Хит-парад от Павла Самсонова и Ко - 7

Ноев Ковчег
Привет, друзья!

Меня зовут Павел Самсонов, я в этом проекте, в основном, делаю вид, что шучу, а вы, дорогие читатели,  можете смело делать вид, что над этим смеётесь.
Напоминаю тем, кто не страдает способностью ориентироваться в причинно-следственных связях, что две недели назад я предложил всем желающим принять участие в отборе в ЗОЛОТУЮ ДЕСЯТКУ, прислав свои собственные сочинения или понравившиеся стихотворения других авторов. В конкурсе приняли участие стихи, написанные в феврале и начале марта. К сожалению, несмотря на все усилия организаторов, примерно 150 тысяч стихов остались за бортом нашего ковчега и это, чёрт возьми, радует, как радует и то, что улов хороших стихов всё-таки состоялся, чему способствовало также специфическое (оно же одноразовое) правило нынешнего выпуска:
ведущие хит-парада (это я не к себе во множественном числе обращаюсь, просто  у меня наконец-то появились соведущие - Елена Миронова и Gavs) имели возможность добавить из стихирского контента ещё до 10 стихов на свой вкус. После чего остались сущие пустяки - из примерно 70 стихов (все тексты можно прочитать в рецензиях на этой странице) каждому ведущему отобрать свой вариант ЗОЛОТОЙ ДЕСЯТКИ. Любопытно? Тогда поехали.



....................ведущий АЛЁНА МИРОНОВА....................

Стихи делятся не на хорошие и плохие, а на те, которые нравятся нам и которые нравятся кому-то другому (с). По большому счёту выбор моей десятки продиктован именно этой аксиомой. Стихов, которые мне нравятся, на сей раз было много (я бы даже сказала слишком много), чтобы они все уместились в предложенные рамки, но правила есть правила. Стихи по местам я не расставляла - в данном случае это просто невозможно))



АРТЕМОНА ИЛЛАХО. Ковры-самолеты тоже падают
http://www.stihi.ru/2009/02/26/6851.

Я не умер, я просто остался в бою,
Я прикован к весне, словно к дубу Баюн
Не спешите секунду на век занимать,
Засыпайте. Здесь завтра настанет зима

Дымный город накроет морозным плащом,
Как родная сестра, поцелуи - не в счет,
Им тонуть в полынье первобытных крестин.
Засыпайте. Здесь завтра цвести и цвести.

Будут окна - на юг, будут лодки - со дна,
На далеких лугах - тишина, тишина.
По сугробам - кисель, по ручьям - молоко...
Засыпайте. Назавтра здесь будет легко

Будут перья жар-птицы и пух тополей
Время пара и жатвы футбольных полей
Будет месяц над крышей звенеть, как брелок.
Засыпайте. А завтра - вставать на крыло...

Я не умер - я здесь, я лечу, я в строю
И горячий штурвал помнит руку мою
Что-то шепчет во сне, приближаясь, земля
И качаются цепи под звон хрусталя
____________________________________________

*…загадочная картинка, где в линиях знакомого ада нужно высмотреть неизвестные линии рая.(с)

__ и если быть внимательным читателем, то они (неизвестные линии) обязательно проступят, но картинка при этом так и останется загадочной…



НАТАН ХЛЕБНИК. Примитивные стихи – 15.
http://stihi.ru/2009/03/10/2441.

на то смиренный человек клюёт ранетки с мертвых яблонь
засматриваясь в водный крест и в прорубь
перечёркнут за день

он пересматривал себя – пока за мышь возилась вьюга
метель себя переждала и переплавила
испуга

предвосхищенье – он входил под своды теплых снегопадов –
чужой еврей – степной калмык –
и большего уже не надо

на то смиренный человек пересчитал свои убытки
и Бог смотрел из всех прорех – как ленин
в первомай с открытки

он пересматривал своё: хозяйство темные дороги
никчемное но ремесло ранетки
высохшие ноги

он перемалывал себя переменял себя и льдины
вдоль чёрных яблонь и пруда
горелой глины

на то смиренный человек клевал свои прорехи богу
и холод говорил как смех но
по другому

нельзя и всходит из воды как сталь сквозь овны
всё тот же точный человек
ранету кровный
_____________________________________________

*У А.М.Топорова, «Крестьяне о писателях» (1930), о поэме Пастернака: «Связанных слов нисколь нетути. Добрый человек скажет одно слово, потом завяжет его, еще скажет, опять завяжет. Передние, средние и задние — все завяжет в одно. А в этом стиху слова, как сквозь решето, сыпятся и разделяются друг от дружки». (с)

__ Уверена, что так про этот текст могут сказать не только крестьяне. И все же… перечтите его еще несколько раз и, возможно, вы почувствуете, а потом и поймете, что «передние, средние и задние — все завязаны в одно». Завязаны столь прихотливо, сколь и крепко.



