Время верлибров - одним файлом

Евгений Дюринг
бегущие слова – время верлибров – пир муравьев – время маленьких букв – время маленьких слов – неузнанный – unrecognised – почему я пишу верлибром – трасса верлибра – современность верлибра – нужен ли верлибр русской поэзии – глуховатое ухо – тренодия

========================================================

БЕГУЩИЕ СЛОВА

муравьи
всегда бегут
по двум
параллельным
дорожкам
но в разных
направлениях

с точки зрения
муравьев
оба направления
правильны

жаль
что слова
не муравьи


ВРЕМЯ ВЕРЛИБРОВ

не время рифм
время рифов
не время ритма
время аритмии
не время ямбов
время истребителей
не время аллитераций
время виселиц

не время витрин
время взрывов

время
инвалидов-верлибров


ПИР МУРАВЬЕВ

маленькие муравьи
пожирают фундаменты наших построек
стены лестницы перекрытия
камины столовые спальни
наших любимых собак и кошек
привычки и мысли
родственников друзей и знакомых
депутатов и президентов

прожорливые маленькие муравьи
бегут по улицам городов
оставляя после себя кучи мусора
которые некому убирать
потому что все мусоровозы превратились
в кучи дерьма

маленькие прожорливые муравьи
залезают в готовые к старту ракеты
и отправляются в космос
они пожирают Луну и планеты
они добираются до отдаленных галактик
и пожирают их одну за другой
так что небо темнеет
на нем появляются черные пятна
дыры которые пожирают все те же
маленькие муравьи

вот почему когда я пишу
я не использую заглавные буквы
их просто нет
их давно уже сожрали строчные буквы
эти крохотные прожорливые
муравьи

теперь-то вы это заметили


ВРЕМЯ МАЛЕНЬКИХ БУКВ

время маленьких букв началось давно
уже и не вспомнить когда

возможно это случилось в тот день
когда узколицый французский аббат
воскликнул «смерть и никаких
разговоров»

или немного позже
когда с американского
конвейера
сошел первый «форд»

возможно это произошло
полутора тысячелетиями раньше
когда принимавший ванну
бородатый грек крикнул «эврика»

а может быть столетиями позже
когда римляне встали
в очередь у ворот с надписью
«для овец»

но с тех пор земля
стала скудной бессильной
ни одно высокое дерево
не растет на ней

пуля выпущенная из ружья
летит на уровне
человеческой селезенки
не выше

и люди недоуменно спрашивают
что такое звезда
что такое созидание

сегодня большие буквы
кажутся вымершими хищниками
вида tyrannosaurus rex

одно из таких существ обитает
в музее естествознания в Чикаго
несмотря на свои размеры
где-то под 12-13 метров
оно совершенно безобидно
и вы без проблем
можете заснять его на цифровик


ВРЕМЯ МАЛЕНЬКИХ СЛОВ

большие слова обычно писали
с большой буквы
а иногда и с маленькой
но они все равно
оставались большими

вроде того как британский принц
остается принцем
даже если одевает простую
форму солдата
а президент Соединенных Штатов
остается президентом
даже если выходит погулять
в одежде ковбоя

и вот эти большие слова исчезли
вымерли как обитатели кембрия
или юры

сегодня нет ни больших букв
ни больших слов

есть лишь крупные кегли шрифтов
и высокие небоскребы


НЕУЗНАННЫЙ

современный стих похож на Одиссея
лицо его изменилось
и нет на нем ни царских сандалий
ни хитона
он бродит неузнанным там
где привыкли отличать стих
по размеру и рифме
по метафорам и метонимии
ночью он спит
завернувшись в воловью шкуру
а днем с улыбкой глядит
на силлабо-тонический пир
и шепчет тихо
«о женихи
ваша невеста давно умерла»


UNRECOGNISED

contemporary verse resembles Odysseus
his face has changed
and he wears neither imperial sandals
nor a chiton
he wanders unrecognised where
people are accustomed to determining verse
by meter and rhyme
by metaphors and metonymies
at night he sleeps
wrapped in an ox’s hide
by day he gazes, smiling
at the syllabo-tonic feast
and whispers quietly
“o bridegrooms
your bride is long dead”

