Должна сразу Вам признаться, дорогой читатель, что ума я… Ну совершенно не математического склада. Этот увесистый недостаток, коим щедро наградила меня природа, в годы учёбы в школе был для меня не просто бедствием, а невообразимых размеров катастрофой. Нет, в начальных классах я ещё довольно сносно жила с этим недовеском головного мозга. Муки математического ада начались с пятого класса, когда нас «радостно» переняли предметники. Алгебру и Геометрию вела очень строгая, но справедливая учительница, Мария Петровна Белкина, исключительно знающая свои предметы и искренне желающая вложить свои знания в наши пустые головы. Вот тут-то очень быстро и выяснилось, что математический склад ума во мне отсутствует напрочь. Одна мысль о том, что (ещё только завтра) будет урок математики, наводила на меня тихий ужас. Ну а, если завтра Мария Петровна ещё и «любезно» приглашала к доске, тихий ужас переходил в панический, лишающий меня способности вообще что - либо соображать, страх.
Короче: - Один урок математики из моей школьной жизни.
«Кто не сделал домашнее задание?» - С порога задаёт Мария Петровна свой неизменный вопрос, стремительно продвигаясь к учительскому столу. Под мышкой у неё обязательно классный журнал, набитый, в основном, нашими двойками и тройками, поскольку получить у неё более высокую оценку удавалось лишь очень умным ученикам. А их в классе было… Раз, два и обчёлся.
«Таак, опяяяять! – произносит она на распев, видя поднявшуюся руку Кольки Морозова, - Иди к доске. С дневником!»
Класс на время с облегчением вздыхает. Получив очень быстро в дневник свою традиционную двойку, Колька понуро возвращается восвояси.
УРОК НАЧАЛСЯ....
« Приступаем к фронтальному опросу» - торжественно объявляет Мария Петровна и мы всем классом, за исключением очень умных, стараемся максимально уменьшиться в размерах и слиться воедино с партой, надеясь остаться незамеченными беспощадной учительницей. Фронтальный опрос заключался в том, что Мария Петровна задавала вопрос… К примеру: «Чему равен квадрат разности двух чисел?» И поднимала с места выбранную жертву, которая должна была быстро и чётко на поставленный вопрос ответить. Итак, вопрос задан и «жертва» выбрана:
« Слушаем Круглову»
Светка Круглова, с забавными кудряшками на голове и неопределенного цвета светлыми глазами, горестно поднимает со скамейки парты отяжелевшее тело. Томный взгляд на Марию Петровну и… Молчание:
« Э-эх! Садись!»
Подняв ещё несколько нерадивых учеников и получив, наконец, положительный ответ , Мария Петровна задаёт следующий вопрос: - «Ответит Круглова»
Светка ещё более обречённо поднимается с места и… Молчание.
"Садись! Идиотка! Ещё раз не ответишь-получишь единицу в журнал».
Побегав по классу с фронтальным опросом ещё пару минут, неумолимая учительница вновь поднимает Круглову. Светка едва встаёт на ноги, с полными слёз глазами и, кажется, на грани обморока.
« Неси дневник, чурка с глазами. Двойка тебе. А к доске решать уравнение пойдёт Сабуров. И тетрадь с домашним заданием мне на стол!»
« А я тетрадь дома забыл, - мямлит едва слышно Сабуров.
«Так беги за ней! – не задумываясь, парирует Мария Петровна, - Беги и всю дорогу повторяй: - Дурная голова ногам покоя не даёт. А к доске пойдёт Худяков.»
Витька Худяков, вопреки своей худой фамилии, был телом здоровый и упитанный. А вот ума ему Бог не дал вовсе. Витька вразвалочку вышел к доске, коряво накорябал продиктованное Марией Петровной задание, но так и простоял, тупо пяля на него глаза и не проронив ни слова.
« Э-эх! Садись! Дурак! Катя, иди покажи как решается это уравнение!»
Катя Ветрова, классная симпатяга и любимица, одна из УМНЫХ, уверенно идёт к доске, берёт мел и, не задумываясь, строчит решение.
« Комментируй для дураков свои действия» - говорит Мария Петровна, явно упиваясь знаниями умной ученицы. И тут происходит невероятное: - Катюша, будто наткнувшись на что-то непреодолимое, застыла на середине уравнения и ни с места, горько разочаровав этим Марию Петровну.
«Э-эх! Садись! ПОЛУдурок!» - горестно бросает она незадачливой Катюше и сама завершает решение злополучного уравнения.
«Второе уравнение решать пойдёёёт… К доске пойдёёт…(А я всегда почему-то нутром чувствовала эту экзекуцию. Вот и сейчас сердце замерло в страшном предчувствии)Так, к доске у нас пойдёёт – Масс!»
Большим усилием воли отрываюсь от парты и иду к доске, словно на гильотину. Как в тумане записываю, продиктованное Марией Петровной, уравнение. Ой, не спрашивайте какое? Вспомнить его - для меня за гранью фантастики. Записала:- «Чтобы решить это уравнение, - как можно бодрее начинаю комментарий своих действий, - подставляем формулу» И!… Замолкаю упорно и, похоже, надолго:
«Гениально! – восклицает, не дождавшись продолжения, Мария Петровна, - какую формулу?»
Я максимально морщу лоб и тру пальцами висок, давая учительнице понять, что добросовестно вспоминаю нужную закорючку.
«Так, пока Масс будет рожать формулу, УМНЫЕ - открывайте учебники и решайте. (называет каждому свой номер задания) Чего тебе, Сергеев?» - спрашивает у поднявшего руку средненького ученика, Петьки Сергеева:
«Мария Петровна, дайте и мне задание.»
«Ой, держите меня! Куда конь с копытами – туда и рак с клешнёй. Сиди уж! Так, ну что вспомнила?»
Как Вы поняли вопрос уже обращён ко мне. Я молча, но с прежним усердием, тру висок:
« Тааак! Смотрите! Масс!.. Забыла формулу! Встряхнуть бы тебя головой о доску, может вспомнишь формулу!»
От осознания столь блестящей перспективы я вконец лишаюсь способности не только соображать, но и данного мне драгоценного дара речи. Наконец, с помощью УМНЫХ, в уравнение вставлена нужная формула и я, с горем пополам, вытянутая за уши, домучиваю задание.
«Ладно, - снисходительно объявляет Мария Петровна. – сегодня я тебе двойку не поставлю. Выкарабкалась всё же! Эх, Роза, Роза! От того у тебя и ноги работают,(я была первым спортсменом школы) что голова ни черта не работает. Садись! Горе луковое!»
С лёгкостью, будто сбросила с плеч Эверест, иду к своей любимой парте. И тут, радостно заливаясь, звенит школьный звонок.
Урок окончен!
P.S. Все фамилии в рассказе изменены, за исключением моей. Я в девичестве – Масс.
И ещё. Может у Вас, дорогой читатель, возникнет сомнение по поводу правдивости моего повествования. В смысле, как Мария Петровна с нами обращалась. Да, на первых порах нас это тоже «удивляло.» Но вскоре перестали на подобные ярлыки реагировать, потому что вешала их на нас Мария Петровна совершенно беззлобно, как-бы между прочим. И, уже окончив школу, став взрослыми, мы при встречах всегда с теплом и добрым смехом вспоминаем нашу бесподобную учительницу математики, Марию Петровну Белкину. Светлая ей память.
Продолжение следует
Германия Northaim 09.02.2009г