МАРИЯ МАРКОВА. Здесь дни обрываются после шести...
http://www.stihi.ru/2009/02/10/4725.

Здесь дни обрываются после шести,
пытаясь спастись в суете.
Но вырви меня из пространства, свисти,
скажи, что увидеть хотел,
что в городе N на одном берегу
одной неизвестной реки
от собственной смерти сгорают в снегу
бумажные рощи строки.
Хрустальное время, серебряный царь
с зияющей пастью, февраль.
Мучительный хлеб одиночества, гарь
и кроткое чудо – печаль.

Скажи, что едва загорится звезда,
едва загорится звезда,
мы больше с тобой не вернёмся сюда
уже никогда, никогда.
От долгой дороги, тревожных ночей,
болезни, стыда и родства
ты станешь свободен и больше ничей,
и я прорасту, как трава,
сквозь корку прозрачную, за небеса,
где спящие спят за других,
где пробуют птицы свои голоса
и просо берут из руки.

Там всё завершится такой немотой,
что можно сидеть у воды,
и думать, и плакать одною водой.
Моё одиночество, ты
научишься рыбу ловить и плести
корзины из гибкой лозы.
Мы сможем с тобою друг друга спасти,
вчитаться в немые азы.
Я буду забыта, ты будешь забыт,
но станут доступны вот-вот
и время, которое вечно стоит,
и смерть, что уже не придёт.
_____________________________________________

*«Что самое удивительное? — то, что завтра будет завтра» (из арабского катехизиса). (с)

Так и в этом стихотворении: завтра будет завтра, даже учитывая тот - следующий из содержания - факт, что никакого завтра уже не будет, — удивительно (!).



DICING. Печать.
http://www.stihi.ru/2009/03/03/6309.

А жизнь расчёсывает тебя золотой гребёнкой,
Трепещет, бьётся прозрачным крылышком стрекозы.
Она ласкает тебя, как маленького ребёнка,
И водит за руку, будто маленького ребёнка,
Качает в лодочке, словно маленького ребёнка,
А ты плюёшься и показываешь язык.

Она ж не гордая: тихо теплится где допустят,
В любом — наивном, неблагодарном, дурном — зверьке.
Тебя вот тоже нашли, говорят, в капусте.
Тебя, наверное, даже в кислой нашли капусте,
И отмывали в душистом маковом молоке.

А ты всё жалуешься, лелеемый и любимый,
И твои жалобы горче осенней лесной рябины.
Они спешат, разлетаются с почтою голубиной
На небеса и в неведомые глубины.

И где-то там, в канцелярии занебесной,
Получит кляузы эти дежурный Большой Кудесник,
Поставит райскую гербовую печать…

Тогда она перестанет тебя лелеять
И умащать тебя дорогим елеем.

Тогда она перестанет тебя качать.
_____________________________________________________________

*…интервью с дизайнером А.Логвином. «Только ясность оправдывает провокацию, ясность на уровне структуры, а не на уровне вкуса. Как с женщиной: приводишь, она вроде вся офигительная. Ложишься в постель и понимаешь, что на самом деле она вся совершенно деструктурная. Чего-то много или мало. Что-то тебя обламывает, и понимаешь, что надо уходить из койки». (с)

__ Текст-провокация (и провокация оправданная!), текст-перевертыш: теплый и светлый на уровне заложенной в нем эмоции и при этом прямо противоположный по содержанию… Вот где на ум приходит Блок с его «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»: содержательно  — беспросветная обреченность, но какая музыка!.. музыка, которая переворачивает стихотворение, опрокидывает значения употребленных в нем слов, делает их (значения) вторичными — и в тексте, вопреки логике, появляется тот самый про-свет, которого по Щедрину «на самом деле нет».



КАТЯ НЕПОМНЯЩАЯ. В детском ботаническом саду.
http://stihi.ru/2009/02/21/1003

В детском ботаническом саду
дети, как обычно, на виду.
Сорняки расставлены по вазам.
Слезы перемешаны с водой.
И, ныряя в детство с головой,
не боишься подхватить заразу.

