На поле Куликовом - смысл

Виталий Литвин
     Итак, что же такое цикл  стихов Александра Блока «На поле Куликовом»?

     Во первых словах, опять подчеркну, что мы имеем именно цикл.  То есть пятое стихотворение – это  вступление к первому. Бесконечно, опять и опять, вечность за вечностью, воин за воином выходит на поле непрекращающейся битвы.
     Вторыми словами  надо напомнить, что действующих лиц в каждом стихотворении – двое:  воин и  ж(Ж)ена. Всё остальное – и грустящие стога, и ковыльная степь, и поганая орда, и княжеская рать – всё это лишь декорации, лишь фон, всего лишь несменяемый задник повторяющейся и повторяющейся по причине аншлага пьесы.

        Перечтём стихи и перечислим героев:
        1-ое стихотворение: воин и рядом мчащаяся на кобылице та,  то единственное, что осталось ему от Руси  – «Жена моя». Исход боя неясен, останутся ли эти двое вместе – неясно. Оба исхода так же равновероятны, как равновероятно написание   этого существительного: Жена? жена?
        2-ое стихотворение:  воин и где-то вдали  – «светлая жена». Он для нее - милый друг, она за него молится, но - она простая женщина.  Исход боя – победа, а  сам воин – погибнет.
        3-ье стихотворение: воин и Та, что «сошла, в одежде свет струящей». Исход боя – победа. Воин остается жив.
        4-ое стихотворение: воин и  та, которая... за которой незнамо «куда лететь». Исход битвы – поражение. А воин  в ней даже не участвует, для него и смысл существования - потерян.
        5-ое стихотворение: воин и... к себе ли обращается он в последней строке: «Теперь твой час настал.– Молись», он ли  произносит всю фразу или она обрывается прямой речью? Чьей? Но даже если – это  только он, то кому он будет молиться? «светлой жене» – и погибнет?  Или Той, что в «одежде»? И победит? Или, несмотря на все его молитвы, все его мольбы,  окажется, что «опять за туманной рекою ты»?
   Воин готовится к битве... «а ты-то... вернешься ли ты?»
   Скорее всего – нет. Потому что естественная  хронология цикла следующая:
   - сначала пятое стихотворение: воин готовится к битве... к походу!
   - потом первое стихотворение:  воин прибывает на поле битвы и с ним та, которой он молился;
   – далее, в качестве лирического интермеццо –  в качестве подсказке судьбе, второе и третье стихотворения: мы победим, если... если ты – это Ты, или если ты  – хотя бы ждёшь меня... пусть  я сам погибну;
   – и последним – четвёртое стихотворение: крах. Потому что ты – это всего лишь ты,  и ты – где-то.  И даже страшнее: ты – «ЗА туманной рекою».  «...такой гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание. Скрипят бесчисленные телеги ЗА Непрядвой, стоит людской вопль, а на туманной реке тревожно плещутся и кричат гуси и лебеди»... то есть «ты» – на другой стороне реки, на другой стороне Непрядвы, ты просто – на другой, не на нашей  стороне.

   Блок понимал, что свою битву он давно проиграл: «Я хотел бы поставить вопрос резче и беспощаднее; это самый больной, самый лихорадочный для многих из нас вопрос. Боюсь даже, вопрос ли это? Не свершается ли уже, пока мы говорим здесь, какое-то страшное и безмолвное дело? Не обречен ли уже кто-либо из нас бесповоротно на гибель?  ...над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта». И у пятого стихотворения  полного, вроде бы,   уверенности в себе, готовности к бою, к подвигу, к  свершению – страшный эпиграф:
      
        И мглою бед неотразимых
        Грядущий день заволокло.
               Вл. Соловьев

До Великой Октябрьской Социалистической Революции оставалось  девять  лет.