении можно прочувствовать уникальную ценность момента и одновременно бесконечную энергию потока времени. У них иное отношение ко времени, что позволяет им насладиться мгновением и стать лучшими фотографами, и в то же время чувствовать поток секунд до максимума и становиться лучшими гонщиками.
Или, к примеру, картины Айвазовского – это мгновения. Однако эти мгновения были актуальны вчера, они актуальны сегодня и будут актуальными завтра. Поэтому Айвазовский для Востока – современник Вечности.

Мы привыкли к цифрам. Мы очень любим даты.
Один восточный философ вместо дат рождения и смерти на своей могиле просил написать фразу «Жил 15 дней». Он осмысленно посчитал, что именно столько он прожил в своей жизни.

Мы любим новые мысли, но зачастую нам важна только сама мысль.
Для восточного стиля мышления важны суть и происхождение, а не сам факт той или иной мысли.

Мы не обращаем внимания на ежедневные детали, которые всегда вокруг нас.
Один японец, приехав в СССР на конференцию философов на тему «Что такое Человек» (или что-то подобное – не берусь сказать точно), доказывал, что чтобы дойти до Человека, мы должны отправляться в путь от Человека, то есть от самого себя, собственной Человечности.
Последним его аргументом было утверждение, после которого многие славянские философы начали задумываться о разнице между Западом и Востоком.
Вот оно:
«Уезжая из Ленинграда в Москву, я отправился в путь с Московского вокзала. На обратном пути в Ленинград, я отправился в путь с Ленинградского вокзала. Имя начала пути и имя цели совпадают».

Мы привыкли говорить о эмансипации и равноправии полов.
В восточной культуре равноправия между мужчинами и женщинами быть не может. Просто потому что, следуя своей природе, мужчина должен быть мужчиной, а женщина – женщиной. Равноправие полов в том виде, в котором оно отражается в Европе – самая большая глупость, которую они когда-либо наблюдали. Восточное правило таково: мужчина – это опора для женщины и уверенность в завтрашнем дне, а в культуре и искусстве приоритет женщины неоспорим. Нельзя унижать женщину до такой степени, чтобы сравнивать ее с мужчиной.


***

Я должен предупредить возможные ваши вопросы после этой заметки.

1. Кто подразумевается под «Мы»? Отношусь ли я сам к этим «Мы»?
«Мы» - это большинство тех, кто составляет мой нынешний круг общения. В этой заметке нет «Я», хотя проследить его не так сложно.

2. Это противопоставление Востока и Запада?
НЕТ. Это сравнение тех черт, которые может оценить каждый.
Я хочу понять, как можно синтезировать восточную и западную культуру в одном человеке без ущерба для него. Дифференцировать всегда легче, чем интегрировать (математикам привет)