____________________
     Translated from Russian by Ainsley Morse.


ПОЧЕМУ Я ПИШУ ВЕРЛИБРОМ

хотел бы я писать
правильным ямбом хореем
или тем и другим вперемешку
вольным стихом
как это делал Жуковский
и другие поэты
вроде Шиллера Драйдена
хотел бы я пользоваться
такими же красивыми оборотами
как они
например «блаженная чета»
«персты по струнам»
«разрушен неги сладкий сон»
«венец есть дар тебе сын брани
знаменитый»
и гнать на десяти страницах
ритмическую волну
как они
и лететь на этой волне
над морем звуков
вот уж были серфингисты
от бога
вспрыгнут на доску и несутся
и какие виражи выделывали
просто дух захватывает
«и пена с шумом бьет»
этакое мастерство
«о муза дщерь
небес и в неприступны
зоны
блеснула ты благим
живительным
лучом»
Гийом Аполлинер
не последний к слову поэт
в «Зоне» пытался им подражать
но куда там
и когда он поминает «божков Гвинеи»
это как-то бледно звучит
то ли дело «богов отец
свои покинув громы с трона
под дивным образом дракона»
и так далее
вот это была поэзия
вот это была литература
и чтобы не сравнивать себя
с ними
мастерами прежних эпох
я обхожусь вообще без размера
и рифмы
пусть другие лепят ямбы хореи
и усеченные дактили
они похоже мало начитаны
и не понимают
в тени каких мастеров творят
ну а когда прочтешь
все тома «Библиотеки поэта»
появляется желание
записаться на курсы счетоводов
а если уж писать стихи
то без размера и рифмы
говоря короче прозу
которую нужно маскировать
под стихи
потому что есть еще серия
«Мастера прозы»
и когда прочтешь ее от и до
то появляется желание
поступить на курсы
бухгалтерского учета
в общем приходится выбирать
либо верлибр либо курсы
но это конечно если ты
обладаешь
хорошей памятью
и у тебя большая библиотека


ТРАССА ВЕРЛИБРА

написать верлибр это все равно что спуститься на лыжах с крутой горы
если докатил до конца не упав значит стих получился
как и на обычных лыжных курортах стихотворные трассы бывают синие красные и черные
если ты совсем без опыта можешь найти какой-нибудь холмик и попробовать на зеленой
верлибром увлекаются преимущественно американцы
на синей трассе можешь встретить Буковски Уильямса Гинзберга
на красной Бротигана и Уитмена
на черной Элиота и Стивенса
если будешь усердно тренироваться то попадешь на красную трассу а если тебе повезло с телосложением и ты купил хорошее снаряжение то и на черную
хорошо лететь с горы впереди Элиота и подниматься наверх вместе со Стивенсом
но и на зеленой трассе среди любителей вроде Керуака и Коэна тоже весело


СОВРЕМЕННОСТЬ ВЕРЛИБРА

говорить об автомобильных гонках
полетах на самолете
гибели шаттла
гибели башен в которые врезались
самолеты
стремительном падении курса
ценных бумаг
самоубийстве банкиров
проблемах сексуальных меньшинств
черных дырах
оплодотворении «ин витро»
смертниках-террористах
обо всем что имеет отношение
к современности
что совершается здесь и сейчас
в нашем времени
можно только верлибром
как бы это ни возмущало любителей
антикварных форм
почитателей благозвучных катренов
сводников эвфонии
как назвал их
один современный поэт
он умер в середине прошлого века
но современность
не определяется физическим
состоянием автора
и даже тем жив он еще или мертв
она определяется тем
знают ли его герои что такое серфинг
или все еще плавают
на парусниках
восемнадцатого века
и если кто-то пишет о серфинге
регулярным ямбом
с парной кольцевой или перекрестной
рифмой
то ему только кажется что он
пишет о серфинге
на самом деле он пишет
о фрегате «Паллада» это в лучшем случае
а в худшем о романе Ди Каприо
и Кейт Уинслет
на обреченном «Титанике»
рифма возникает из желания человека
остановить время
но для серфингиста остановиться
значит пойти ко дну