Нарисуй мне круг, овал, квадрат.
Кто не может посмотреть назад,
тот не хочет слабым показаться
и нарушить распорядок дня.
А местам, где больше нет меня,
не во что зимою одеваться.

В космосе теплее. Ближе рай.
Сад погуще. Так что выбирай.
Как пластинка, вертишься с землею.
И войдя в виниловую тьму,
строишься по списку одному,
души оставляя за спиною.

Спой мне песню, няня, не молчи.
Вдруг я тоже Пушкин? Заключи
вместо мамы в тесные объятья.
Я живу, качаясь и скользя,
но на горку, видимо, нельзя,
все запрещено и все некстати.

Вырасту, в доспехи облачусь,
вылечусь, до дому доберусь,
сам – без карты – волком или птицей.
А пока в аптекарском саду
я по следу Дантову пройду,
что потом мне долго будет сниться.
_____________________________________________________

*На стиховедческой конференции. Когда в подавляющем и уничтожающем натиске интонации А. соседствуют дважды два и стеариновая свечка, то они неминуемо уравниваются по смежности. (с)

__ В этом тексте тоже соседствуют и дважды два и стеариновая свечка (детство и космос, ботанический сад и сад райский…), которые в авторской интонации уравниваются по смежности, и не только уравниваются, а переходят друг в друга, подхватывая читателя и вовлекая его в этот калейдоскоп образов и ситуаций…
.


АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ. Предчувствие.
http://www.stihi.ru/2009/02/25/2634.

Был день, как озеро. Сиротская зима
Разбавила печаль топлёным снегом,
Мы пили «Мускатель» с прорабом-греком
За мэрию, Элладу и дома,
 
Которые в Москве построят греки.
А с крыши капала и капала вода,
Стоял февраль. Кажись, была среда.
Вода текла и тронула мне веки.

Был день, как зеркало. Тянулись провода,
Как рельсы в неизведанную волость,
Над крышами звучал бесстрастный голос —
На небе объявляли поезда.

Был день над крышами бездонным, словно Бах,
Молчал февраль, как стрелочник серьёзный,
Вагоны шли. Чугунные колеса
Гремели в тёмно-серых облаках.

Прораб умолк, как павший Ахиллес,
В бытовке о своём скрипели ставни,
Мне думалось, что я тебя оставлю,
Но не сегодня, не сейчас, не здесь.
__________________________________________________________

*Самая оптимистичная строчка в русской поэзии, какую я знаю и вспоминаю в трудных случаях жизни, это в «Коринфянах» Аксенова. Медея зарезала детей, сожгла соперницу, пожар по всему Коринфу, Ясон рассылает пожарников "и на Подол, и на Пересыпь", хор поет гимн огню со строчкой "укуси? укуси? укуси?», вестники браво рапортуют, что все концы выгорели дотла, — Ясон, выслушав, начинает финальный монолог словами:

— Но не в последний раз горит Коринф! (с)

__ После четырех с половиной строф два последних стиха в данном тексте (а равно и сам текст в целом!) производят на меня столь же неизгладимое впечатление, как и приведенная выше «самая оптимистичная строчка в русской поэзии».



ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ. Он одевался в хаки и бабочек любил...
http://www.stihi.ru/2009/02/18/4944.

......Вертолёты – это души танков,
......Танков, не вернувшихся с войны.
(Елена Бондаренко, "Стишок длиною в жизнь")
.
Надпись на могиле у кузнечика:

«дата-дата. Прыгал, прыгал, прыгал...»
Баловень фортуны переменчивой?..
Дезертир, предатель и сквалыга?..
Взял приказ, проследовал – по адресу,
только код почтовый изменился;
вот и мчишь с голландцами под парусом
или с дикими гусями Нильса...

В некотором смысле – бездорожие
краше, чем мощёные дороги:
азимуты в небе не проложены,
нет маршрутов выверенно-строгих.
..Мы другими никогда и не были, –
иноки, архаты, самураи.
Собраны поштучно: кто за Неманом,
кто в Поволжье или на Урале...

Нет событий – лучшее событие.

Если сам не воевал, – не знаешь,
как смертельна на войне обыденность,
в тряпку превращающая знамя.
Все мы, урождённые кузнечики,
верим – сердцем, слушаем – ногами...
Это – жизнь, которая не лечится,
только здесь мы ей пренебрегаем.
Кто-то в нас увидит части ребуса,
кто-то – мира чистую изнанку...

