Die Leibliche Mutter. Part IX

Филипп Родионов
Рецензия 1 (Вероника Риммер)

Плотная поэтичная проза Родионова в процессе исследования его детских воспоминаний обогащается огромным количеством деталей и содержит столь мощные образы, что история, как кажется порою, грозит соскользнуть в лирическое стихотворение. Реальные события разворачиваются много позже того, как в тексте поставлена точка: мать второй раз замужем, недавно она возвратилась домой из Лозанны... В своем тексте автор стремится описать все изобилие мелочей повседневной человеческой жизни, при этом объединяя их в привлекательное повествование. Помимо этого, «Мама» – пример поразительной, мастерской работы с литературными формами. Нанизываемый на гнилую нить наркотических воспоминаний, текст строится как коллаж и палимпсест, составленный из с письменных и устных монологов, стоящих независимо нарраций и постоянных открытых и скрытых аллюзий на литературные произведения…
Алкоголизм отца, наркотическая зависимость сына - могли бы сигнализировать о «тотальном семейном психозе», но… не сигнализируют… Как поэтическое произведение «Маму» отличает ровный и "плоский", но, тем не менее, довольно экспрессивный стиль изложения. Очень многое здесь основано на дифференциации "Что?" и "Кто". Знак вопроса предупреждает о неизбежном провале личных отношений; "Что" без ожидаемого вопроса являет собой "истинный" вопрос, обращенный к другому человеку, и прогнозирует "негативные" последствия: трамвай №28 уносится прочь, и сказано более ничего не будет.