Один урок математики из моей школьной жизни

Роза Госман
   Должна сразу Вам признаться, дорогой читатель, что  ума я… Ну совершенно не математического склада. Этот увесистый  недостаток, коим щедро наградила меня природа, в годы учёбы в школе был для меня не просто бедствием, а невообразимых размеров катастрофой. Нет, в начальных классах  я ещё довольно сносно жила с этим недовеском головного мозга. Муки математического ада начались с пятого класса, когда  нас «радостно» переняли предметники. Алгебру и Геометрию  вела очень строгая, но справедливая учительница, Мария Петровна Белкина, исключительно знающая свои предметы и искренне желающая вложить свои знания в наши пустые головы.  Вот тут-то очень быстро и выяснилось, что математический склад ума во мне отсутствует напрочь.  Одна мысль о том, что (ещё только завтра) будет урок математики, наводила на меня тихий ужас. Ну а, если завтра  Мария Петровна ещё и «любезно» приглашала к доске, тихий ужас переходил в панический, лишающий меня способности вообще что - либо соображать, страх.
 
   Короче: - Один урок математики из моей школьной жизни.

  «Кто не сделал домашнее задание?»  - С порога задаёт Мария Петровна свой неизменный вопрос, стремительно продвигаясь к учительскому столу. Под мышкой у неё обязательно классный журнал, набитый, в основном, нашими двойками и тройками, поскольку получить у неё более высокую оценку удавалось лишь очень умным ученикам. А их в классе было… Раз, два и обчёлся. 
 «Таак,  опяяяять! – произносит она на распев, видя поднявшуюся руку Кольки Морозова, - Иди к доске. С дневником!»
 Класс на время с облегчением вздыхает. Получив очень быстро в дневник свою традиционную двойку, Колька понуро возвращается восвояси. 

                УРОК НАЧАЛСЯ....

   « Приступаем к фронтальному опросу» -  торжественно объявляет Мария Петровна и мы всем классом, за исключением очень умных, стараемся максимально уменьшиться в размерах и слиться воедино с партой, надеясь  остаться незамеченными беспощадной учительницей. Фронтальный опрос заключался в том, что Мария Петровна задавала вопрос… К примеру: «Чему равен квадрат разности двух чисел?»  И поднимала с места выбранную жертву, которая должна была быстро и чётко на поставленный вопрос ответить. Итак, вопрос задан и «жертва» выбрана: 
 « Слушаем Круглову»
 
 Светка Круглова, с забавными кудряшками на голове и неопределенного цвета светлыми глазами, горестно поднимает со скамейки парты отяжелевшее тело. Томный взгляд на Марию Петровну и… Молчание:
« Э-эх! Садись!» 
Подняв ещё несколько нерадивых учеников и получив, наконец, положительный ответ , Мария Петровна задаёт следующий вопрос: - «Ответит Круглова» 
Светка ещё более обречённо поднимается с места и… Молчание. 
"Садись! Идиотка! Ещё раз не ответишь-получишь единицу в журнал».
Побегав по классу с фронтальным опросом ещё пару минут, неумолимая учительница вновь поднимает Круглову. Светка едва встаёт на ноги, с полными слёз глазами и, кажется, на грани обморока.
 
« Неси дневник, чурка с глазами. Двойка тебе. А  к доске решать уравнение пойдёт Сабуров. И тетрадь с домашним заданием мне на стол!» 
« А я тетрадь дома забыл, - мямлит едва слышно Сабуров. 
«Так беги за ней! – не задумываясь, парирует Мария Петровна, -  Беги и всю дорогу повторяй: - Дурная голова ногам покоя не даёт. А к доске пойдёт Худяков.»
   