В каждом заблудившемся троллейбусе
спит душа взорвавшегося танка.
_______________________________________________________

*Был тест на классификацию карточек с картинками, дерево и таракан оказались в одной группе. Испытуемый объяснил: потому что никто не знает, откуда взялись деревья и откуда тараканы.(с)

__ Логика данного текста не менее удивительна (и, что самое удивительное, не становящаяся от этого менее логичной): казалось бы, что общего у человека, кузнечика,  танка и троллейбуса…но, читая стихотворение, даже и не подумаешь сомневаться, что все они «связаны одной цепью».


ЕВГЕНИЯ РАЙЗЕР. Между нами.
http://www.stihi.ru/2009/03/06/3390.

Между "нами" и "нами" не пропасть, а разница сфер.
И в земной, и в воздушной мы дышим одним океаном.
Я всегда полагаюсь на чувства без крайности мер.
Ты по краю законов и чисел предвидишь романы.

Между "нами" и "нами" не пропасть, а месяц июнь.
Май бредовый, бурлящий, и мне маета по карману.
А тебе по плечу наш каминный закрытый уют,
Басня про стрекозу, я пойду попляшу... Ещё рано.

Между "нами" и "нами" не пропасть - терпенья предел.
Мне хватает на глаз, а тебе за глаза не растратить.
Под одним одеялом заснём без присутствия тел,
Между нами собака, а стрелы и меч под кроватью.

Между "нами" и "нами", скажу по секрету, любовь.
Я её представляла иначе. Она меня тоже.
Пухом мне не стели, подвенечный наряд не готовь.
Брак вершат небеса, значит это за нас подытожат.

Между нами вчера и сегодня не пропасть - обвал,
Легковерная суть близнеца и расчётливость рака,
Невозможность быть вместе и вместе не быть, и овал
Фотографии в рамке: девчонки, ты, я и собака.
____________________________________________________

*Строить переборки в себе так, чтобы мысли для одного не смешивались с мыслями для другого.(с)

Текст, в котором эти самые переборки построены именно так, чтобы «мысли для одного не смешивались с мыслями для другого» и при этом составляли единое и целое.



ЭЛИНА ЛЕОНОВА. Обетованный.
http://stihi.ru/2009/02/25/1433.

Море спит, не злясь, не протестуя,
мне отсюда сны его видны.
Я сажаю дерево в пустую
землю незнакомой стороны.

Неродное звонкое наречье
день и ночь со мною говорит,
выстрелы согласные картечью,
гласное гудение внутри.

Ток листвы начнется оголтело.
Слышишь - север, женщина поет,
песня вся ее пустое тело
переходит медленно в мое.

Мне-то что, я все на свете знаю;
какого же ей? И боже мой,
каждую минуту вспоминая
вот она становится немой,

мне ее не слышно. Мне не слышно.
Только незнакомые слова.
Дерево взойдет, и кроной пышной
до небес дотянется едва,

караваны в тень его густую
побредут от гнета отдыхать.
Я сажаю дерево впустую,
что уж тут теперь таить греха.

По волнам уходят караваны,
уводя бессвязно далеко
мой последний день обетованный,
выраженный русским языком
_________________________________________________________

*Щедрин, отвечая благодарностью на известную аллегорическую картинку, поднесенную студентами к юбилею, писал: «Только вот на горизонте у вас просвет виднеется; я понимаю, что это по жанру так положено, но мы-то с вами знаем, что на самом деле никакого просвета нет». Если не помнить об этом чувстве обреченности, нельзя понять русскую революцию.(с)

… и, пожалуй, русскую литературу (в целом) и данный текст (в частности). Для меня это стихотворение, в котором к эмоции я могу прикоснуться кончиками пальцев и ощутить ее как некое вещество: вещество речи, прощания и… обреченности.



НАТАЛЬЯ МАКСИМОВА. Небесный цитрус
 http://stihi.ru/2009/02/09/189.

играли вместе мелкие проказники,
делили сласти - горкой на столе,
а мандарин не съеденный за праздники
нашелся вдруг - в небесном феврале

какое солнце - в крапинках, помятое
какое небо - синька и крахмал,
в допозапрошлом - пленка недоснятая,
последним кадром птичку не поймал

за снегирем! пускаются разбойники,
за другом друг, приходят посмотреть -
привитый год растет на подоконнике
и к майским дням подтянется на треть

он зацветет, освоится, развесится,
займет партер, галерку и фойе,
густых ветвей живая куролесица
отбросит тень и убежит с твоей

ловить ее - как птицу красногрудую,
искать во сне забытый мандарин,
лопаткой детской доблестно орудуя,
среди зимы распушенных перин

среди снегов - растут себе сокровища,
катают в санках будущих царей,
глядят в окно - в ледовые побоища
и на стекле рисуют снегирей

двенадцать братцев и сестра дошкольница
живут по списку детских незабот,
небесный цитрус смотрит - не насмотрится -
что будет снова и опять пройдет.
____________________________________________________
*«Чарушин писал просто, как будто врачу говорил «а»».(с)

На мой взгляд, это именно та простота, которая не хуже воровства: иными словами - «легкое дыхание»
.

