В очередной раз прошлась по стихирским просторам, почитала как произведения , так и комментарии, и вновь пришла к неутешительному выводу о том, насколько занижена планка требовательности к продукту творчества.
К сожалению, всё растущее количество произведений и авторов никак не переходит в качество - хотя и встречаются отдельные прорывы, тем не менее, общая масса, как и положено , пребывает в состоянии ниже всякой критики. Да и как можно говорить о требовательности авторов к своим творениям, когда восторгам читателей нет числа… а любая, даже конструктивная критика воспринимается как личная обида.
Причиной столь болезненного самолюбия (и самолюбования) может быть то, что в авторе говорит обида человека, который стал не тем, кем хотел, а кем был вынужден стать, в силу ли недостатка образования или иных житейских причин - например, по здоровью не прошел конкурс в летное училище. При всей обширности Стихиры, это всё же - некий изолирований коллектив, в котором ничего нельзя скрыть, и люди со временем становятся прозрачными, как стекло. Человек с нереализованными амбициями становится часто самоуверенным и одновременно избыточно чувствительным - как всякий индивидуум, честолюбие которого несоизмеримо со способностями.
Отсюда и нежелание совершенствоваться, и излишне резкая реакция на критику, и беспомощные отговорки “ мне так написалосЪ”, нежелание признать необходимость определенных правил стихосложения - дескать, они ограничивают свободу творчества. Как сказал Гёте (а он в поэзии кое-что понимал - и по части занимательности сюжета, и по форме стиха) –“In der Beschraenkung zeigt sich erst der Meisters”. ( Только в ограничении познаётся мастер).
Ограничение же себя, любимого, рамками законов ритмики, стилистики, русского языка, наконец – это посягательство на внутреннюю свободу творца, и посему продолжает изливаться поток «любил-забыл» и «всегда-никогда» в бесконечной череде … Меняются только времена года, о чем нам не забывают сообщать наблюдательные авторы, (пройдет зима, весна настанет, за ней и лето прибежит) да места встреч-разлук ЛГ (базар-вокзал-скверик).
Вот на такие размышления навело меня чтение стихиры и Станислава Лема (СС, т.4, М. Текст, 1993) накануне наступления весны.