________________________________
      1. «Что бы, например, сказали вы о маринисте, который, задумав изобразить скупую и сдержанную элегантность современного корабля, стал бы утруждать свои глаза изучением перегруженных деталями замысловатых форм, массивной кормы и сложной оснастки парусника XVI века?» – Ш. Бодлер. «Дух современности».
      2. «Все ритмические вещи являются оружием против времени...». – Э. Юнгер. «Сады и дороги».


НУЖЕН ЛИ ВЕРЛИБР РУССКОЙ ПОЭЗИИ

давайте вспомним
стихотворение
о римском ораторе
который поздно встал
о кровавом закате
римской империи
о счастье видеть
этот кровавый закат
поднося к губам
чашу бессмертия
на пиру небожителей

и вспомним другое
стихотворение о Риме
об Авентинском холме
где вечно ждут царя
о радугах и пыли
о credo апостолов
о праздничных канунах
и о луне похожей
на монашескую тонзуру

подсчитаем число
ямбических стоп
в строках
отметим что в обоих
случаях используется
кольцевая рифма

и восхитимся
благозвучием
стихов

и знанием истории

а потом
возьмем стих Бротигана
«12 римских воинов
и овсяное печенье»
где говорится
как дюжина солдат
насилует девчушку
и как мамаша
чтобы утешить дочь
из синей хлебницы
ей предлагает
овсяное печенье
и объясняет ей
как мир причудлив
и прекрасен

давайте подсчитаем
число стоп и обратим
внимание на рифмовку

мы увидим что число
стоп в строках различно
и ритм не регулярный

а рифм и вовсе нет

и заключим что Бротиган
писал о римских воинах
верлибром

но
почему

почему
он не хотел писать
о них классическим
размером

почему он не хотел
использовать
классическую рифму

я думаю причина
следующая

он не хотел чтобы
ритмические вдохи
и выдохи читающего
напоминали
ритмические движения
римских воинов

и мне приходит
в голову такая мысль

все те любители
классической рифмовки
и знатоки стихов
от Тютчева
до Мандельштама
и дальше
кто считает
что свободный стих
не совместим с особенностям
русского языка
с отсутствием в нем
долгих гласных
или наличием того
чего нет в европейских
языках
все те любители
хореев ямбов
и ровных строк
кто думает
что русский стих
обязан быть ритмичным
ах-ах и ох
ах-ах и ох
не сознают всех
следствий
того что утверждают

покусывая сладкое
печенье
и отпивая горячий кофе
из тонких чашечек
берлинского фарфора
они беседуют между собой
о чудесах поэзии
о Тютчеве и Мандельштаме
и об Ахматовой

и о Горации

и в самом деле
красив латинский стих
и звучен и ритмичен
так почему бы нам
не чувствовать с ним
связь

так говорят они
и отпивают кофе

а где-то там огромный потный
римский воин ритмически
пыхтит и девочке мерещится
овсяное печенье

______________________________________
     Перевод стихотворения Р. Бротигана «Twelve Roman Soldiers and an Oatmeal Cookie» см. на странице Владимира Бойко: http://www.stihi.ru/2006/08/27-214


ГЛУХОВАТОЕ УХО

русское ухо к верлибру глухо
таково уж устройство
русского уха


ТРЕНОДИЯ

заглавные буквы и знаки препинания
не должны больше употребляться поэтами

большая поэзия умерла и в знак скорби
нам нужно ограничиться строчными буквами

придерживаться обычных норм правописания
начинать с красной строки соблюдать
правила пунктуации
это примерно то же самое что
обрабатывать труп
в патолого-анатомической лаборатории

№      Наименование медицинской услуги     Тариф (руб.)
п/п