.
p.s. Любезный по-читатель!.. Пишите, я оботвечу все вопросы (с)…




.........................ведущий GAVS........................


Необходимое предуведомление.

1. Три стихотворения из собственной номинации я не включил в свою «десятку» потому, что слишком сроднился с ними)) Будем считать, что они  носят рекомендательный характер.
НАТАЛИЯ ВОРОНЦОВА-ЮРЬЕВА. Страна.
http://stihi.ru/2009/02/18/3666

НАТАН ХЛЕБНИК. Примитивные стихи – 15.
http://stihi.ru/2009/03/10/2441

АЛЕКСЕЙ КОРОЛЁВ. 48 капель.
http://stihi.ru/2009/03/03/3244

2. На некоторые места в моей «десятке» претендовали одновременно по 2-3 стиха. При прочих равных – я выбирал стихи, пришедшие самотеком, а не принесённые ведущими.

10 место

ВИКТОР АВИН  Расскажи мне снежинка
 http://www.stihi.ru/2009/02/15/980


Расскажи мне снежинка, что ты видела, падая вниз?
Как моя шляпа из фетра ложилась точно в твою мишень?
В перекрестье ловила меня и поэтому такой кристалл?
По нему изучаю я свой будущий в лето на карте путь.

В завершенье которого забуду я шляпу надеть привстав
И она останется на скамье «окрашено», накрыв июль
И девочка с мамой сейчас идет и ей говорит:
Это не просто сугроб, это просто потом человек упал.

Расскажи мне снежинка, что ты видела, падая вниз?
Как летели вдогонку каменья и ангелы наперерез?
А ты все кружилась, чертя и метя в мои следы
Но села на шляпу, которой на мне пока еще нет.

Нет  и меня уже здесь, за пазухой я еще!
Карманы не вывернуты и не вершатся события, вниз
Ступает женщина по лестнице в лета (карниз на карниз)
И девочкой смотрит наверх – сугробов пока еще нет...
_____________________________________________________

Чёрт! Ничего не могу поделать! Вижу, вижу все шероховатости этого стиха, и – все-равно – он производит на меня очень сильное впечатление. Головокружительное впечатление. Словно я сам – как эта снежинка – долго падаю вниз. Так долго, что понятие времени теряет смысл – смерть переходит в рождение, а рождение в смерть. И снова, и снова, и снова. А снежинка всё продолжает падать. Как там у Бродского? «Только пепел знает, что значит сгореть дотла…».


9 место

Интересное стихотворение. Первые десять строк – по-северянински игривы. Следующие две строки – про скуку (кстати, настоятельно рекомендую пройти по ссылке и прочитать: – не случайно стоят отдельно в пространстве текста. Ибо – они и делят текст пополам. С Северяниным покончено. Вторая часть стиха отсылает к Мандельштаму, с его «…о бабочка, о мусульманка,/в разрезанном саване вся,-/жизняночка и умиранка…» и «пенью аонид». Ну, финальное «исчислено, взвешено, разделено», думаю, всем понятно.
____________________________________________________

АБЕЛЯРЪ.. Мне больно, а тебе не больно…

 http://stihi.ru/2009/02/13/2718

Мне больно, а тебе не больно.
Спи вольно, изменяй невольно.
Мне мнемозинно и бемольно,
тебе смешно и алкогольно.

Ку-ку, болванка-растаманка!
Позажигай, дивчина гарна.
Почуять клитором, где пьянка,
ты можешь и впорхнуть шикарно.
Взбухают вены кровеносны,
трещат возбужденные брюки…

И представленья наши розны
фундаментальные о скуке.

Порхай, в оргазмах умиранка, –
ни раздраженья, ни обиды.
Под коркой заживает ранка,
рыданье смолкло аониды.

Не затихает боль в груди лишь.
Немного страшно –  не навеки ль?
Крепчает вечер.
К звездам выйдешь
и видишь: Перес  мене  текел


8 место.

