Песнь о вечном

Гордеев Роберт Алексеевич
                Маргарите Синициной посвящается

                (увлечения культурного человека)
               
                Ars lоnga – vita brevis *)

                Куда нас влечёт полыханье страстей
                и сколь охлаждает их разум?
                Промеж ожиданий, надежд и затей
                свой путь мы находим не сразу.
                И будет уместно спросить у себя:
                к чему нас Господь предназначил, любя?

                Мы, зубы почистив, жуём бутерброд,
                идём по утрам  на работу.
                Потом мы с работы приходим. И вот
                мы чувствуем: надо б чего-то…
                Мы в ящик, отужинав, сыто глядим.
                Потом мы икаем, зеваем и спим.

                А утром, вздохнув, надеваем пальто –
                пора на работу по-новой.
                Уходим. Приходим. И чувствуем, что
                нам надо б чего-то такого…
                Чего же «такого»? Какого «чего»?
                Такого, не знаем о чем ничего!

                Что попусту чистое небо коптить,
                ведь сказано: жизнь быстротечна!
                Нам надо не жалкой лучиной чадить,
                а вспомнить: искусство-то вечно!
                Мы можем  в Искусство дорогу открыть
                себе безусловно, другим – может быть…

                И надо же, именно в этот момент
                в метро на одном перегоне
                к нам вдруг обращается некий клиент,
                что рядом топтался в вагоне
                и вежливо смотрит на нас сквозь очки:
                «Вы знаете, я собираю значки!»

                -«Кто ж вас надоумил упасть на значки?
                Они не созвучны моменту.
                Протрите, товарищ, получше очки :
                фуфло! – говорим мы клиенту –
                Мы вам не советуем время терять,
                их лучше бы в чьи-нибудь руки отдать».

                Клиент усмехнулся, однако чело
                и взор омрачилися думой.
                «Раз так, то не надобно мне ничего.
                Берите!» – вещает угрюмо.
                «Ну что ж -  отвечаем – мерси вам за честь:
                начало коллекции, стало быть, есть!»

                И вот мы, нашарив немного деньжат,
                глядим, как нарядны и ярки,
                зубцами оскалясь, на почте лежат
                простые почтовые марки.
                В их ценность не верить, конечно, нельзя,
                на них отражение жизни, друзья!

                На них  - поднимается новый завод
                и лёд ковыряет полярник,
                летит самолёт, а певица поёт,
                наградой гордится ударник,
                корабль пограничный у берега бдит
                и Вождь, улыбаясь с трибуны  глядит.

                Народы выходят бороться за мир,
                с подружкою пляшет подружка…
                Вот лоси, лососи, вампир и тапир,
                царь-колокол, царь и царь-пушка,
                тюльпаны, бананы, стога и снега
                и даже картина Эдгара Дега…

                И всё-таки марки для нас не предел,
                и те, кто особенно прытки,
                себе подыскали получше удел:
                они собирают открытки.
                Открытки – солидней! У них, например,
                бумага потолще, поболе размер.

                Где марку не видно, открытка видна,
                и марка на ней – принадлежность.
                К тому же, важна, безусловно, цена
                и (тоже, конечно) прилежность.
                И времени столько не надобно вам:
                попробуйте марок собрать килограмм!

                Открытки-реклама, открытки-буклет
                и рядом открытки-визитки,
                открытки, каких и на свете-то нет,
                а рядом и просто открытки.
                Открытки на фото и в цвете, и так,
                открытки за рупь, за алтын, за пятак…

                Открытки повсюду мы можем добыть,
                они где угодно найдутся..
                Но самое лучшее, что может быть –
                альбомы цветных репродукций!
                Искусство, искусство! Тебя полюбя,
                чего мы не сделаем ради тебя!

                Туман. Ураган. Бенуар и бульвар.
                Мане. Модильяни. Эль-Греки.
                Сислей. Аржантей. Будуар. Ренуар.
                Дали и Тулузы-Лотреки.
                Соборы. Заборы. Гондолы . Мосты.
                Гравюры. Иконы. Картины. Холсты.

                И Русский, и Прадо, и весь Эрмитаж.
                Уффици и Лувр. Третьяковка.
                Бумага. Картон. Акварель. Карандаш.
                Темпера. Сангина. Грунтовка.
                Брюллов и Саврасов. Перов и Серов.
                Коровин. Малявин и Водкин-Петров.

                Заставлены полки альбомами сплошь
                (признаться мы этому рады).
                Всё вместе, конечно, нигде не найдёшь:
                поврозь всё - в Уффици и в Прадо…
                Как нам полиграфия много дала:
                она к нам искусство домой привела…

                И надо же! Именно в этот момент
                на службе в одном коридоре
                к нам вдруг обращается некий клиент
                в берете, но с блеском во взоре.
                Отнюдь не Делон, лысоват, деловит
                и всё говорит, говорит, говорит…

                «Да, вечно искусство – клиент говорит –
                но только, как область культуры.
                Оно нам являет сегодняшний вид
                движений бессмертной натуры.
                Застой – это гибель натур, говорит, -
                культура ж на месте отнюдь не стоит.

                Нельзя априори и твёрдо сказать,
                куда устремилась культура,
                но в Доме писателей можно узнать,
                как множится литература…»
                Мы слушали, было на сердце тепло,
                и мы не решились ответить «фуфло!» 

                Мы каждую пятницу стали щедро
                себя приобщать до культуры
                и в Доме писателей слушали про
                развитие литературы.
                Потом – захватило, потом – не унять,
                никак не уйти, не забыть, не отстать.

                Про творчество много  узнали мы там,
                всё было толково и ново:
                Катаев, Абрамов. Потом Мандельштам.
                Однажды стихи Гумилёва.
                Потом Ахмадулина спела своё:
                мол, Анна с Мариной - сестрички её.

                Астафьев и Битов. Затем Пастернак.
                Рождественский и Маяковский.
                Ю.Визбор. Высоцкий и в песнях, и так.
                Распутин, Белов и Твардовский…
                Культура! Мы любим и ценим её.
                Но… хочется вызнать и что-то своё.

                Некрасов Чуковскому тайны открыл,
                Набокову – Гоголь. Не так ли?
                И Лермонтов понят. Его изучил
                Андроникошвили, Ираклий.
                А Пушкин-то! Вот где загадка лежит!
                Нам всё про него изучить надлежит!

                Музеи и книги... С портретов глядят
                его современников лица.
                Мы скоро узнали, что был небогат,
                в провинции жил и в столицах.
                Что был камер-юнкером, но не служил,
                что осенью Болдинской в Болдино жил.

                Узнали, что Пушкин опасно шутил
                с супругою Модиньки Корфа
                и, походя будто бы, раз совратил
                жену самого Бенкендорфа.
                И что Бенкендорф его вызвать хотел
                и очень жалел, что, увы, не успел…

                Но нам разобраться неплохо бы тут,
                а верить всему не годится.
                И в среду ближайшую нас поведут
                знакомить с одним очевидцем.
                И, коль очевидец взаправду не врал,
                для книги, пожалуй, готов материал!

                Сегодня нам рано итог подводить,
                что начато, надобно двигать!
                Упорно и честно мы будем служить
                искусству, культуре и Книге.!
                Куда завлечёт нас пыланье страстей
                промеж ожиданий, надежд и затей?…
                1988 г.

                *) Искусство вечно, жизнь коротка  (лат.)