Биофизик о творчестве и стихах. Вадим Волков

Школа Нового Конкурса
Настоящие заметки – результат более чем годового пребывания на сайте stihi.ru, где автор чуть не сошёл с ума от обилия клонов, намёков и неопределённостей; познакомился со многими приятными людьми, начал писать стихи лучше, а критиковать собратов по перу едче и ядовитей; испытал и испытывает многие глубокие чувства (личное, тссс!); стал больше понимать стихи и надеется прогрессировать.
Заметки носят серьёзный характер и пытаются создать некую систему, которой автор надеется в дальнейшем следовать при чтении и написании стихов. Заметки не исключают других языков понимания реальности. Любые предложения и мысли принимаются с благодарностью. Наиболее насыщены примерами и легко читаемы часть 4 и 6.

1. Понятие о творчестве
2. Человек как творец нового; многозначность слова
3. Взаимодействие образного и логического при творчестве
4. Образное и логическое в стихах
5. Эмоции и воля (мотивация) как необходимые условия для появления произведения
6. Читатель и произведение
7. Стихи как форма нейролингвистического программирования и самопрограммирования
8. Отличия научного творчества

1. Творчество – создание нового. Частично осмысленное, с элементом неосознанного, стихийного, подсознательного. Не вдаваясь в схоластические дебри определений, ограничусь мнением, что полностью сознательное действие – следование заранее составленной программе - будет чем-то автоматическим и роботизированным, а полностью стихийное – фактически деструктивно, разрушительно и не требует созидательного момента, а лишь слепой ненаправленной энергии. Разумное сочетание осознанного и неосознанного в творческом процессе и их взаимодействие в сущности и составляют загадку и тайну творчества.
Ограничусь в настоящих заметках лишь проблемами научного и литературного творчества – вопросы инженерного, музыкального, педагогического и экономического я оставлю за границами настоящей работы, чтобы не усложнять её и не переходить к слишком абстрактным и расплывчатым понятиям, хотя принципиальные черты в целом представляются сходными. Оставим за рамками также религиозные аспекты и попытаемся объяснить вопросы творчества из известных в настоящее время материалистических предпосылок. Божественное начало и возможность других описаний явления отнюдь не исключаются автором, однако отсекаются бритвой Оккама как не требующиеся на первый взгляд для постижения основных моментов творчества.

2. Для понимания проблемы творчества в науке и искусстве необходимо подробнее обратиться к творцу, то есть человеку мыслящему и созидающему из материала для творчества – окружающей действительности или специально подготовленных элементов в искусстве. Исходные материалы в литературе и, в частности, в поэзии – буквы-символы, слова, фразы и предложения. Слова, их возникновение, существование и значение, тесно связаны с внешним и внутренним миром употребляющего их человека и будут приобретать иногда даже принципиально различные значения в зависимости от общего контекста – личности носителя слов, темы сообщения и окружения других слов. В языке, например, эскимосов существует несколько десятков слов, обозначающих разные состояния снега (http: //langs.ru/quantity-quality/); в китайском к названию рыбы часто добавляется общее понятие «рыба»; в английском общие понятия, например, “berry” (ягода) и “fly”(муха, летающее существо) сопровождают названия многих ягод (blueberry, cranberry, raspberry, strawberry etc.) и летающих насекомых (butterfly, dragonfly, damselfly, fly), соответственно.

3. В условиях многозначности, гибкости и пластичности слова при оперировании им важно как целостное восприятие общей картины и взаимосвязей, так и умение выделить конкретные детали и связать их в единое стройное произведение. Физиологические исследования высшей нервной деятельности человека свидетельствуют о принципиальных различиях между правым и левым полушариями головного мозга. Правое полушарие специализировано на обработке не вербальной, а символьной и образной информации. Левое полушарие связано с обработкой вербальной информации и логическим мышлением. При создании произведения идёт взаимодействие левого и правого полушарий мозга человека с их преимущественно логическим и образным восприятием. Генерируемые правым полушарием образы логически оцениваются левым и встраиваются в уже существующую картину или отбрасываются. Как некий аналог внутренней работы мозга можно предложить известную процедуру “brain storm”. Для решения определённой проблемы собираются специалисты из различных областей и на начальном этапе предлагают различные варианты, от рациональных и логичных вплоть до абсурдных. На следующем этапе и этапах из предложенных образов-элементов создаётся структурный каркас, общая линия, которая впоследствии насыщается деталями.