Как и предыдущее стихотворение, этот текст тоже наполнен литературными реминисценциями – и на Лермонтова, и на Блока… Лаконично, точно и очень самоиронично.

БОРИС ПАНКИН. Однажды лирика уходит.
http://stihi.ru/2009/03/04/7075

однажды лирика уходит
и остается ерунда
поэт пером впустую водит
туда сюда

стучит в открытые ворота
на грани бездны водку пьет
дрянная в сущности работа
сизифов пот

впадает в неуместный пафос
в бессмысленное шутовство
казалось бы потел старался
ан - ничего

выходит ночью на дорогу
невыносимо одинок
не нужен ни себе ни богу
ни так, ни впрок.

без цели тащится устало
в глухую сумрачную хмарь
где ледяная рябь канала
тоска фонарь


7 место.

Негромкое стихотворение. Интонационно-выдержанное от начала и до конца. Время, мечтающее о передышке и человек – вполне созвучный со временем)). Ни слова о любви – она в подтексте. Уже за гранью времени и человека.

ЮЮ-ЮЮ. В саду течёт вода из крана…
http://stihi.ru/2009/03/03/232

В саду течет вода из крана.
Забыл, порезавшись, о сне,
стекле, тумане.
Слишком рано,
чтобы написанное мне
письмо влетело стаей строчек
в окно, открытое для птиц.
В часах железный молоточек,
не видя суточных границ,
стучит по времени вслепую.
Мечтая только об одном -
как бы споткнуться о хромую
секунду.
И забросить в дом
провал во времени как вспышку.
(Чтоб я забыл, что не моя
уже Она). И передышку
мне ненадолго от меня.


6 место.

Мне это стихотворение нравится из-за нескольких очень удачных находок – в первую очередь, конечно, поезда в небе)) Да и в целом стихотворение, на мой взгляд, удалось.
_____________________________________________________

АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ. Предчувствие.
 http://www.stihi.ru/2009/02/25/2634



5 место

ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ . Он одевался в хаки и бабочек любил
 http://www.stihi.ru/2009/02/18/4944

_______________________________________________________

Очень хорошо выстроенный текст. Убедительно. Логично. Расчетливо. Продуманно.


4 место

Стихотворение автора, который – такое у меня впечатление – даже думает стихами. Образы и метафоры в его текстах – всегда неожиданны и оригинальны. И – принципиально визуальны. Вот и здесь вы найдёте, как минимум, парочку неожиданных зрительных образов.


АЛЕКСЕЙ КОРОЛЁВ. Алеф.
http://www.stihi.ru/2009/02/17/2939

матери а.

мальчик первенец мой алеф переулков привиденье почему у негодяев ты одалживаешь деньги
почему в военкомате со вчерашним ртом блевоты на твою больную матерь нападают патриоты
почему сержант в погонах с автоматом за спиною в выражениях спокойных вырос богом над тобою мальчик мой не сын декана не капризный внук министра не наследник синдиката но божественная искра почему всего лишь за день ты в себе разочарован от твоих рубцов и ссадин пахнет омертвелым словом почему на отраженьи я не нахожу улыбки почему на белой шее ночи черные улики мальчик мой поверь не стоит делать в неизвестность шага все равно тебя присвоит эта жирная держава а ее межножья поросль нерожавшие наседки смотрят в будущее порознь и качаются на ветке они складывают сирот в горло цинковому гробу их присматривает ирод языком приросший к трону мальчик мой курчавый мальчик дар земли и взгляд вселенной почему округа плачет угрожающей сиреной


3 место.

Отягощенность культурой нередко играет с автором дурную шутку – его стихи приобретаю налёт вторичности. Иногда – наоборот: придают стихам автора дополнительную глубину, увеличивает пространство текста, в конечном итоге – пространство жизни стиха. Разумеется, при том условии, что автору есть ЧТО сказать самому. Вот здесь – на мой взгляд – как раз второй случай.  Очень хорошее стихотворение с многочисленными ассоциациями на «серебряный век».


СМАРАГДА ВТОРАЯ. Корочун.
http://stihi.ru/2009/02/06/4447

Всю ночь на землю осыпался свет:
За облаками — листопад кромешный.
Он замирал в коричневой траве,
Под разговоры ветра и черешни.

Летела вниз колючая пыльца
И воскурялся дым — фонарный, мутный.
В спокойствии небесного лица
Не узнавалось будущее утро.

Вразброс — по одному  — за рядом ряд —
Вставали окна.
Разноцветным соком,
Пульсируя, точился виноград
На дереве рождественском высоком.