  Витька Худяков, вопреки своей худой фамилии, был телом здоровый и упитанный.  А вот ума ему Бог не дал  вовсе. Витька вразвалочку вышел к доске, коряво накорябал продиктованное Марией Петровной задание, но так и простоял, тупо пяля на него глаза и не проронив ни слова.
« Э-эх! Садись! Дурак!  Катя, иди покажи как решается это уравнение!» 
Катя Ветрова, классная симпатяга и любимица, одна из УМНЫХ,  уверенно идёт к доске, берёт мел и, не задумываясь, строчит решение. 
« Комментируй для дураков свои действия» -  говорит Мария Петровна, явно упиваясь знаниями умной ученицы. И тут происходит невероятное: - Катюша, будто наткнувшись на что-то непреодолимое, застыла на середине уравнения и ни с места, горько разочаровав этим Марию Петровну. 
«Э-эх! Садись! ПОЛУдурок!» - горестно бросает она незадачливой Катюше и сама завершает решение злополучного  уравнения.

   «Второе уравнение  решать пойдёёёт… К доске пойдёёт…(А я всегда почему-то нутром чувствовала эту экзекуцию. Вот и сейчас  сердце замерло в страшном предчувствии)Так, к доске у нас пойдёёт – Масс!»   
  Большим усилием воли отрываюсь от парты  и иду к доске, словно на гильотину. Как в тумане записываю, продиктованное Марией Петровной, уравнение. Ой, не спрашивайте какое? Вспомнить его - для меня за гранью фантастики. Записала:- «Чтобы решить это уравнение, - как можно бодрее начинаю  комментарий своих действий, - подставляем формулу»   И!… Замолкаю упорно и, похоже, надолго:
 «Гениально! – восклицает, не дождавшись продолжения, Мария Петровна, -  какую формулу?» 
   Я максимально морщу лоб и тру пальцами висок, давая учительнице понять, что добросовестно вспоминаю нужную закорючку. 
«Так, пока Масс будет рожать формулу, УМНЫЕ - открывайте учебники и решайте. (называет каждому свой номер задания) Чего тебе, Сергеев?» - спрашивает у поднявшего руку средненького ученика, Петьки Сергеева:
 «Мария Петровна, дайте и мне задание.» 
«Ой, держите меня! Куда конь с копытами – туда и рак с клешнёй. Сиди уж! Так, ну что вспомнила?»
 
Как Вы поняли вопрос уже обращён ко мне. Я молча, но с прежним усердием, тру висок:
  « Тааак!  Смотрите! Масс!.. Забыла формулу! Встряхнуть бы тебя головой о доску, может вспомнишь формулу!»
  От осознания столь блестящей перспективы  я вконец лишаюсь способности не только  соображать, но и данного мне драгоценного дара речи. Наконец, с помощью УМНЫХ, в уравнение вставлена нужная формула и я, с горем пополам, вытянутая за уши,  домучиваю задание.
 
   «Ладно, - снисходительно объявляет Мария Петровна. – сегодня я тебе двойку не поставлю. Выкарабкалась всё же! Эх, Роза, Роза! От того у тебя и ноги работают,(я была первым спортсменом школы) что голова ни черта не работает.  Садись! Горе луковое!»
  С лёгкостью, будто сбросила с плеч Эверест, иду к своей любимой парте. И тут, радостно заливаясь, звенит школьный звонок.
                Урок окончен!

P.S. Все фамилии в рассказе изменены, за исключением моей. Я в девичестве – Масс.
  И ещё. Может у Вас, дорогой читатель, возникнет сомнение по поводу правдивости моего повествования. В смысле, как Мария Петровна с нами обращалась. Да, на первых порах нас это тоже «удивляло.»  Но вскоре  перестали на подобные ярлыки реагировать, потому что вешала их на нас Мария Петровна совершенно беззлобно, как-бы между прочим. И, уже окончив школу, став взрослыми, мы при встречах всегда с теплом и добрым смехом вспоминаем нашу бесподобную учительницу математики, Марию Петровну Белкину. Светлая ей память.

      Продолжение следует

  Германия     Northaim       09.02.2009г