4. Если говорить о литературе или стихах, активность и преобладание логического или, наоборот, образного определяют характер произведения – степень доминирования связной чёткой последовательной сюжетной линии на фоне детальной насыщенности нарисованной словами картины. В сущности, индивидуальность произведения в значительной степени зависит от пропорции логического и образного. Как крайние степени лево- и правостороннего уклона можно предложить инструкцию по пользованию, например, электроутюгом и бессвязный бред. Ни одно из них не представляет значительной художественной ценности. Как математические модели подобной крайней последовательной логичности или, наоборот, алогичности можно предложить систему непротиворечивых аксиом и теорем и математический хаос.
Приведу пару прекрасных, по мнению автора, стихотворений авторов сайта stihi.ru для иллюстрации преобладания логической и образной линий в стихотворных произведениях.

Ольга Булатова

Гризетка

«Ваши рубашки, сударь!
Пять франков четыре су.
Платки из батиста утром,
Расшитые, принесу.

Вы видите, аккуратно...
Мерси. Ах, стакан воды?
Глоток - и бегу обратно...
Какие у вас цветы!

Должно быть, возлюбленной вашей…
Нет, что вы… Не стоит…Ах!..»
Семнадцать на вид, не старше.
Лукавство блестит в глазах.

«Не тратьте свое красноречье,
Словам вашим веры нет!
Вы пишете? Перья, свечи…
Ах, сударь, да вы…поэт?

Прочтите! Позволить? Руку?
Я, право… Не стоит вам…
Я к вам зашла на минуту…
Батист…я утром… отдам…»

03.12.2007

http://www.stihi.ru/2007/12/03/3160

Екатерина Ладных

Ветер теряет цвет, гаснет минут поток...

Ветер теряет цвет, гаснет минут поток,
Где-то во тьме стекла тенью мечта прошла...
Почерком тишины, грустно, наискосок,
Пишет дневник опять о пустоте стола...

Вспышками и игрой ярких тонов в листве
Осень рисует мир... Вечер, печальный маг,
Медленно растворит золото в синеве
И перепишет всё заново - просто так...