По улицам, сосудам, проводам -
Мерцая, разгораясь, пламенея -
Брела окостеневшая вода.

А в мире становилось всё темнее.


2 место.

Игровая интонация текста – лишь оболочка, призванная замаскировать далеко не игривое настроение стиха. Этакий трагифарс – ибо чистая трагедия, по нынешним временам, даже как-то и неприлична. Правда, такое впечатление от этого стиха у меня остаётся ещё и потому, что я воспринимаю его в контексте всего творчества автора – поскольку читаю его регулярно.
______________________________________________________________


АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР. Сивка Вещая Каурка.
http://stihi.ru/2009/02/21/3475

Сивка  Вещая Каурка, пьяный певчий человек,
Это я сегодня чурка, гуманоид и чучмек,
Поле полное печали, крым-нарым, шалтай-алтай,
Катер на седьмом причале, кильки, Рильке и минтай.
От Москвы до Семивражья и от Ушны до Оби
Кажет рожи сила вражья. Мою душу не губи+
Выдь на Волгу руки в брюки, подывись на пароход,
По бортам стоят урюки, русский, в сущности, народ,
Рыба страшная плотвица ходит-бродит взад-вперёд,
Ни умытца ни напитца человеку не даёт,
И за низкою оградкой, в графстве галок и ворон
Спит вповалку сладко-сладко весь убывший эшелон,
И об этом "прибыл/убыл" без привета и свечи
Вострубили златы трубы, новобранцы-трубачи
За полями, за соплями, где не вспомнят обо мне,
Как улягусь с дембелями за оградку на холме.
Ну их в баню эти речи про помин своей души,
Сладок говор человечий, поспешая, не спеши,
От зазимья до весенья с Иоанном и Лукой
Нет от музыки спасенья и от пенья за рекой.


1 место.

Надо сказать, что расстановка по первым трём местам достаточно условна – быть может, уже  завтра, чуть изменившееся настроение, заставило бы меня поместить этот стих, скажем, на второе место. Но сегодня – оно здесь.
Ибо – время оглянуться назад. Для меня, во всяком случае.
______________________________________________________________

КАТЯ НЕПОМНЯЩАЯ. В детском ботаническом саду… http://stihi.ru/2009/02/21/1003




...................ведущий Павел Самсонов....................


Единственное, о чём я пожалел, что в десятку почему-то невозможно впихнуть 20 стихов, со всем же остальным можно как-то смириться. При всех равных условиях, как обычно в таких случаях, на помощь разуму приходят чувства-с.

10 место

ЕВГЕНИЯ РАЙЗЕР. Между нами
http://www.stihi.ru/2009/03/06/3390

_________________________________________________

Эмоциональный, хлёсткий и, в тоже время, адски интимный текст, заражающий собой всё окружающее пространство... вот уже и сам читатель суетливо сопоставляет знаки зодиака, находя тем временем у себя под одеялом чью-то собаку... Женька, ты это как сделала? чур меня!


9 место

ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ. Он одевался в хаки и бабочек любил.
http://www.stihi.ru/2009/02/18/4944

______________________________________

Несколько аморфный в начале текст постепенно концентрируется к середине, которую напрочь сметает жёсткая неумолимая концовка. Но всё это только на первый взгляд, при втором обнаруживается и нежность, и слабость, и сентиментальность. Прихватывает, что там говорить. Может быть, выполнено подчёркнуто рассудочно, но мне это не мешает.


8 место

.ОЛЬГА КОРОЛЁВА. Лесное озеро
http://www.stihi.ru/2009/02/28/4246

Я восседаю с травами, вижу лесной кордон.
Сосны, хрустя суставами, тянутся в небосклон.
Тучка легла на озеро: день у нее хорош.
Луч из листвы березовой будит ее: "Идешь?"

Пень позади поломанный: на голове колтун.
Волны бегут с поклонами: это лесной Перун.
В скованной позе идола, с ящерицей в ногах,
С палкою инвалидною солнцем и мхом пропах.

Ветер ко мне приносится, будто горячий конь.
Прячет глаза раскосые, морду кладет в ладонь.
Глажу лесной шишигою гриву, и крепкий бок.
На спину ветру прыгаю и уношусь - прыг-скок!

Древние люди, рубище обожествив древес,
Ждали лесного чудища - полностью из очес.
В ворохе, в небо пущенном, лиственного гнилья -
Ведьма летит над кущами. Господи! это я.
______________________________________________

Сочный, яркий текст. В содержательном плане, впрочем, это было не настолько занимательно. Однако, не отметить процесс было жаль.



