Широкая Масленица - приход Весны

Никкула Кляцкий
       Празднование Масленицы, именуемой в церковных книгах как Сырная, или Мясопустная седмица (неделя), предшествует Великому посту. Летопись Масленицы восходит к языческим традициям проводов зимы у древних славян, устраивающих чествование богу плодородия и скотоводства Велесу.
       Издревле на Руси приход весны олицетворялся с красавицей-богиней Ладой, которая и явилась прообразом Масленицы. С первой оттепелью, когда природа начиналась высвобождаться из ледяных оков, Лада оживлённо шествовала по городам и весям в поисках своего возлюбленного - Леля, усыплённого чарами злой зимы Мораны.
       И хотя с веками языческие сказания канули в Лету, обряд этот мало чем изменился. Православной Церковью, вспоминающей в Сырную седмицу изгнание Адама из рая, праздник был подвергнут христианизации и с XVI века стал носить название Масленица.
       Каждому дню Масленичной недели, которая в народе именуется "честной, широкой, весёлой боярыней Масленицей, госпожой Масленицей", соответствует самобытное название.
       В понедельник - во "встречу" - с утренней зарёй ребята начинали строить общие снежные горы, созывая Масленицу "на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться". Соорудив горы, ребятишки с криком: "Приехала Масленица, приехала!" разбегались по домам, где уже была наготове опара для блинов. А каких только блинов не пекли на Масленицу: гречневые и пшеничные, ржаные и яичные; из теста как из кислого дрожжевого, так и пресного, на молоке и яйцах! Рецепт приготовления блинов каждой хозяйкой держался в секрете. Ели блины и со сметаной, и с маслом, и с сыром, и с мёдом, и с икрой, и с солёной рыбой... При этом приговаривали: "Блин не клин - брюха не расколет". Вволю отведав блинов, снаряжали в дорогу огромные сани, на которых по деревням возили "Масленицу" - соломенную куклу в обличье наряженного в бабу мужика, увешанного берёзовыми вениками, в кафтане, подпоясанном кушаком, и шапке, обутого в лапти, с балалайкой в руке.
       Во вторник - на "заигрыши" - устраивались масленичные игрища, скоморошьи балаганы. Всюду устанавливались качели и возводились "снежные городки" - убежище чудища-зимы Мораны. Спозаранку девицы и молодцы приглашали друг друга покататься на горах и на блины. Будучи в гостях, молодёжь присматривала себе невест и суженых. Масленичные традиции благоприятствовали помолвкам и свадьбам.
       Со среды - с "лакомки" - народ принимался всласть полакомиться масленичными блюдами. Зятья гостили у своих тёщ, угощаясь блинами. Заботливые тёщи, желая развлечь зятьёв, приглашали заодно и всех родственников.
       В четверг - в "широкий четверток", или "разгул" - шёл самый широкий разгул: "запивались блины". Устраивались кулачные бои и конские бега. Под гармонь и песни катались наперегонки на тройках.
       В пятницу - на "тёщины вечорки" - уже сами зятья потчевали блинами своих тёщ, накануне с вечера лично оповестив о приглашении в гости.
       В субботу - на "золовкины посиделки" - молодые невестки приглашали к себе золовок, делая им подарки. В этот день разыгрывались осада и разгром "снежного городка".
       Целую неделю народ предавался масленичным удовольствиям, но  "не всё коту Масленица": в воскресенье -"проводы", "прощанья", "целовник", "прощёный день". Устраивались проводы Масленицы и прощание, сопровождающиеся разными обрядами: сжигалось на костре соломенное чучело то ли "Масленицы", то ли зимы Мораны. Пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы был высокий урожай. По обычаю в этот день ездили одаривать  кумовьёв. Посещали кладбища, оставляя на могилах родственников блины.   
       Вечером, в канун Великого поста люди - от мала до велика, - как бы очищаясь от всего неправедного, просили друг у друга прощения и прощали все обиды, обмениваясь приветственными поцелуями.

© Никкула Кляцкий
http://niccula.ucoz.com/


Ссылка на мой стих "Широкая Масленица" -
http://stihi.ru/2008/05/22/974

Иллюстрация:
«Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Маковский К. Е. 1869.