Исток народной песни

Воронеж На Стихире
Исток народной песни
«...Я в первую очередь смотрю текст. Как человек чувство передаст».

«Кроме песен, созданных самим народом, и потому называющихся «народными», до Кольцова у нас не было художественных народных песен, хотя многие русские поэты и пробовали свои силы в этом роде…» (В. Белинский «О жизни и сочинениях Кольцова»)

Звезда поэта... Кто нас ведёт поклониться звезде? Побывать на родине поэта, композитора, певца, художника. Ощутить его, наполнить новым, неведомым значением его слово, добавить оттенки к его образу. К родине его предков, к роднику души его. Пушкин – родоначальник русской поэзии. Кольцов – выразитель поэтического мира народа, его глубины и мощи. Два имени - Пушкин и Кольцов, если внимательно вглядеться, как бы дополняют друг друга, и без одного из них не будет всей полноты проявления многообразия в слове и художественном образе.


«За рекой на горе,
Лес зелёный шумит;
Под горой, за рекой,
Хуторочек стоит.
В том лесу соловей
Громко песни поёт...»
(«Хуторок». Русская баллада. 1839 год).

 

Песне-балладе «Хуторок» 170 лет, она пережила всех живущих людей на земле, все революции, перевороты и землетрясения. Она проникала в душу человека и жила в душе, и заставляла петь, играть песню. Песня жива, пока её поют. В репертуаре Народной артистки РФ Екатерины Михайловны Молодцовой эта песня особенно любима. Народная песня жива, пока её поёт народ. Песня проходит испытания временем, времена меняются, а песня остаётся. Народная песня проходит через все слои общества, обогащая духовностью, силой и красотой, и возвращается к народу. В природе существует не только круговорот воды, но и определённый цикл, полнота жизни народной песни. Народная песня питает душу, как родник реки. Народная песня поднимает, возвышает народ над бытом, развивает культуру, хранит традиции.

Что нам даёт желание и силу жить? Что отличает нас от мира мёртвого, животного, бездуховного? Культура, духовность, литература, песня – это то загадочное и вечнозеленое древо, насыщенное вдохновением поэтов и музыкантов, талантов и гениев. Искусству, как живому древу, нужны подпитка, внимание, забота и участие.

Молодцова поёт – оживает время, Молодцова поёт – слышен голос Кольцова, Молодцова поёт – слышен голос «соловья», голос из народа. Народ аплодирует, народ ликует, потому что песню, вышедшую из глубин народа, Екатерина Молодцова, оживив своим талантом, возвращает народу. Не случайно она Почётный гражданин Воронежа с 1998 года. Окончила Воронежское музыкальное училище, была солисткой ВГРНХ, выступала с ансамблем «Русская гармонь» под управлением М.В. Ефименко. Бог дал ей талант, чтобы служить людям. Пока родники не иссякнут, пока солнце будет светить и рождать таланты – песня народная будет звучать, звенеть, играть...

 

«Лишь один соловей

Громко песни поёт».


Кто он, «соловей» из леса, из «Хуторка»? Сам Кольцов? Пушкин, которому он поклонялся? Народ, который как губка впитывает и хранит песни, или Екатерина Молодцова, которая пробуждает в людях любовь и память о русских народных песнях, а значит, и о самом народе.

К Пушкину, как выразителю всей национальной русской культуры того века, у Кольцова было особое отношение... Тянулись к Пушкину, как к живому светоносному роднику его современники. Среди них и воронежский поэт Алексей Кольцов. И, совершая паломничество к Пушкиногорью из Воронежа, мы мысленно следуем вместе с Алексеем Кольцовым.


«Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью тёмною
Затуманился?»

 

Черпали поэты, певцы, художники вдохновение, зажигались творческим импульсом гения. Алексей Кольцов назовет Пушкина русским богатырём духа, сравнит его с могучей силой и красотой леса, за силу духа, за талант, проявленный в русском языке:


«Заливная песнь
Соловьиная...»

 

За высокое предназначение поэта, за титанический литературный труд.


«Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская...»
(Алексей Кольцов. «Лес». Посвящено памяти А.С.Пушкина).

 

Встреча с Александром Пушкиным произошла во время приезда Алексея Кольцова в Петербург в первой половине 1836 года (за год до дуэли с Дантесом). Пушкин высоко оценил дарование воронежского поэта. Алексей Кольцов ввел в русскую литературу новую тему – тему крестьянского труда, показал человека из народа откровеннее, глубже, изобразил поэтически. Оценка Пушкина подтверждается до сих пор. Многие песни Кольцова положены на музыку и стали популярными: «Хуторок», «На заре туманной юности», «Не шуми ты, рожь» и другие.

Алексей Кольцов стремился в Москву, в Петербург, но нищенская жизнь отнимала все силы в борьбе за существование: обыватели не оценили гения-поэта при его жизни.