7 место

НАТАН ХЛЕБНИК. Примитивные стихи-15
http://stihi.ru/2009/03/10/2441

_______________________________________________

Содержательное наполнение этого текста соединить бы с аппетитностью предыдущего и... а чёрт его знает, что бы вышло. Лучше уж каждый в отдельности. Задачи текста можно решать, в конце концов, разными средствами, например, сильными «сквозными» образами.


6 место

ЮЛИЯ ЛИСТВИЦКАЯ. Пеленающая версты
http://stihi.ru/2009/02/26/202

Пеленающая версты
На границе поворота,
Ты над снами и над явью
Дышишь с моего листа.
Я давлюсь пространства костью -
Не попасть в твои широты,
Божья пригоршня сиянья
С зимним облачком у рта.
Где-то рядом жизнь иная
В виде позднего набега
Выстрелом  в приморском тире
Выбивает сто очков.
Долгий воздух между нами,
Тетива тугая неба,
Компас, штопающий дыры
На полях черновиков.
Мое тайное причастье,
Я вишу на паутинке,
И бессрочное кочевье
С якоря срывает сад...
Держит даль твои запястья,
Множит ночь твои запинки,
И манит твое свеченье,
Как шиповник в снегопад.
__________________________

Приятное сочетание чужеродных восточных очертаний (пеленающая версты, тетива неба, кость пространства, пригоршня сиянья, зимнее облачко у рта...) и совершенно обыденных, но не менее очаровательных местных шорохов (я вишу на паутинке, множит ночь твои запинки...). Лёгкое и страстное стихотворение.
.

5 место

БОРИС ПАНКИН. Однажды лирика уходит
http://stihi.ru/2009/03/04/7075

_________________________________________________

Простота, которая потрясает. Кто не понял, пусть попробует написать так же... хотя "без ледяной ряби канала" можно было бы  обой... ну да, ну да, дорогой Борис, у каждого свои слабости... Лермонтов – Блок – Панкин, чёткая логическая цепочка.


4 место

АЛЕКСЕЙ КОРОЛЁВ. алеф
http://www.stihi.ru/2009/02/17/2939


Сам автор утверждает, что текст не ахти. Ну, а мне легло и не отпускает. Были б у меня дочери, наверное, всё было бы наоборот. Эх, мальчик мой курчавый, глупыш несусветный... такова твоя юдоль.


3 место

.АРТЕМОНА ИЛЛАХО. Ковры-самолёты тоже падают
http://www.stihi.ru/2009/02/26/6851

_________________________________________________

Присутствие совершенно незнакомого автора среди «золотоизбранных» порадовало. И ведь не авансом, совсем не авансом, не правда ли?
Когда же я понял, что в десятке этот текст будет обязательно? Наверное, где-то здесь:

Будут окна - на юг, будут лодки - со дна,
На далеких лугах - тишина, тишина.
По сугробам - кисель, по ручьям - молоко...
Засыпайте. Назавтра здесь будет легко

Несколько широких мазков и передо мной целый мир...


2 место

АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР. Сивка Вещая Каурка
http://stihi.ru/2009/02/21/3475

__________________________________________________

Что там говорить, имею я слабость к творчеству Алексея Ивантера. Редки у Лёши проходные тексты. Вот и этот, далеко не лучший у него, но пройти мимо невозможно. Разве ж у него слова? Каждое - чисто квач, не в смысле ложки дёгтя, а как в детской игре - догоняет крепкой затрещиной!


1 место

.Т.ЛИТВИНОВА. Над ожиданьем и над домом
 http://www.stihi.ru/2009/02/18/5207

Над ожиданьем и над домом
Стоят коленчатые льды,
Но держит Бог твой день в ладонях
Хрусталиком живой воды,
Февральской ласточкой над бездной,
Стрелком, считающим до ста,
Горячим световым надрезом
На стыке смерти и листа.
___________________________________

Как это делает Татьяна Литвинова, даже не догадываюсь. Какое-то чудо невиданное. Слова перестают быть словами, а смысл смыслом и превращаются в цвета, запахи, оттенки, отражения...  Текст увлекает за собой полностью и безвозвратно. Я ума не приложу, что такое "коленчатые льды", механизмы или мениски какие-то, но безропотно доверяю автору, видимо, без них никак нельзя, иначе не спастись, ни в жисть не вырваться из горячего светового надреза, ой не вырваться!

____________________________________ 



Ну, вот и всё, наши нетерпеливые друзья. А вы боялись ))