Творящая одисея литературной студии Нива ХТЗ

Николай Купин
         Украинское государство, к сожалению, почти не заботится о развитии художественной литературы. А в начале тридцатых годов прошлого столетия, когда Харьковский тракторный завод ещё набирал силы, в неё на самом высоком уровне был объявлен призыв одарённой фабрично-заводской и сельской молодёжи. В тех рядах оказался и юный технолог из литейного цеха ХТЗ Игорь Муратов. Его портрет на почтовых открытках разошёлся по всей необъятной стране. Оправдывая такое высокое доверие, Игорь Леонтьевич создал двадцать восемь поэтических сборников, пять повестей, роман, четыре пьесы, два оперных либретто, два киносценария, множество критических и публицистических статей. За «Буковинскую повесть» в 1952 году он был удостоен Государственной премии СССР. Подобную высоту (плюс Шевченковские премии) из его поколения одолели бывшие литераторы-хатэзэвцы Леонид Вышеславский и Вадим Собко; большой известности достигли Степан Крыжанивский и Владимир Кашин…

         А в семидесятых годах на волне постановления ЦК КПСС и Советского правительства о работе с творческой молодёжью в профессиональную литературу буквально влетела ещё одна представительница ХТЗ – корреспондентка газеты «Темп» Ирина Полякова. В 1976 году она представляла нашу студию на 6-м Всесоюзном семинаре молодых писателей. И теперь мы её знаем как автора нескольких стихотворных и прозаических книг, члена Союзов писателей Украины и России. Ещё выше по крутой тропе Геликона взошёл другой наш собрат по литературной студии – бывший слесарь пятого сборочного цеха Пётр Алёшкин. Являясь Секретарём Союза писателей России, крупным московским издателем, он опубликовал далеко не одну толстую книгу романов, повестей и рассказов, в журнале «Наш современник» часто выступает и как литературный публицист.

         Разумеется, настоящих писателей воспитывают: и энтузиасты литературного дела, и социальная среда... Уже на Тракторострое в тридцатом году при центральной библиотеке действовали литературный и рецензентский кружки. Из произведений их участников был составлен и к пуску завода издан первый коллективный сборник «Кузня героев». Поддержку молодым литераторам оказывала и заводская газета, первым редактором которой был Яков Городской, в последствии профессиональный писатель.

         В 1943 и 1944 годах вместе с нашим предприятием из руин поднималось и творчество его молодых литераторов. На свои занятия они собирались в нерабочее время, в профсоюзной библиотеке. Многотиражка выделяла для их произведений литературные уголки и целые страницы. В 1961 году к 30-летнему юбилею завода Харьковское книжное издательство выпустило коллективный сборник произведений  молодых поэтов и активистов печати ХТЗ «Наши, тракторозаводские». А несколько позже активным участником творческой жизни на славном заводе стал и автор этой статьи.

         В предложении «Хвать за ветку,   как пух лебяжий, сыплет иней в мои глаза» ты допускаешь смысловую неточность,   учил меня в 1969 году руководитель студии поэт-фронтовик Зельман Кац. – Слово «хвать» воспринимается здесь так, как будто бы твой герой что-то ворует…

         – Нет, – отстаивал свой замысел молодой автор. – Это слово несёт в себе оттенок всего лишь мимолётности и мгновенности действия… Ради наслаждения от осыпающегося инея.
Пролетели годы. При доработке этого раннего опуса я внял наставлениям моего бывшего маститого учителя и начало спорной строки заменил другой фразой – «Тронул ветку…».
Однажды Зельман Кац вывез нас, литстудийцев, выступить перед педагогами, учениками и колхозниками в общеобразовательную школу пригородного села Малая Рогань. Актовый зал учебного заведения был переполнен. Дети сидели прямо на полу перед сценой. Они живо реагировали на каждое слово моих стихов о ныряющих в глубины пруда мальчишках, о безусых солдатах, несущих ночной дозор у границ... После этого концерта во время праздничного застолья директор школы дал моему первому литературному опыту такую оценку и напутствие самому автору, что они поддерживают меня и ныне – как поэта, журналиста и наставника сегодняшнего поколения литературных студийцев.

         Долгие годы нашим творческим коллективом с завидным энтузиазмом руководил известный в Харькове критик и рецензент Григорий Гельфандбейн. Из-под его широкого крыла в литературу выпорхнули действующие ныне мастера художественного слова Римма Катаева, Владимир Верховень, Зиновий Окон, Григорий Бенцель, Виктор Рубанович, Ольга Волович, Владимир Муровайко, Андрей Коновко, Иван Мироненко, Владимир Глебов, уже названные Пётр Алёшкин и Ирина Полякова, которой незадолго до своей кончины Григорий Михайлович передал бразды правления студией. С ней и известным радиожурналистом Сергеем Дурашкиным несколько раньше мы работали в одном редакционном коллективе, «варились» в одной производственной и литературной среде и теперь как постоянные рецензенты студии стали коллегами по воспитанию литературной молодёжи. Наиболее прилежными и талантливыми учениками здесь оказались Дима Ракотин, позже автор трёх поэтических книг, и Дима Коробов, журналист и поэт, выехавший на постоянное место жительства за границу.