06.10.1007

http://www.stihi.ru/2007/10/06/689

Поскольку лево- и правополушарные активности мозга по-разному развиты у мужчин и женщин, то произведения будут, очевидно, различаться как более «мужские», логические и связные, и «женские», более образные. Впрочем, тема о мужских и женских особенностях произведений, мужской и женской поэзии и прозе, самостоятельна и шире, чем только обсуждение логического и образного, поэтому она здесь не будет затрагиваться. Интересны вопросы совместного творчества, когда произведение создаётся вдвоём мужчиной и женщиной, происходит своеобразное взаимодополнение, личностное слияние и большое личностное понимание.
У хороших писателей и, особенно, поэтов тем не менее сложно говорить о довлеющем преобладании логического или образного – активность зон мозга и полушарий меняется в ходе написания текста и даже зависит от времени суток, погодных и прочих условий. Довольно простой экспресс-тест позволяет выявить Ваши особенности:
http://www.kp.ru/daily/23804.3/59599/
Автор несколько раз проходил тест с различными результатами и явно не является исключением из закономерностей. В личных беседах с математиками, например, выяснилось, что самым продуктивным временем для творческой работы у них бывают несколько утренних часов. Последующее время уже уходит на выполнение более рутинных задач. Наиболее рациональное использование особенностей мозга возможно при глубоком самопонимании, использовании специальных тренировок. Любопытно, что техники медитации способствуют сохранению и даже увеличению толщины коры головного мозга, обычно утончающейся с возрастом (Lutz A., Greischar L.L., Rawlings N.B., Ricard M., Davidson R.J. Long-term meditators self-induce high-amplitude gamma synchrony during mental practice
PNAS November 16, 2004 vol. 101 no. 46 16369-16373 http://www.pnas.org/content/101/46/16369.full.pdf).
Писатель с его повышенной чувствительностью выступает своеобразным барометром мира. Сказанное относится и к написанным текстам как чуткому сконцентрированному и усиленному отражению мира – в силу высокой чувствительности творческого индивидуума. В стихах обычно образное начало сильнее, чем в нестихотворных текстах. Часто нужные слова и образы приходят в состоянии сна или в полусонном состоянии, когда логические ограничения размываются. Широко известны примеры с увидевшим периодическую таблицу элементов во сне Д. И. Менделеевым; Августом Кекуле, выведшим структурную формулу циклической молекулы бензола из образа дракона, кусающего себя за хвост. Академик А.Б. Мигдал посвятил специальную работу творческим сновидениям и подготовке к решению задач в состоянии полубодрствования:
http://psychic.ru/classic02_39.htm
Из истории поэзии приведу пример с В.В. Маяковским, который рассказывал о пришедших во сне и записанных обгорелой спичкой строчках сравнения и метафоры
«Тело твое
я буду беречь и любить,
как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу.»
Облако в штанах. 1914-1915
http://lib.udm.ru/lib/POEZIQ/MAYAKOWSKIJ/oblako.txt
На собственном примере автор заметок также подтверждает, что в ночные часы усиливается воображение, и легче возникают стихи; знакомые поэты приводят дополнительные свидетельства в пользу такого факта. Приведу пример своего стихотворения, быстро написанного ранним утром в полусонном состоянии, когда слились потоки мыслей о прошлом и будущем с наслаивающимся восприятием реальности:
http://www.stihi.ru/2008/04/27/409
В какой-то степени творчество – процесс пограничный для сознания. Отмечу, что к одному из симптомов продуктивной стадии шизофрении относят слуховые галлюцинации и личностное восприятие всего окружающего мира. Крайние степени проявления дисбаланса работы мозга проявляются в психических заболеваниях и, очевидно, требуют лечения.

5. Возникает вопрос о том, будут ли достаточны лишь бесконечная генерация образов и их логическая согласованность для появления полноценного художественного произведения. Автор решает для себя такой вопрос отрицательно. Действительно, без механизма отбора образов и их оценки - моральной, этической, эмоциональной - произведение будет не живым. В математике, базируясь на различных исходных постулатах, можно получить логичные и стройные теории. Созданы, например, непротиворечивые геометрии Евклида, Лобачевского и Римана. Более того, согласно теореме Курта Гёделя о неполноте, при любых исходных аксиомах существуют недоказуемые утверждения. Говоря другим языком, логически невозможно доказать правоту, не прибегая к внешним аргументам. Необходима эмоциональная или волевая окраска высказываний, чтобы они звучали и могли быть сравнимы с другими высказываниями. В процессе работы над произведением писатель или поэт отсекает лишние образы и придаёт цельную канву созданному. Необходимо постоянное наличие воли или мотивации и эмоций для удаления мешающих восприятию деталей и выработке требуемых линий. Воля и эмоции связаны с окружающим миром и базируются на личностных качествах и воспитании человека. Особую роль играют детские впечатления, когда человек импринтингом, или запечатлением, усваивает определённые нормы и правила поведения. Как один из примеров крайней и дикой формы импринтинга - в криминальной практике сообщают о семьях средневековых французских бандитов, где детям давали играть с головами убитых, чтобы привить преступные навыки.
Огромную роль в эмоциональной окраске произведений играет гормональный баланс их создателя, зависящий от возраста, пола и физиологического состояния, наконец.
Легко заметить изменение произведений писателей и поэтов с возрастом, например, в связи с изменением их гормонального статуса, мотивации и жизненного опыта. Колоссальный эмоциональный подъём задаёт состояние влюблённости. Можно сказать, что большинство стихов написаны от любви, влюблёнными и для влюблённых.