«Чтоб в чужой стороне
На людей поглядеть;
Чтоб порой пред бедой
За себя постоять;
Под грозой роковой
Назад шагу не дать;
И чтоб с горем, в пиру,
Быть с весёлым лицом;
На погибель идти –
Песни петь соловьём».
(Песня Кольцова «Путь»)

 

«С особенным чувством вспоминал он всегда о радушном и тёплом приёме, который оказал ему тот, кого он с трепетом готовился увидеть, как божество какое-нибудь, - Пушкин. Почти со слезами на глазах рассказывал нам Кольцов об этой торжественной в его жизни минуте». (В. Белинский «О жизни и сочинениях Кольцова»).

Какую надо иметь дерзкую смелость, чтобы выйти со своей поэзией - «ветреной подругой» на столичный Олимп. В «бедном образованием» поэте Пушкин увидел дар высокий, дар божественный. Что-то роднит таланты, возможно, это высшая сила - сила вдохновения. Вдохновение притягивает таланты. В.П. Давыдов, современник Пушкина и Кольцова, вопреки личному мнению замечает: «...если Пушкин и Жуковский говорят, что ничего не читали выше его стихотворений, не могу не ставить их самих гораздо выше...»
Жизнь Пушкина трагически оборвалась, и новой встречи Кольцова и Пушкина не суждено было повториться. Через пять лет не будет и Кольцова, но песня хранит его имя.


«Две жизни в мире есть:
Одна светла, горит она, как солнце;
В её очах небесный тихий день;
В сиянии – святая мысль и чувство;
Её живая сила так роскошно
Звучит свободной и разумной речью.
И это – жизнь земного духа:
Долга она – как божья вечность...»
(А.Кольцов. «Две жизни»)

 

Песня для пения, а народная песня - для пения и игры. Народная песня – это как бы театр одной песни: и голос, и танец, и драматическая игра. Русская народная песня живет на сцене, живёт и в быту, и дома, и в дороге. Если у песни корни народные, если песня написана талантливым человеком - человек схватил её, запомнил, и в народ пошла песня. В любом уровне нашей жизни песня необходима: в столичном, в провинциальном, в сельском, в городском. Без них не проживёшь. Алексей Кольцов… Чем близка ему была песня? Когда в степи был, перегонял скот, он, вероятно, пел, чтобы наполнить своё одиночество радостью и вдохновением, а степь - звучанием человеческого голоса, песней. «Хуторок» - баллада, это песня-событие, сюжет о жизни. Или он присутствовал или был в главной роли на «хуторке». Когда поёт Екатерина Молодцова, чувствуешь эту песню, видишь. Кажется, чего мудреного? Ничего. Кольцов написал текст, посвятил песню сестре. И она была первой исполнительницей.

Песня рождается заново в исполнении. Екатерина Молодцова много народных песен возродила заново. Она собиратель народных песен, автор многих частушек, в сборник «С песней по жизни» вошли произведения из её репертуара. Занимается концертной деятельностью с ведущими оркестрами страны. Она и исполнитель, и педагог. В 2001 году открыла и возглавила отделение сольного народного пения в Воронежском музыкальном училище. Она может гордиться своими учениками: это и Олечка Чиркова, лауреат Российских конкурсов, и многие другие. Среди её учениц и её дочь. Оксана унаследовала от матери талант, трудолюбие и любовь к песне, она лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Окончила ВМУ, РАМ им. Гнесиных. Преподаёт в МГИМ им. А.Г. Шнитке и гастролирует по стране и за рубежом.

А о себе Екатерина Молодцова говорит просто, что родилась с песней. «Я тринадцатая и последняя. Родилась – в доме уже гармонь была. У нас был хутор Новосельский: один дом и четыре пруда. Семья – менее двадцати человек не садились за стол. Я запах полыни люблю. Уткнёшься в неё носом – и степь, и лес, и дом. «Ночь проходит, а я у порога…» Степь, поле люблю. Распластаться над этим полем и вдыхать. Тут в душу песня рвётся, радостная и печальная, и не разъединить их, и не выразить в одной песне. Старшие на зиму из хуторка на станцию переезжали – там был у нас домик небольшой. А я и в школу из хутора ходила. Одна. Иду и пою, и весело и не страшно. И снохи у нас были певчие».

Песни Кольцова – гордость Воронежского края. «...Несмотря на всю объективность своего гения, Пушкин не мог бы написать ни одной песни вроде Кольцова, потому что Кольцов один и безраздельно владел тайною этой песни...» - писал В. Белинский.

Для Кольцова слово – как смычок для скрипача. Слово у него служит не просто для информации о еде и событии, оно насыщено живой силой духа. Алексей Кольцов умер 29 октября 1842 года в Воронеже и похоронен на Митрофановском кладбище. Сегодня некрополь Алексея Кольцова и Ивана Никитина удалось сохранить на прежнем месте, защитить от переноса только усилиями писателей-патриотов: Евгения Люфанова, Ивана Сидельникова и других. Во время строительства цирка писатели часами стояли у могил, не давая приблизиться бульдозеру и начать разрушение. Некрополь – место, куда приходили возложить цветы все писатели, побывавшие в Воронеже. Поэту посвящен роман В. А. Кораблинова «Жизнь Кольцова» (1954-1955). В Воронеже поставлены Алексею Кольцову памятники. Так жизнь Алексея Кольцова продолжается в его творческом наследии по наши дни.

Надежда Середина, член Союза писателей России