         В кризисном 1990-м году в штатном расписании профкома ХТЗ единица руководителя нашей студии была ликвидирована. И творческий коллектив, к сожалению многих литераторов завода и города, распался. Поварившись, как говорится, в своём соку, я разыскал побратимов былых лет Владимира Дороднова, Ольгу Беду, Валерия Добровольского, Вячеслава Бабешко, и в январе 1992 года наша студия, вобрав в себя ещё и новоявленную одарённую молодёжь, снова «возникла из пепла». Но уже… на общественных началах.

         Последующие почти четырнадцать лет были наполнены для литераторов ХТЗ и большими радостями, и непрекращающимися мытарствами, связанными с проблемой публикации произведений, с поисками мест занятий… Радовало то, что к нам приходили интересные личности – Элеонора Булгакова, Ольга Подлесная, Борис Соколов, Таисия Коротецкая, Игорь Шустов, Екатерина Сергиенко, Юрий Иванов, Сергей Отводенко, Виктория Нестерова и множество других талантливых поэтов и бардов, которыми богата первая столица Украины.
И сегодня вопреки всем трудностям студия продолжает не без явной пользы работать. Её занятия посещают не только тракторостроители, но и жители самых разных уголков мегаполиса, даже поэты Песочина, Буд, Волчанского района... Они отмечают, что в нашем коллективе создана атмосфера доброжелательного отношения к людям с разными степенями таланта, любых национальностей, что планка профессиональной помощи новобранцам находится здесь на мастерской высоте…

         Вот ещё один примечательный факт нашей недавней действительности. Во второй половине девяностых годов я разработал и утвердил на кафедре истории и теории русской литературы Харьковского Национального университета имени В. Н. Каразина двухгодичный курс для старшеклассников «Основы литературного и журналистского творчества». В учебном цехе ХТЗ создал под него профиль трудового обучения «Литературный работник». Посчитал разумным и полезным объединить занятия в группах старшеклассников с занятиями взрослых членов студии. Договорился с начальством и школьниками проводить их в конце рабочего дня. Предусмотренный учебным планом один час теории выдавал учащимся на первом уроке, а на последующие, практические, приходили все, как говорится, от мала до велика. Например, двенадцатилетняя школьница Оля Возная, читавшая фантастическую повесть о космических полётах, и 74-летний ветеран Великой Отечественной Борис Логинович Петровский-Сенчиков, выступавший со стихами о войне и своих боевых побратимах… Потом всем творческим объединением активно разбирали эти произведения, обсуждали и спорили, обогащая друг друга знаниями, опытом жизни, оптимизмом и энергией молодости.

         Тогда на областные творческие семинары и фестивали, проводимые Союзом писателей, наша студия выставляла не менее одной трети их участников (свыше тридцати человек). А лауреатами, в частности, стали Наталья Клепикова, Зоя Кравченко, Анна Ермакова, Олег Петров; высокую оценку получили Анна Стрижак, Татьяна Лобанкова, Ольга Возная и Татьяна Вострикова. Кроме того, их юная ровесница Екатерина Каменецкая стала дважды стипендиатом и четырежды дипломантом Фонда поддержки молодых дарований Слобожанщины, а также завоевала звание «Молода людина року-2003» Харьковской области.
Всех наших воспитанников трудно вспомнить. Но… Алексей Андренко,   ныне ведущий актёр Харьковского театра музыкальной комедии, Вячеслав Братух – кинематографист; Аня Ермакова и Антон Коломийцев создали «малую ячейку общества» и растят двоих наследников, литературное же творчество   перевели на «семейный подряд»…

         Ныне я радуюсь прекрасным детским стихам и рисункам Натальи Маминой, ассоциативной и страстной гражданской лирике Людмилы Чернобаевой, ироничным и остроумным прозаическим миниатюрам Александра Мошны, глубоко рассудочной поэзии Александра Конопли, настойчивым поискам новых тем и собственного художественного стиля Алексея Лебедева… Все  мы вместе, вскользь упомянутые и ещё не названные «труженики пера», ждём сегодня нового пополнения нашего творческого братства и большего внимания к нему со стороны читателей и меценатов литературы.

         …Да, чуть не забыл: этими днями нашему любимому творческому детищу исполняется 75 лет! Оно – одно из старейших в Украине. Будем же готовиться и к 75-летнему юбилею самого предприятия!

         Николай КУПИН, руководитель литературной студии «Нива»
Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе.

          г. Харьков, 25 ноября 2005 года.



Смотрите мою прозу на сервере Проза.ру. Николай Купин