6. Вопрос о прочтении произведения читателем – по сути вопрос о перекодировании с языка писателя на язык читателя. Восприятие и понимание будут зависеть от богатства и совпадения внутренних миров обоих.
Посмотрим, как читатель будет воспринимать написанное стихотворение. Допустим, что читатель ищет смысл во всём - даже опечатки могут играть роль. Стихотворение обычно содержит элемент неопределённости – неопределённость заложена образами. Отобранные для произведения образы неизмеримо больше, чем логическое перечисление их и рассказ о них. Читатель в свою очередь придумывает что-то собственное, додумывает образы в своём направлении. Стихотворение становится как бы дорисованным им. Под воздействием стихотворения читатель меняется сам, на него действует сила художественного слова. Стихотворение тоже изменилось в глазах читателя - приобрело новый смысл. Если читатель рассказывает о стихотворении другим или читает вслух, то он придаёт произведению новый оттенок. В итоге возникает обратная связь - как взаимное изменение стихотворения и читателя в процессе их встречи.
Таким образом, в подавляющем большинстве художественных произведений заложена дополнительная, не формализованная его создателем информация. Читатель может открывать дополнительную информацию писателя или извлекать собственную, применимую к его опыту и восприятию.
В качестве примера отмечу собственное стихотворение 1993 года:
http://www.stihi.ru/2007/10/02/376
Сравнение стрекозы с «тяжёлой бронированной крепостью» мной воспринималось как сравнение с бронепоездом или крейсером «Аврора», тогда как более юный рецензент увидел в нём «мощь и средневековую холодность». Различные образы и сравнения в значительной степени воспринимаются по-разному различными людьми.
Забавный эксперимент был проведён на сайте stihi.ru Сергеем Чуприным:
http://www.stihi.ru/2007/09/30/2473
http://www.stihi.ru/2007/10/02/304
Чуприн произвольно составил фразы из заголовков журналов в стиле авангардного стихотворения, получив большое количество положительных отзывов от читателей, восхищенных получившимся «произведением».

7. Помимо стремления поделиться с окружающими своими чувствами и переживаниями, создатель произведения в значительной степени оказывает влияние на читателя, сознательное и подсознательное. Среди широко известных стихов можно выделить две группы:
1) стихи тех, кто ярко прожил жизнь и отражал её в стихах; стихи их как бы явились продолжением или выражением-отражением вспышки, выплеска в жизни; часто в таких стихах поэты предлагали новые пути развития литературы и строили модели жизни для читателей; примеры - стихи Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина, Высоцкого;
2) стихи, ставшие народными и потерявшие автора, часто превратившиеся в песни.
Фактически получается, что такие стихи как бы задают идеал для читателей. Прочитанные или спетые близкими они определяют направление развития отношений между людьми, вплетаются в жизнь как ядро будущего, зародыш или кристалл нового. Стихи в значительной степени выступают как психологический код для людей, влияющий на их подсознание и опосредованно на их поступки. Читатель при наличии духовной близости с писателем в некоторой степени подвергается нейролингвистическому программированию написанными текстами. Писатель нередко самопрограммирует и свою жизнь собственными произведениями. Сбылись строки М.В. Цветаевой и Н.М. Рубцова об их трагической гибели, в произведениях М.Ю. Лермонтова исследователи находят описание места его гибели. Примеры можно продолжать.

8. Научное творчество по сравнению с поэтическим предполагает большую степень ограниченности – законы сохранения сужают творческое поле для построения теорий. Практическая проверка предполагаемых экспериментальных гипотез также исключает многочисленные варианты. Огромный объём информации и множество полей исследования тем не менее делают выбор огромным, но не бесконечно большим, к чему близка поэзия.


Автор выражает глубокую признательность Екатерине Ладных и Ольге Булатовой, которые в личной переписке со мной инспирировали многие мысли и положения настоящих заметок, а также предложили структурировать их.

18.08.2008.